Речевая карта для обследования дошкольников с общим недоразвитием речи I-II уровня
материал по логопедии на тему
Результаты диагностики вносятся в таблицы, подсчет результатов производится в баллах. В карту включены параметры оценки развития предречевого периода речи, что позволяет изучить особенности именно неговорящего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА.
(обследование развития речи ребенка дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи I-II уровня языкового развития)
1.Фамилия, имя, отчество ____________________________________________________
2. Дата рождения____________________________________________________________
3. Дата поступления __________________________________________________________
4. Откуда поступил __________________________________________________________
5. Решением ПМПК от ______________________________________________________
___________________________________________________________________________
АНАМНЕЗ (полный анамнез и состояние здоровья – смотри на специальных бланках)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ
№ | Критерии оценки | Начало/ года | Середи на/года | Конец/года | Max баллы |
Контакт | |||||
возможность организации специального обследования | + - | ||||
1 | В контакт (К.) не вступает | 0 | |||
2 | Проявляет признаки полевого поведения | 0 | |||
3 | Вступает не сразу, с большим трудом; проявления двигательного и/или речевого негативизма | 0 | |||
4 | К. формальный; малопродуктивный; продолжительность не достаточна для продуктивных занятий | 1 | |||
5 | В контакт вступает избирательно | 1 | |||
6 | В К. вступает; высокая зависимость продуктивности от внешней стимуляции | 1 | |||
7 | Легко и быстро устанавливает К.; К. продуктивен | 2 | |||
зрительное внимание | |||||
8 | Не фиксирует взгляд на человеке/предметной картинке; | 0 | |||
9 | Фиксирует взгляд на человеке, предметной картинке; продолжительность не достаточна для продуктивных занятий | 1 | |||
10 | Фиксирует внимание на ЛИЦЕ, предметной картинке продолжительное время, достаточное для продуктивных занятий | 2 | |||
12 | Фиксирует внимание НА ОРГАНАХ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА; воспринимает движения, предъявляемые взрослым; пытается повторить чаще безуспешно/ выполняет движения успешно | 1/2 | |||
13 | Эмоциональное состояние ребенка в процессе обследования (положительное, отрицательное, лабильное, ригидное, другое) | _____ | |||
Итого всего баллов | 10 |
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
№ | Критерии оценки | Начало/ года | Середи на/года | Конец/года | Max баллы |
возможность организации специального обследования | + - | ||||
1 | Не различает звучащий предмет | 0 | |||
2 | Определяет источник и направление звука (игра “Где звенит?”) | 1 | |||
3 | Различает речевые и неречевые звуки.
| 1 | |||
4 | Может отхлопывать предложенный ритм (2удара-пауза-3удара) | 2 | |||
5 | Может отхлопывать ритмический рисунок слов по подражанию/самостоятельно | 1/2 | |||
6 | Повторяет сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией. | 2 | |||
7 | Воспроизводит цепочки слогов, состоящих из одинаковых звуков и из разных согласных и гласных БА-НА ПА-БА ПА-ПА-ПУ НА-ГО БА-БА-ПА МА-МА-ПА | 2 | |||
8 | Выделяет из ряда звуков гласные звуки [а], [у] | 2 | |||
9 | Выделяет звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков | 2 | |||
10 | Выделяет звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда слов | ||||
11 | Подбирает картинки/слова на заданный согласный звук | 2/4 | |||
Итого всего баллов | 20 |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
№ | Критерии оценки | Начало/ года | Середи на/года | Конец/ года | Max баллы | |
Возможность организации специального обследования | + - | |||||
Крупная моторика (на примере выполнения элементов логоритмических упражнений) | ||||||
1 | Не реагирует на предъявляемое действие взрослого; | 0 | ||||
