Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии на тему

Кузнецова Людмила Ивановна

Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет),  автор Нищева Н.В.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая  карта

 Речевая карта составлена на основе схемы исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 5 до 7лет),  автор Нищева Н.В.

Анкетные данные

Фамилия, имя, отчество  ребёнка_________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Домашний адрес_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Домашний  телефон____________________________________________________________

Откуда поступил_______________________________________________________________

Сведения о родителях

∙ мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)____________________________ _____________________________________________________________________________

∙ отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка)  _____________________________________________________________________________

Национальный язык ____________________________________________________________

Двуязычие ____________________________________________________________________

Решением ТПМПК от___________________ протокол №_____________________________

принят в логопедическую группу на срок __________________________________ _______

Заключение ТПМПК ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты __________________________________________________

Логопед _____________________________________________________________________ Решением ТПМПК от_____________________________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом ______________________________________________ _____________________________________________________________________________

На срок ______________________________________________________________________ Ответственный за продление ____________________________________________________

 Члены ТПМПК _________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Решением ПМПК от______________ продлен срок пребывания в логопедической группе с диагнозом____________________________________________________________________

На срок ______________________________________________________________ Ответственный за продление ____________________________________________________

Члены ТПМПК _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Решением ТПМПК от_________________________________________ выпускается из логопедической группы с (состояние речи) ___________________________________
в (тип ДОУ, школы) ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ответственный за выпуск _______________________________________________________

Члены ТПМПК ________________________________________________________________

Общий анамнез

 Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания:

∙ до года_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 ∙ после года__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ушибы, травмы головы ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Судороги при высокой температуре ______________________________________________ _____________________________________________________________________________

Раннее развитие

Голову держит с (в норме с 1,5 мес.) _____________________________________________

Сидит с (в норме с 6 мес.) _______________________________________________________

Ползает с (в норме с 6—7 мес.) __________________________________________________

Стоит с (в норме с 10—11 мес.) _________________________________________________

Ходит с (в норме с 11—12 мес.) __________________________________________________

Узнает близких с (в норме с 2,5—3 мес.)___________________________________________

Первые зубы появились в (в норме в 6—8 мес.)_____________________________________ Количество зубов к году (в норме 8 зубов) ________________________________________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии 

(на основании медицинской карты)

Педиатр ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Невролог _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Психоневролог _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оториноларинголог __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Офтальмолог_______________________________________________________________________________________________________________________________________________Хирург _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Ортопед___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление  (в норме с 2 мес.) ______________________________________________________

Лепет  (в норме с 4—6 мес.)_____________________________________________________ Первые слова (в норме около года) _________________________ ______________________

Первые фразы  (в норме от 1,5 до 2 лет) __________________________________________ Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________ _____________________________________________________________________________ Использование жестов (замена речи, дополнение речи)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отношение членов семьи к речевому дефекту __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Занимались ли с логопедом______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Результаты занятий с логопедом _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________2. Адекватность эмоциональных реакций _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия:

∙ дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, пищалки, погремушки) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ∙ определение направления звука_________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ∙ восприятие и воспроизведение ритма ____________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. Исследование зрительного восприятия:

∙ различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики),

4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный) ______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________∙ восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)

4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления:

∙ ориентировка в пространстве

4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ∙ ориентировка в схеме собственного тела:

4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

∙ складывание картинок из частей:

 4 года (2— 4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)____ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы) ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

∙ складывание фигур из палочек по образцу:

 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

∙ складывание фигур из палочек по памяти:

 6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

 ∙ губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам) _______________________________________

 ∙ зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

∙ прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус) ______________________________________________________________________

 ∙ твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель) ________________________________________________________________________

 ∙ мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)  _____________________________________________________________________________ ∙ язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический») _______________ _____________________________________________________________________________ ∙ подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная) __________________________ _____________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

 (все упражнения выполняются по подражанию логопеду)

1.Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет

  • попрыгать на двух ногах без поддержки_____________________________________
  • прыгнуть в длину с места__________________________________________________
  • потопать ногами и похлопать руками одновременно___________________________
  • бросить мяч от груди и поймать мяч ________________________________________
  • бросить мяч из-за головы__________________________________________________
  • перепрыгнуть через мягкую игрушку________________________________________
  • попрыгать на левой ноге и на правой ноге____________________________________

6 лет

  • подбросить и поймать мяч_________________________________________________
  • влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее_______________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5 лет

  • Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы на правой руке, а потом на левой руке, а затем на обеих руках)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Кинетическая основа движений (ребенку предлагают изобразить «игру на рояле» и выполнить пробу «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой и двумя одновременно)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Навык работы с карандашом (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Застёгивание и расстёгивание  пуговиц на игрушке-застежке, зашнуровать шнурки на игрушке-шнуровке____________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду).

5 лет

  • Закрыть правый глаз______________________________________________________
  • Закрыть левый глаз_______________________________________________________
  • Поднять брови, нахмурить брови___________________________________________
  • Надуть щеки____________________________________________________________
  • Втянуть щеки___________________________________________________________
  • Наморщить нос__________________________________________________________

6 лет

  • Закрывает правый глаз___________________________________________________
  • Закрывает левый глаз_____________________________________________________
  • Прищуривает глаза_______________________________________________________
  • Нахмуривает брови_______________________________________________________
  • Поднимает брови________________________________________________________
  • Надувает правую щеку____________________________________________________
  • Левую щеку_____________________________________________________________
  •  Втягивает правую щеку, левую щеку_______________________________________

4. Состояние артикуляционной моторики

5 лет

∙ Широко улыбнуться («улыбка»)_____________________________________________

  • Сделать губки «хоботком», как у слоника____________________________________

∙ Показать широкий язычок («лопата»)_________________________________________

  • Показать узкий язычок («жало») ___________________________________________
  • Упражнение «Качели»____________________________________________________
  • Упражнение «Маятник»__________________________________________________

6 лет

  • Подвигать нижней челюстью вправо-влево___________________________________
  • Поднять верхнюю губу___________________________________________________
  • Опустить нижнюю губу___________________________________________________
  • Облизать кончиком языка губы по кругу_____________________________________

Исследование импрессивной речи

1.Пассивный словарь 

5 лет

  • Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы)

Лексические темы: Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным темам)

5 лет

     «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет

    «Домашние птицы»,  «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные»,     «Транспорт»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Понимание действий (по просьбе логопед ребёнок показывает)

5 лет

кто летит__________________________________________________________________

кто плывет_________________________________________________________________

кто идет___________________________________________________________________

кто прыгает________________________________________________________________

кто ползет. ________________________________________________________________

  1. лет

кто строит_________________________________________________________________

кто убирает________________________________________________________________

кто продает________________________________________________________________

кто покупает_______________________________________________________________

  • Понимание прилагательных (по просьбе логопед ребёнок показывает)

5 лет

круглое печенье________________________________________________________________

потом квадратное______________________________________________________________

треугольное___________________________________________________________________ овальное_____________________________________________________________________ где на картинке сладкое_______________________________________________________

где горькое____________________________________________________________________

6 лет

где прямоугольная и многоугольная салфетки______________________________________ молодой и старый люди________________________________________________________ веселый и грустный мальчики____________________________________________________ высокий и низкий дома_________________________________________________________

  • Понимание  различных форм словоизменения

5 лет

последовательно показать, где глаз, глаза, стул, стулья, лист, листья, окно, окна

_____________________________________________________________________________6 лет

последовательно показать, где рукав, рукава, пень, пни, гнездо, гнезда, перо, перья, ухо, уши __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Понимание  предложно-падежных конструкций

5 лет

Ребенок должен показать на картинке, где котенок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, ходит по креслу, сидит под креслом

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет

Предлагается показать, где котенок выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается (на шторе) над креслом

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Понимание  уменьшительных суффиксов

5 лет

Ребенок должен последовательно показать по просьбе логопеда носок, носочек, чашку, чашечку, окно, окошечко

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет

Нож, ножичек, рукавицу, рукавичку, одеяло, одеяльце______________________________

_____________________________________________________________________________

  • Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами   в – из, на – с, под – из-под:

Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.

Положи карандаш в пенал, под пенал

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Понимания ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

5 лет

ребенок должен показать по просьбе логопеда сначала картинку, на которой собака бежит за мальчиком;

а потом — картинку, на которой мальчик бежит за собакой.

_____________________________________________________________________________ Затем логопед предлагает ребенку ряд вопросов и заданий по сказке «Колобок»:

«Кто попросил бабку испечь колобок? Покажи._____________________________________

Куда бабка положила колобок? Покажи.__________________________________________ Кого встретил колобок сначала? Покажи. __________________________________________

Кого встретил колобок потом? Покажи.__________________________________________ Кто съел колобка? Покажи».

6 лет

Шестилетний ребенок сначала по просьбе логопеда показывает на картинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке; потом — бабочку, которая сидит на еще не распустившемся цветке.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Далее ребенок отвечает на ряд вопросов и выполняет ряд заданий по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи.____________________________________________________

Кто первым прибежал к теремку? ________________________________________________

Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кто сломал теремок? Покажи». __________________________________________________

  • Проверка состояния фонематического восприятия

5 лет

Пятилетний ребенок должен показать последовательно следующие пары: мышка—мишка, почка—бочка, катушка—кадушка, корка—горка, речка—редька, цвет—свет, челка—щелка, рейка—лейка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Шестилетний ребенок по просьбе логопеда показывает такие пары: мышка—мошка, пашня—башня, сова—софа, крот—грот, лук—люк, марка—майка, ель—гель, плач—плащ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование экспрессивной речи

Характер (однословная, фразовая, связная)_________________________________________

  • Активный предметный словарь

5 лет

Пятилетний ребенок получает задание перечислить известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6 лет

Шестилетний ребенок вспоминает по просьбе логопеда названия ягод, насекомых, животных, транспорта

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

 5 лет:

 Части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Части одежды: рукав, воротник, пуговица

_____________________________________________________________________________

Части предметов мебели: спинка, ножки, сиденье

 _____________________________________________________________________________          

 Части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина

 _____________________________________________________________________________              

  6 лет:

Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Части предметов одежды: воротник, манжета, петля

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

 Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор

  _____________________________________________________________________________

Части окна: рама, подоконник, стекло

_____________________________________________________________________________

Обобщающие понятия

Ребенок получает задание «назвать одним словом» изображения нескольких предметов

5 лет

мебель, овощи, фрукты, птицы___________________________________________________

6 лет

Ягоды, насекомые, животные, транспорт

_____________________________________________________________________________

Подбор антонимов (с 6 лет):

добро-зло        

горе-_______________________

друг-_______________________

хороший-___________________

большой-___________________

широкий-___________________

поднимать-__________________

давать-______________________

покупать-____________________

  • Исследование состояния глагольного словаря

Употребление глаголов при ответах на  вопрос.

 5 лет

Что ты делаешь в течение дня?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кто как передвигается?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Кто как кричит?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                

 6 лет:

 Кто какие звуки издаёт?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                  

Кто что делает? (с использованием названий профессий)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Исследование словаря прилагательных

Название цветов.

5 лет:

Основные цвета, голубой, оранжевый

_____________________________________________________________________________  

6 лет

фиолетовый, розовый, коричневый

_________________________________________________________________

Название формы.

5 лет

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование грамматического строя речи

  • Употребление форм множественного числа существительных в именительном падеже

Назови пары картинок

5 лет

глаз—глаза, рот—рты, река—реки, ухо —уши, кольцо—кольца

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет

лев—львы, лист —листья, стул—стулья, воробей—воробьи, дерево—деревья, пень—пни

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Употребление форм множественного числа существительных в родительном падеже

Ребёнок отвечает  на вопрос «Много чего?»

5 лет

шаров, ключей, берез, ложек, окон________________________________________________

_____________________________________________________________________________6 лет

карандашей, листьев, книг, вилок, ведер__________________________________________

_____________________________________________________________________________

  • Способность согласовывать прилагательные с существительными ед. числа

5 лет

Пятилетний ребенок образует словосочетания с прилагательными  оранжевый, голубая, белое и др.____________________________________________________________________

6 лет

Шестилетний ребенок образует словосочетания с прилагательными фиолетовый, серая, розовое.

  • Употребление простых предлогов

5 лет

Пятилетнему ребенку предоставляется возможность ответить по картинкам на вопросы, употребляя предлоги в, у, на, по

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6 лет

Шестилетнему ребенку предлагается ответить на вопросы, употребляя предлоги под, над, из, с.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Способность согласовывать имена числительные с именами существительными

Ребёнку предлагается посчитать картинки от 1 до 5, называя число и слово.

5 лет

Мячи, розы, окна

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6 лет

Пни, воробьи, вёдра

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Способность к словообразованию

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Ребёнку предлагается назвать по картинкам большие и маленькие предметы, причём маленькие предметы нужно назвать ласково.

5 лет

Цветок—цветочек, мяч—мячик, лента— ленточка, ведро-ведёрочко

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет

Изба—избушка, крыльцо—крылечко, кресло—креслице

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование названий детёнышей животных

Ребёнку предлагается задание без  зрительной опоры по образцу: «У лосихи — лосенок. А у кошки кто?»

5 лет

Пятилетний ребенок  выполняет задание, продолжая фразы, начатые логопедом:

У медведицы — ___________________

У зайца — _____________________

У волка — ____________________

У кошки — _______________________

6 лет

У коровы — _______________________

У лошади — _______________________

У бобрихи — ______________________

У собаки — _______________________

Образование относительных прилагательных

5 лет

Посмотри на картинки, соедини линией предметы,   сделанные из одного материала.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Игра «Приготовим обед»

   Суп из гороха? (Гороховый)_________________________________________________

   Каша из риса?   (Рисовая)___________________________________________________

   Салат из моркови? (Морковный)_____________________________________________

   Компот из яблок? (Яблочный)_______________________________________________

6 лет

Стол из дерева деревянный.

А аквариум из стекла какой?_____________________________________________________

Крыша из соломы какая? _______________________________________________________

Стена из кирпича какая? ________________________________________________________

Шапка из меха какая?___________________________________________________________

Носки из шерсти какие? ________________________________________________________

Сапоги из резины какие? _______________________________________________________

Образование притяжательных прилагательных

6 лет

Очки бабушки — бабушкины.

А как сказать про сумку мамы? __________________________________________________

А про усы кошки? _____________________________________________________________

Про хвост лисы?_______________________________________________________________

Про берлогу медведя?__________________________________________________________

Про гребень петуха?» __________________________________________________________

Образование приставочных глаголов с опорой на картинку

6 лет

Упражнение «Саша на горке».

Понаблюдай за мальчиком Сашей, и расскажи, что он делает на горке.

(Сначала Саша к горке подъехал, потом горку объехал, на горку въехал, с горки съехал и домой уехал).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Образование глаголов совершенного вида

6 лет

Ребенок составляет предложения по картинке: н-р: «Девочка строит домик. Девочка построила домик.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование связной речи

5 лет

Сначала логопед выразительно читает рассказ, не предупредив ребенка о последующем пересказе.

                                                                  Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Затем задает несколько вопросов по содержанию:

Куда собрался Илюша? ___________________________________________________________________________

Как он собирался? _________________________________________________________________________________

Что он сделал, когда пришел к реке? __________________________________________________________

Кого он поймал сначала, а кого потом? _________________________________________________________

Что сварила мама Илюше?________________________________________________________________________

Затем он еще раз выразительно читает рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее логопед предлагает план рассказа «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет

Логопед предлагает составить рассказ по любой серии из трех- четырех картинок.

Рассмотри картинки, разложи их по порядку, расскажи, что нарисовано на каждой картинке так, чтобы получился рассказ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния звукопроизношения

Логопед предлагает назвать предметные картинки и составить предложения или повторить предложение за логопедом.

(Логопедический альбом для обследования звукопроизношения И. А. Смирновой)

Обследуемые звуки находятся в разных позициях (начало, середина, конец, слова):

свистящие, шипящие, сонорные.

Сумка, автобус, посуда.

Сетка, гусь, такси.

Замок, коза. Заяц звонит в звонок.

Зима, газета. Обезьяна едет на зебре.

Цепь, птенец, пуговица. У крыльца цветы.

Шапка, душ, машина. Кошка шипит.

Жук, ножи. Пожарные едут на пожар.

Щётка, плащ, овощи. Щенок в ящике.

Чемодан, мяч, бабочка. У мальчика чупа-чупс.

Рыба, топор, барабан. На крыше труба.

Река, дверь, батарея. Дом на берегу моря.

Лодка, футбол, молоток. На балконе стол и стул.

Лимон, медаль, телефон. Лимон лежит на блюде.

     Звуки

             Характер произношения

изолированно

в словах

во фразах

[с]

[с’]

[з]

[p’]

[ц]

[ш]

[ж]

[ч]

[щ]

[л]

[л’]

[р]

[р’]

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование звукослоговой структуры слова

Ребёнку предлагается назвать слова по картинкам, повторить за логопедом предложения.

5 лет

самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сестренка развешивает простыни

_____________________________________________________________________________

В универсаме продают продукты

_____________________________________________________________________________

Парашютисты готовятся к прыжку

_____________________________________________________________________________

6 лет

тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

_____________________________________________________________________________

У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

_____________________________________________________________________________

Исследование дыхательной и голосовой функций

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___________________________________________________________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_____________________________________

Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос)

_____________________________________________________________________________

Исследование состояния просодических компонентов речи

Темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________________

Ритм (нормальный, дисритмия)___________________________________________________

Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_________________________

_____________________________________________________________________________

Способность к  употреблению основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной)_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Исследование фонематического восприятия

Логопед проверяет способность ребенка отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками.

5 лет

Пятилетнему ребенку логопед предлагает повторить цепочки слогов: ба—па—ба, па—ба—па, да—та—да, та— да—та, га—ка—га, ка—га—ка, за—са—за, са—за—са, та—тя—та, тя—та—тя.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение начального ударного гласного звука из следующих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет

Шестилетний ребенок повторяет вслед за логопедом следующие цепочки: са—ша—са, ша—са—ша, жа— ша—жа, ша—жа—ша, са—ца—са, ца—са—ца, ча—тя—ча, тя—ча—тя, ла—ля—ла, ля— ла—ля.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение первого согласного звука из слов: мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, кот, год, хлеб

________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение последнего согласного звука из слов: кот, суп, сом, лимон, мох, сок

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение количества звуков в следующих словах: бык, дом, вата, банан

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты__________________________________________________

Учитель-логопед_______________________________________________________________

Использованные источники:

1.Нищева Н.В. Схема исследования индивидуального речевого и общего развития ребенка с ОНР (с 4 до 7лет).

2. Смирнова И. А  Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

3.Маницкая Е. Г. Логопедический альбом Развитие правильной речи.

4.Ткаченко Т. А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. Рабочая тетрадь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой

Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой...

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Речевая карта для обследования ребенка старшего дошкольного возраста

Здесь представлены все традиционные виды обследования, необходимые для постановки логопедического заключения детям старшего дошкольного возраста....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть II Обследование звукопроизношения гласных звуков.

Подробное обследование звукопроизношения гласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть III Обследование произношения согласных звуков.

Обследование произношения согласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов, примеров игр и игровых приёмов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.

Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....