Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект группового занятия
по развитию фонетико- фонематической стороны речи
у детей с ТНР (старшая группа)
учитель – логопед Усова Г.В.
МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»
2016 г.
Тема: «Звук и буква Ж».
Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Целевые ориентиры занятия:
Коррекционно- образовательный:
- создавать условия для овладения детьми умением характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- способствовать развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики детей;
- способствовать формированию умения анализировать слова и предложения;
- способствовать развитию фонематических процессов.
Коррекционно- воспитательный:
- создавать условия для формирования у детей умения выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование:
Зеркала; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ж; буква Ж; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; дидактические наборы для определения звука в слове; рабочие тетради, простые карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Эту букву мы изучали на предыдущих занятиях ( З ).
- Как ее прочитать, если она обозначает твердый звук?
- Как ее прочитать, если она обозначает мягкий звук?
Игра «Скажи наоборот».
За- за- за – зя- зя- зя.
Зу- зу- зу – зю- зю- зю.
Зы- зы- зы – зи- зи- зи.
-Сегодня будем изучать другой звук.
2. Развитие общей моторики.
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь.
3. Развитие мелкой моторики.
Я большой веселый жук
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу- жу.
Я могу часами
Шевелить усами.
4. Массаж лица. (По общим правилам)
- поглаживание;
- спиралевидные движения;
- поглаживание.
5. Развитие мимических мышц. (Движения по тексту стихотворения)
У Валюши и Ванюши
Щеки, словно шар воздушный.
А у Пети и у Гали-
Худенькими щеки стали.
Рассердились Петя, Галя,
Сильно брови хмурить стали.
6. Развитие артикуляционной моторики.
-«Заборчик – бублик» (5 раз)
-«расчесать язык зубами» (5 раз)
-наказать язычок зубами
-«лопаточка» (под счет до 10)
-«чашечка» (5 раз)
7. Работа над развитием голоса.
Произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
Увидали мы ежа.
Увидали мы ежа?
Увидали мы ежа!
8. Объявление темы занятия.
Выставляется картинка для звукоподражания.
-К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж- ж- ж».
-Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.
9. Акустико- артикуляционный образ звука.
Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале.
Характеристика артикуляции звука Ж.
Звук Ж – согласный, звонкий, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.
10. Связь звука и буквы.
Посмотри- ка: буква Ж
На жука похожа, потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
В.Кожевников.
11. Развитие фонематического слуха.
Жа- жо- жа- жа
Жу- жу- жу- жа
Жи- жи- жо- жи
Жа- жу- жи- жа
12. Физкультминутка.
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь.
13. Закрепление звука в слогах.
-Добавить к началу слова слог ЖУ.
Ви - жу, дер – жу, кру – жу, бро – жу, дру – жу.
-Сколько звуков в слоге ЖУ?
-Назовите первый звук. Назовите второй звук.
14. Закрепление звука в словах.
-Сколько звуков в слове ЖУК?
Звуковой анализ слова ЖУК, выкладывание графической схемы.
Определение места звука Ж в словах: ЖАБА, ЖУРАВЛЬ, СНЕЖИНКА, ЖОЛУДИ, ОДЕЖДА.
15. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами ЖУРНАЛ и ПОЖАР.
Анализ составленных предложений, выполнение графических схем. (со словом ЖУРНАЛ – фронтально, со словом ПОЖАР – самостоятельно в тетрадях)
16. Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком Ж в начале слова (хлопнуть в ладоши).
Жаба желтая лежала,
Что-то в небе прожужжало.
Жаба смотрит – жирный жук.
Все: жуку теперь каюк.
Н.Владимирова
17. Итог занятия.
-Какой звук повторяли вслед за жуком?
-Какой это звук? (Согласный, звонкий, твердый)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gruppovogo_zanyatiya_zvuk_zh.doc | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия
по развитию фонетико- фонематической стороны речи
у детей с ТНР (старшая группа)
учитель – логопед Усова Г.В.
МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»
2016 г.
Тема: «Звук и буква Ж».
Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Целевые ориентиры занятия:
Коррекционно- образовательный:
- создавать условия для овладения детьми умением характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно- развивающие:
- способствовать развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики детей;
- способствовать формированию умения анализировать слова и предложения;
- способствовать развитию фонематических процессов.
Коррекционно- воспитательный:
- создавать условия для формирования у детей умения выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование:
Зеркала; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ж; буква Ж; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; дидактические наборы для определения звука в слове; рабочие тетради, простые карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Эту букву мы изучали на предыдущих занятиях ( З ).
- Как ее прочитать, если она обозначает твердый звук?
- Как ее прочитать, если она обозначает мягкий звук?
Игра «Скажи наоборот».
За- за- за – зя- зя- зя.
Зу- зу- зу – зю- зю- зю.
Зы- зы- зы – зи- зи- зи.
-Сегодня будем изучать другой звук.
2. Развитие общей моторики.
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь.
3. Развитие мелкой моторики.
Я большой веселый жук
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу- жу.
Я могу часами
Шевелить усами.
4. Массаж лица. (По общим правилам)
- поглаживание;
- спиралевидные движения;
- поглаживание.
5. Развитие мимических мышц. (Движения по тексту стихотворения)
У Валюши и Ванюши
Щеки, словно шар воздушный.
А у Пети и у Гали-
Худенькими щеки стали.
Рассердились Петя, Галя,
Сильно брови хмурить стали.
6. Развитие артикуляционной моторики.
-«Заборчик – бублик» (5 раз)
-«расчесать язык зубами» (5 раз)
-наказать язычок зубами
-«лопаточка» (под счет до 10)
-«чашечка» (5 раз)
7. Работа над развитием голоса.
Произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
Увидали мы ежа.
Увидали мы ежа?
Увидали мы ежа!
8. Объявление темы занятия.
Выставляется картинка для звукоподражания.
-К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж- ж- ж».
-Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.
9. Акустико- артикуляционный образ звука.
Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале.
Характеристика артикуляции звука Ж.
Звук Ж – согласный, звонкий, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.
10. Связь звука и буквы.
Посмотри- ка: буква Ж
На жука похожа, потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
В.Кожевников.
11. Развитие фонематического слуха.
Жа- жо- жа- жа
Жу- жу- жу- жа
Жи- жи- жо- жи
Жа- жу- жи- жа
12. Физкультминутка.
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу- жу- жу, жу- жу- жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко- низко наклоняюсь.
13. Закрепление звука в слогах.
-Добавить к началу слова слог ЖУ.
Ви - жу, дер – жу, кру – жу, бро – жу, дру – жу.
-Сколько звуков в слоге ЖУ?
-Назовите первый звук. Назовите второй звук.
14. Закрепление звука в словах.
-Сколько звуков в слове ЖУК?
Звуковой анализ слова ЖУК, выкладывание графической схемы.
Определение места звука Ж в словах: ЖАБА, ЖУРАВЛЬ, СНЕЖИНКА, ЖОЛУДИ, ОДЕЖДА.
15. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами ЖУРНАЛ и ПОЖАР.
Анализ составленных предложений, выполнение графических схем. (со словом ЖУРНАЛ – фронтально, со словом ПОЖАР – самостоятельно в тетрадях)
16. Закрепление звука в тексте.
Выделение из текста слов со звуком Ж в начале слова (хлопнуть в ладоши).
Жаба желтая лежала,
Что-то в небе прожужжало.
Жаба смотрит – жирный жук.
Все: жуку теперь каюк.
Н.Владимирова
17. Итог занятия.
-Какой звук повторяли вслед за жуком?
-Какой это звук? (Согласный, звонкий, твердый)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)
Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В]. Цель: дать детям п...
Конспект занятия по развитию фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А", с приложением заданий для закрепления темы дома.
Целью занятия является - знакомство с гласным звуком "А", а так же, его характеристикой и артикуляцией....
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.
Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для фор...
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей: «Бременские музыканты»
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематеческой стороны речи у детей дошкольного возраста: "Бременские музыканты"...
Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Перспективный план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН подгрупповых занятий по формирова...
Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР в подготовительной к школе группе
Календарное планирование по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группаТематическое планирование по развитию фонетико - фонематической стороны речи. Подготовительная...