2 | Воспринимает, проявляет негативизм; не принимает помощь; | 0 | ||||
3 | Делает попытки выполнить некоторые из предъявленных движений, чаще безуспешно | 1 | ||||
4 | Выполняет движения, сопровождая осколками слов или отдельными словами из текста; | 1 | ||||
5 | Выполняет движения, сопровождая отдельными словами или фразами из текста/полным текстом | 1/2 | ||||
Мелкая моторика (выполнение пальчиковой гимнастики) | ||||||
6 | Не реагирует на предъявляемое действие взрослого | 0 | ||||
7 | Воспринимает, проявляет негативизм; не принимает помощь | 0 | ||||
8 | Пытается повторить статическое упражнение самостоятельно за взрослым, но позу не удерживает | 0 | ||||
9 | Удерживает позу достаточное время | 2 | ||||
10 | Повторяет динамическое движение из 2-3 поз, типа «кулачок – ладошка» | 2 | ||||
11 | Выполняет дифференцированные движения пальцами (загибает и разгибает пальцы) | 2 | ||||
Итого всего баллов | 10 |
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Особенности строения
ЗУБЫ - без особенностей, редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы (нужное подчеркнуть)
ПРИКУС ______________________________
ГУБЫ ______________ наличие расщелины_________ Мышечный тонус губ __________
ЯЗЫК: форма ___________________________________________________________________
Положение в покое ______________ особенности ________________________
Тонус _____________________________________________________________________
ТВЕРДОЕ НЁБО ____________________________________________________________
МЯГКОЕ НЕБО_____________________________________________________________
Саливация _________________________________________________________________
№ | Критерии оценки | Начало/ года | Середи на/года | Конец/ года | Max баллы |
Моторика артикуляционного аппарата (уровень владения, предпосылки усвоения артикуляционных упражнений) | |||||
Возможность организации специального обследования | + - | ||||
1 | Не воспринимает предъявляемые действия | 0 | |||
2 | Зрительно воспринимает предъявляемые движения, повторить их не пытается или проявляет негативизм | 0 | |||
3 | Выполняет движения губами (улыбочка, трубочка) после обучения продуктивно используя помощь/ выполняет успешно самостоятельно | 1/2 | |||
4 | Выполняет статическое упражнение для языка (иголочка, лопаточка) после обучения продуктивно используя помощь/ выполняет успешно самостоятельно | 1/2 | |||
5 | Выполняет движения языком вперед-назад (высовывание языка-убирание его назад) после обучения продуктивно используя помощь/ выполняет успешно самостоятельно | 1/2 | |||
6 | Выполняет движения языком влево-вправо (часики) после обучения продуктивно используя помощь/выполняет успешно самостоятельно | 1/2 | |||
7 | Выполняет движения языком вверх-вниз (качели, лошадка) после обучения продуктивно используя помощь/выполняет успешно самостоятельно | 1/2 | |||
8 | Выполняет серии движений языком (переключаемость иголочка-лопаточка) после обучения продуктивно используя помощь/ выполняет успешно самостоятельно | 1/2 | |||
Уровень владения мимической мускулатурой | |||||
9 | Не воспринимает предъявляемые действия | 0 | |||
10 | Зрительно воспринимает предъявляемые движения, повторить их не пытается или проявляет негативизм | 0 | |||
11 | Пытается повторить статическое упражнение (поднять брови, нахмуриться, наморщить нос, надуть щеки), но позу не удерживает | 1 | |||
12 | Выполняет некоторые движения по подражанию успешно | 1 | |||
13 | Выполняет все движения самостоятельно (поднять брови, нахмуриться, наморщить нос, надуть щеки) | 4 | |||
14 | Закрыть глаз: правый, левый - Выполняет движения по подражанию/выполняет движения самостоятельно | 1/2 | |||
Итого всего баллов | 20 |
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ
№ | Критерии оценки | Начало/ года | Середи на/года | Конец/ года | Max баллы |
возможность организации специального обследования | -+ | ||||
Предпосылки возникновения понимания речи | |||||
Не реагирует на обращённую речь | 0 | ||||
1 | На вопросы «где?» находит несколько разных предметов в разных местах | 1 | |||
2 | Знает своё имя, отзывается на него поворотом головы | 1 | |||
Понимание речи | |||||
3 | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы | 1 | |||
4 | По словесной инструкции выполняет различные действия (водит куклу, кормит собаку и пр.) | 1 | |||
5 | Первые обобщения в понимаемой речи (среди картинок находит игрушки, посуду, одежду, обувь, животных) | 2 | |||
6 | Понимает названия окружающих предметов, показывает картинку игрушки: мяч, кукла, машинка
посуда: чашка, тарелка, ложка животные: собака, кошка, лиса, медведь
обувь: тапки, сапоги, ботинки одежда: футболка, куртка, шорты | 5 | |||
7 | Понимание глаголов, показывает действия, изображённые на картинках: играет, пьёт, сидит, лежит, спит, бежит | 2 | |||
8 | Понимает формы существительных ед. и мн. числа мяч-мячи глаз-глаза рука-руки | 3 | |||
9 | Понимание суффиксальных отношений (существительных в уменьшительно-ласкательной форме) Стол чашка кукла | 3 | |||
10 | Понимание предложно-падежных конструкций, показывает по картинкам: У девочки нет (чего?) У малыша нет (кого?) Мальчик рад (чему?) Бабушка испекла пирог (кому?) Мальчик собирает (что?) Папа кормит (кого?) Мальчик играет (чем?) Мама любуется (кем?) | 4 | |||
11 | Практическое понимание предлогов: В, На, За, Под; выполняет по словесной инструкции действия: положи карандаш на стол спрячь карандаш за спину положи карандаш в коробку спрячь карандаш под стол | 4 | |||
12 | Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | 3 | |||
Итого всего баллов | 30 |
РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Критерии оценки | Начало/ года | Середи на/года | Конец/ года | Max баллы |
Возможность организации специального обследования | + - | ||||
1 | Звуки безусловно-рефлекторные реакции: кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныкание, радостные возгласы, смех, плач, крик) | 0 | |||
2 | Произносит отдельные слоги лепет (начало лепета) | 0 | |||
3 | Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги | 0 | |||
4 | Пользуется звукоподражаниями, звукокомплексами, сопровождает жестами | 1 | |||
5 | Пользуется словами-корнями, искаженными по звучанию | 1 | |||
Воспроизводит одно-двух- и трехсложные слова из сохранных и усвоенных звуков (дом, мак, дыня, мука, батоны, вагоны) | 3 | ||||
6 | Называет предметы и картинки игрушки: мяч, кукла, мишинка
посуда: чашка, тарелка, ложка животные: собака, кошка, лиса, медведь
обувь: тапки, сапоги, ботинки одежда: футболка, куртка, шорты | 5 | |||
7 | Называет действия изображенные на картинках Ест спит играют летит плавают едут | 2 | |||
8 | Употребляет в речи личные местоимения (я, ты, он, она, они) | 2 | |||
9 | Использует в речи качественные прилагательные Красный мяч синий шар жёлтое ведро | 2 | |||
10 | Правильно употребляет формы существительных ед. и мн. числа стол кукла паук | 3 | |||
11 | Правильно употребляет формы существительных в уменьшительно-ласкательной форме Стол чашка кукла | 3 | |||
12 | Правильно употребляет падежные конструкции (отвечает на вопросы по картинкам): У девочки нет (чего?) У малыша нет (кого?) Мальчик рад (чему?) Бабушка испекла пирог (кому?) Мальчик собирает (что?) Папа кормит (кого?) Мальчик играет (чем?) Мама любуется (кем?) | 4 | |||
13 | Практическое употребление предлогов: В, На, За, Под (отвечает на вопросы по картинкам): Где стоят свечи? НА Где лежат фрукты? В Где летает бабочка? НАД Где спрятался мальчик? ПОД | 4 | |||
14 | Повторяет фразу из 2-3 слов за взрослым Это мамина помада. Мама и ваня сидели. | 2 | |||
15 | Составляет фразу из 2-3 слов по картинке 1.________________________________________ 2.________________________________________ 3.________________________________________ | 2 | |||
16 | Повторяет за взрослым короткий рассказ «Котенок». У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. 1._________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ по вопросам/ самостоятельно | 2/3 | |||
17 | Составляет короткий рассказ из двух-трех-четырех простых предложений по сюжетной картине; по вопросам/ самостоятельно | 2/3 | |||
Итого всего баллов | 40 | ||||
Итого всего баллов |
|
|
| 130 | |
Итого всего % | 100 |
ОВЛАДЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ
Наличие изолированного звука
а | о | у | ы | и | э | м | мь | н | нь | п | пь | б | бь | в | вь | ф | фь | т | ть | д | дь |
к | кь | г | гь | х | хь | С | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й |
Наличие звука в слогах
а | о | у | ы | и | э | м | мь | н | нь | п | пь | б | бь | в | вь | ф | фь | т | ть | д | дь |
к | кь | г | гь | х | хь | С | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й |
Наличие звука в словах
а | о | у | ы | и | э | м | мь | н | нь | п | пь | б | бь | в | вь | ф | фь | т | ть | д | дь |
к | кь | г | гь | х | хь | С | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й |
Наличие звука в самостоятельной речи
а | о | у | ы | и | э | м | мь | н | нь | п | пь | б | бь | в | вь | ф | фь | т | ть | д | дь |
к | кь | г | гь | х | хь | С | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | й |
Характер нарушений: пропуск, отсутствие, искажение, множественные нарушения (м/н)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Просодическая сторона речи:
Голос – тихий, слабый, глухой, сдавленный, сиплый, неполетный, нормальный, иссякающий в процессе речи, монотонный, прерывистый______________________________________________
Дыхание – носовое дыхание затруднено, носовое дыхание отсутствует, ротовой выдох сформирован, ротовой выдох не сформирован, при фонации выдох ротовой, при фонации выдох смешанный, дискоординация вдоха и выдоха, поверхностный вдох, выдох укороченный, наличие утечки воздуха через носовые ходы____________________________________________
Темп – нормальный, ускоренный, замедленный, заикание (клонические судороги, тонические судороги, смешанная форма)_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ритм – нормальный, растянутый, скандированный______________________________________
Динамика развития речи ребенка дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи I-II уровня языкового развития
1.Фамилия, имя, отчество
2. Дата рождения
№ | Компоненты речевой деятельности Дата обследования | Начало года | Середина года | Конец года | Max баллы |
1 | Эмоциональные и психологические предпосылки возникновения речи (зрительное внимание и установление контакта) | 10 | |||
2 | Слуховое восприятие и фонематические процессы | 20 | |||
3 | Двигательная сфера (крупная и мелкая моторика) | 10 | |||
4 | Артикуляционный аппарат (артикуляционная моторика и мимическая мускулатура) | 20 | |||
5 | Понимание обращенной речи | 30 | |||
6 | Развитие активной речевой деятельности | 40 | |||
Общее речевое развитие | 130 | ||||
Итого всего % | 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обследования детей с заиканием
Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....

Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой
Речевая карта для обследования ребёнка ОНР III уровня, старший возраст по Н. В. Нищевой...

Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-6 лет
В материале представлена речевая карта для обследования, а также картинный материал к заданиям. Я думаю, что данная разработка поможет логопедам в работе....

Речевая карта для обследования детей с ОНР I уровня.
Речевая карта для обследования устной речи дошкольников с первым уровнем общего недоразвития речи разработана на основе методики обследования речи детей Н.В. Нищевой....
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития (Старшая и подготовительная группы)
Представлена речевая карта обследования старших дошкольников с ОНР - 3 в условиях общеразвивающего детского сада...

Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет.
Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет....