Консультация для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраста"
консультация

Крошка Алина Александровна

В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект118.46 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: C:\Users\Марина\Desktop\Эмблема Теремок.bmpМуниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»  

Консультация для родителей:

«Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с аутизмом дошкольного возраста»

Подготовила учитель-дефектолог

Крошка А.А.

Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения различных психических расстройств у детей.

Остановимся на проблеме раннего детского аутизма (РДА), при которой нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития в то время, как при других дефектах психического развития нарушения общения имеют вторичный характер и значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства.

На сегодняшний день учеными различных теоретических ориентаций признается тот факт, что расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются выраженным нарушением коммуникации и чрезвычайной сложностью формирования социальных навыков (Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, С.А. Морозов, О.С. Никольская, С. Baron-Cohen, G. Leisman, R. Melillo, L.Travis, M. Sigman и др.). Поэтому именно преодоление трудностей социально-коммуникативного взаимодействия детей с РАС, восполнение имеющегося у них дефицита вербальных и невербальных способов общения, который обусловлен нейробиологическими факторами, можно отнести к приоритетным целям социально-реабилитационной работы.

Согласно теории игры, которую выдвинул К. Грос, игра является важным средством формирования навыков, необходимых для психофизического и личностного развития.

В советские времена проблеме игры, ее сущности, роли и значению в жизни человека уделялось значительное внимание.

Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.

Современные литературные данные свидетельствует о том, что аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. Игра детей с аутизмом часто описывается как механическая, с недостатком естественной тенденции исследовать, с отдельными действиями, которые кажутся изолированными от любого контекста. В игре отсутствует единство, внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием. Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней 6 доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок озабочен и которые он имитирует. Отмечается отсутствие сюжетности, усложнения игры. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем, проявляется неспособность к пантомиме.

По мнению ряда исследователей, игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и их сенсорными свойствами или тем, как ими можно манипулировать, чем их культурным и символическим значением.

Многие авторы отмечают, что аутичные дети вовлекаются во множество повторяющихся стереотипных действий, комбинационные действия c объектами формируются позже положенного времени либо не формируются вовсе. Lewis V., Boucher J. считают, что даже аутичные дети с высоким уровнем интеллекта играют специфическими способами [30]. Целенаправленная символическая игра у аутичных детей младшего дошкольного возраста находится на низком уровне или отсутствует. По мнению Hobson, те формы игры, которые требуют участия воображения, оказываются нарушенными в связи с недостаточностью когнитивной сферы аутичного ребенка.

Коммуникативные игры

«Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка,повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»

«Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание

ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь,напевает:

Мы на лодочке плывем,

Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -

Покачнулись ты и я…

С. Ихсанова

«Привет! Пока!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

- Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

-Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!

При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.

-Пока! Пока!

Затем предлагает ребенку попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи и прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

«Покатаем мячик»

Цель: формирование эмоционального контакта; развитие движений.

-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе.

Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

-Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

«Мой кубик, твой кубик…»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

«Кто сильнее подует?»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.

Взрослый привлекает (побуждает) ребенка к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

«Догонялки»

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый предлагает ребенку убегать, прятаться от него,приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.

«Закружились, завертелись»

Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.

Взрослый берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза.

Речедвигательные упражнения

«Зарядка»

Взрослый выполняет упражнение вместе с ребенком, взяв его за руки.

Руки вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп (хлопает).

Руки вниз.

Топ-топ-топ (топает).

Руки в стороны.

Ух-ух-ух (машет кистями рук, как крыльями).

Руки вперед.

Тук-тук-тук (стучит кулачками).

«Ручки в стороны, в кулачок»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок,имитирует движения:

Ручки в стороны, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Ручки вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

«Мы топаем ногами»

Взрослый вместе с ребенком, читая стишок,имитирует движения:

Мы топаем ногами: Дети ходят на месте.

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: Хлопают в ладоши.

Хлоп-хлоп-хлоп.

Качаем головой. Наклоняют голову вправо-влево.

Мы руки поднимаем, Поднимают руки вверх.

Мы руки опускаем, Опускают руки вниз.

Мы руки разведем. Поднимают руки в стороны.

И побежим кругом. Бегут.

Игра с кубиками-мякишами «Кубики»

Игра сопровождается чтением стихотворения взрослым.

Кубик я несу, несу,

Кубик я не уроню.

Жёлтый (красный, синий, зеленый)

Кубик я несу.

Уронила кубик, ой!

Принесу теперь другой.

Побуждайте ребенка «ойкнуть».

Игры с пальчиками

Задачи: развитие контакта, формирование способности к подражанию; «заражение» положительными эмоциями, формирование умения выражать эмоции и настроение; активизация речевой деятельности; развитие моторики.

1. Особености  игры детей с расстройством     аутистического спектра

        Предметная игра

        Аутичные дети любят манипулировать предметами.  При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус.

        Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Например, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает, с шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь читать.

        Сюжетно-ролевая игра

        Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни.

        Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

        Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком. ребенок оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли и договориться о совместных действиях. Мало того: если дети приняли ребенка с синдромом аутизма в игру, он начинает действовать в соответствии с собственными представлениями, нарушая ход игры. Негативная реакция на это других детей, которая, скорее всего, последует незамедлительно, травматична для аутичного ребенка.

        Также затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей. С одной стороны, у ребенка за многими предметами, которые не имеют фиксированного назначения (палочки, коробочки, шарики) может быть закреплена определенная функция, и он не согласен использовать предмет по-другому. Например, он использует палочки исключительно для того, чтобы втыкать их в диванные подушки в ходе своей стереотипной игры, а вот применить палочки для изготовлении пластилинового чупа-чупса или эскимо из конфетки-суфле отказывается. С другой стороны, ребенок часто использует предметы и игрушки не по их функциональному назначению, а исходя из собственной логики и предпочтений, и упорствует в этом. Так, он наклеивает пластырь на стену, но заклеить «ранку на лапке у мишки» отказывается; катает по полу барабан, но не желает стучать по нему палочками.

        Несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей и их отношений совсем ему неинтересен. Он тянется к людям, у него есть живые детские реакции. При этом внешне он может выглядеть апатично, не проявляя интереса к происходящему вокруг (например, на детской площадке играть «сам по себе», вроде бы не нуждаясь в партнерах). Однако взрослый, близко знающий ребенка, может увидеть то, что скрыто: и любопытство, и интерес, и желание присоединиться к игре.

        Стереотипные игры

        У аутичного ребенка есть любимые игры – одна или несколько. таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

– цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

– в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;

– повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

– неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

– длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

        Дети не владеют навыками имитационных (подражательных) игр, не умеют делиться игровыми материалам и, не усваивают многочисленных социальных правил игры, не способны ждать своей очереди, совершать действия с переходом ходов и т. д. В результате вместо игрового взаимодействия они демонстрируют дезадаптивное не игровое поведение.         Аутичные дети, в большинстве случаев, используют предметы очень негибким и стереотипным способом. Игровая деятельность у этих детей в основном сводится к однообразным действиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов. Это однообразное повторение одних и тех же действий не несет в себе смысловой нагрузки. В игре отсутствует единство и внутренняя логика. Иногда игра сопровождается невнятной аутистической речью, не объединенной с игрой единым смысловым содержанием.

        Символическая игра встречается редко и когда появляется, в ней доминируют определенные темы, связанные с особыми интересами ребенка, например, с характерными телевизионными программами, которыми ребенок озабочен и которые он имитирует. Отмечается отсутствие сюжетности, усложнения игры. Навыки ролевой игры в дошкольном возрасте - слабые или отсутствуют совсем, проявляется неспособность к пантомиме.

        Игра аутичных детей обычно продиктована скорее привлекательностью объектов и их сенсорными свойствами или тем, как ими можно манипулировать.

2. Формирование        игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа, направленная на формирование навыков  игры, включает следующие направления:

1. Формирование разделенного внимания

Основной целью этого направления является формирование умения перемещать внимание с игрового предмета на партнера по игре и наоборот.

2. Формирование навыков имитационной игры

Цель данного направления коррекционной работы – сформировать у ребенка базовое умение имитировать игровые действия различной степени сложности в ходе индивидуальной и малой групповой форм работы.

3. Формирование навыков параллельной игры

В процессе данного направления осуществляется формирование умения выполнять игровые действия, находясь рядом с другим ребенком.

4. Формирование навыков хороводных игр и игр в кругу

Главная цель – научить детей выполнять синхронные действия в кругу, в группе детей и взрослых.

5. Формирование навыков игры с переходом ходов

Целью этого направления является обучение навыкам игры с переходом ходов.

6. Формирование умения делиться игровыми материалами

Цель коррекционной работы – научить ребенка делиться игровыми материалами с другим ребенком во время участия в различных видах игр.

7. Формирование навыков игрового сотрудничества

Основной целью этого направления является формирование умения взаимодействовать и сотрудничать с другим ребенком в ходе совместной игры для достижения общей цели.

        Последовательное формирование навыков с их постепенным усложнением лежит в основе пошагового обучения, применяющегося при работе с детьми, имеющими РАС.

        На начальном этапе коррекционной работы по формированию игровых навыков у детей с РАС определяются основные проблемы и решаются следующие коррекционные задачи:

- налаживание эмоционального контакта с ребенком;

- умение наблюдать за предметно-практическими действиями, воспроизводить их при поддержке, подражать действиям взрослого;

- умение играть рядом, не мешая друг другу;

- умение обыгрывать игрушки;

-поддержание собственной активности ребенка и развитие мотивации к деятельности;

- воспитание эмоционального отношения обыгрываемому предмету.

        В коррекционной работе с аутичными детьми по развитию игровой деятельности важным является организация игрового пространства, так как она мотивирует детей с аутизмом на взаимодействие, дает возможность сформировать навыки игры, усвоить социальные функции различных игровых предметов, сформировать игровые способы действия с предметами.

        Для игровых занятий оборудуется комната, в которой находится ковер, шкафы с игрушками и настольно-печатными играми, игровой стол квадратной формы, стулья, доска, на которой составляется расписание игрового занятия. Для того, чтобы игровое пространство было привлекательным, подобраны интересные для ребенка красочные, легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы:

- игрушки для конструирования (кубики, конструкторы, мозаики, сборная железная дорога и т.д.);

- механические заводные, музыкальные кнопочные;

- игровые материалы для функциональных, символических, сюжетно-ролевых игр: машинки, самолеты, гаражи, поезд, куклы, кукольный домик, игрушечная мебель, посуда, одежда, набор доктора, игрушечные животные и т. д.;

- игровые материалы для подвижных(спортивных) игр, мягкие игровые модули, мячи, кольца, кегли, обручи;

- настольные и дидактические игры: лото, домино, пазлы, вкладыши, пирамидки, матрешки и т.д.

        Использование различных видов игр, является методологической основой для формирования социально-игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. В список игр для коррекционных занятий следует включать те, которые в наибольшей степени совпадают с интересами ребенка.

        В процессе формирования навыков  игры лучше всего использовать игры с предсказуемым результатом. Учитывая тот факт, что детям с аутистическими расстройствами значительно легче перерабатывать визуальную информацию, им необходимо наглядно продемонстрировать, когда игра будет окончена. Игра, в которой результат очевиден, мотивирует детей с аутизмом намного сильнее, чем непредсказуемость и неопределенность.

Приведем примеры игр с предсказуемым результатом:

• бросание мячей, лежащих в корзине– игра заканчивается, когда корзина пуста;

• вариант игры в домино – игра заканчивается, когда все фишки соединены друг с другом;

• лото – игра заканчивается, когда все картинки накрыты соответствующими карточками;

• игра с куклами – игра заканчивается, когда дети последовательно задействовали все предметы, лежащие на столе, и т.д.

        В ситуациях, когда момент окончанияигры определить трудно, можно использовать песочные часы, секундомер, таймер или будильник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство повышения речевой активности у детей дошкольного возраста»

Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось  зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и вообр...

Консультация для родителей: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста" (папка - передвижка )

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего м...

Консультация для родителей "Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей"

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей...

Рекомендации для родителей Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста

Рекомендации для родителей Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста...