Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-6 лет
учебно-методический материал по логопедии
В материале представлена речевая карта для обследования, а также картинный материал к заданиям. Я думаю, что данная разработка поможет логопедам в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая карта | 33.68 КБ |
Проба "Воспроизведение ритма" | 52.4 КБ |
Грамматический строй | 269.81 КБ |
Импрессивная речь | 1.93 МБ |
Слово на звук | 321.43 КБ |
Картинки по цвету | 108.37 КБ |
Артикуляц.моторика | 15.1 КБ |
Звуковка | 14.6 КБ |
Общая и мелкая моторика | 15.19 КБ |
Собери картинку | 88.39 КБ |
Связная речь | 708.47 КБ |
Словарь | 502.46 КБ |
Вопросы по картинке | 135.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол логопедического обследования.
Фамилия, имя: _________________________________________________________________________
Возраст: ________________________________________________________________________________
Домашний адрес: ________________________________________________________________________
Дата обследования ______________________________________________________________________
Сведения о семье
Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы, должность:
Мать ________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Анамнез
Наличие у родителей наследственных (нервно-психических, хронических сомат.) заболеваний до рождения ребёнка__________________________________________________________________________________________
От которой по счету беременности_________________________________________
Протекание беременности (токсикоз - 1-я половина, 2-я половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______________________________________
Когда закричал ребенок___________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)____________________________________
Общее развитие ребенка
Раннее физическое развитие
Когда стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) _________; когда стал сидеть (в норме с 6 мес.) ________
когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.) ____________;
когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.) _______________.
Раннее речевое развитие
Гуление (в норме - 2-3 мес.)_______________; лепет (в норме - 4-8 мес.)_________________;
первые слова (в норме - около года) _______________; первые фразы (в норме - от 1.5 до 2л)________;
Замена слов жестами______________; Отношение ребёнка к речевому дефекту _____________________.
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы,
травмы, судороги при высокой температуре)
До года_________________________________________________________________________________________
После года:___________________________________________________________________________________
От года до трёх лет _________________________________________________________________
После 3 лет ________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций.
Функция | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Слуховое восприятие: Дифференциация звучащих игрушек. | ||
Направление источника звука | ||
Восприятие и воспроизведение ритма. | ||
Зрительное восприятие: Подбор картинок к данному цветовому фону. | ||
Показ основных цветов. | ||
Зрительно – пространственный гнозис и праксис: Показать части тела (левая-правая); | ||
Показать предметы, которые находятся слева - справа – вверху – внизу – впереди – сзади; | ||
Разбор и складывание разрезной картинки. | ||
Разбор и складывание пирамидки. | ||
Счет (возьми 2-3-4) |
Рисование (дом, дерево, человек) (приложение)
Умение держать карандаш __________________ Уровень развития предметного рисунка (чирканье, каракули, предметное изображение) __________________________________________________________
Ориентировка на листе _________________________________________________________________________ Использование цвета __________________________________________________________________________
Срисовать рисунок (приложение)
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики
Экспрессивная речь
Общее звучание речи.
Показатели | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Разборчивость | ||
Темп и ритм | ||
Дыхание | ||
Голос | ||
Паузация и интонация |
_____________________
Строение артикуляционного аппарата:
∙ строение языка______________________________________________________________
∙ подвижность языка__________________________________________________________
∙ строение неба_______________________________________________________________
∙ прикус______________________________________________________________________
∙ подъязычная связка_________________________________________________________
∙строение зубов_______________________________________________________________
∙строение губ_________________________________________________________________
∙ подвижность губ_____________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики:
первичная диагностика:______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
вторичная диагностика______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние мимической мускулатуры: _________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние общей моторики: __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Состояние мелкой моторики __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Как тебя зовут? ______________________________________________
Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_________________
Где ты живешь? _______________________________________________________________
Ты мальчик или девочка? _______________________________________________________
Как зовут маму? _______________________________________________________________
Как зовут папу? _______________________________________________________________
У тебя есть домашние питомцы? ________________________________________________________
Кто приводит тебя в сад? ______________________________________________________________
Понимание речи:____________________________________________________________________
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Звуки | Первичная диагностика | Вторичная диагностика | ||||||
Изолир. | В слоге | В слове | Во фразе | Изолир. | В слоге | В слове | Во фразе | |
(С) | ||||||||
(С') | ||||||||
(З) | ||||||||
(З') | ||||||||
(Ц) | ||||||||
(Ч) | ||||||||
(Щ) | ||||||||
(Ш) | ||||||||
(Ж) | ||||||||
(Л) | ||||||||
(Л') | ||||||||
(Р) | ||||||||
(Р') |
Другие нарушения ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Произнеси правильно | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Ско-во-ро-да | ||
Ак-ва-ри-ум | ||
Сапожник чистит сапоги | ||
Птенчик весело щебечет |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Фонематический слух
Повтори | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
та-да-та | ||
са-ша | ||
па-та-на | ||
па-ба-па | ||
ка-га | ||
да-та-да | ||
том-дом | ||
суп-зуб | ||
почка-бочка | ||
уточка-удочка | ||
крыша-крыса |
Фонематический анализ
Выдели и назови | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Первый звук в слове: | Аист ___, утка ____, суп ____ | |
Последний звук: | Стул___, мак ____, кот _____ | |
Наличие звука Р в словах: | Шапка_ , майка__, корова___, грач__, стол__, крот__. | |
Выделение звука из ряда других звуков Ш. |
Фонематический синтез
Задания | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности | М.А.К.________ К.А.Ш.А ________ Д.О.М. ________ | |
Составление слов из звуков, данных в неправильной последовательности | Т.К.О ______ Р.Т.О ______ С.К.О ______ | |
Определение количества звуков в слове: | Вата_____, нос_____, утка____, Мост______. |
Фонематические представления
Придумай и подбери | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Слово на звук С | ||
Слово на звук Ш | ||
Слово на звук Р | ||
Картинка на звук Ц | ||
Картинка на звук Ч | ||
Картинка на звук Л |
Импрессивная речь
Покажи, где… | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Спинка стула | ||
Колесо велосипеда | ||
Кукла | ||
Мячик | ||
Кот-коты | ||
Стол-столы | ||
Кукла-куклы | ||
Где собачка? | За___, на___, в___, перед___, около____, справа___, слева___ | |
Девочка шьет | ||
Мальчик играет в мяч | ||
Понимание словосочетаний и простых предложений | ||
Покажи карандаш ключом/покажи ключ карандашом | ||
Что делает мальчик? | ||
Во что он одет? | ||
Кто вместе с ним пришел на рыбалку и зачем? |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Задания | Первичная диагностика | Вторичная диагностика |
Словоизменение | ||
Ед. и мн.число им.сущ. (кот-коты) | Ухо _______, дом ________, дерево __________ | |
Род.п мн.числа (коты-много котов) | Птицы____________________, Книги ____________________, Бананы ____________________ | |
Согласование числительных 2 и 5 с существительными: | Яблоко: 2 __________ 5 ___________ Гусь: 2____________ 5 ___________ Тетрадь: 2 __________ 5 ___________ | |
Изменение по падежам | Стулья (нет чего?)___________ Карандаши (нет чего?)____________________ Гнезда (нет чего?) ___________ | |
Употребление существительных в косвенных падежах без предлога. | У меня есть карандаш, а у тебя нет ______________________ Папа чертит _______________ | |
Словообразование | ||
Уменьшительно-ласкательная форма сущ.-х. | Ложка- ________________ Звезда - _________________ Ухо-____________________ | |
Образование прилагательных от существительных | Стакан из стекла __________________________ Сапоги из резины __________________________ Сок из яблок __________________________ | |
Образование глаголов движения с помощью приставок. | Идет _____________________ Плывет ___________________ Бежит ____________________ | |
Образование притяж. прилагательных | Чей хвост? _________________ Чья морда? _________________ Чей дом? _________________ |
СЛОВАРЬ
∙ Объяснить значение слов:
Пылесос - ___________________________________________________________________
Холодильник - __________________________________________________________________
_________________
Первичная диагностика | Вторичная диагностика | |
Назови, что это …(по описанию) | Морковь Яблоко | |
Назови что-то из… | Посуда ___________________________ Игрушки ___________________________ Одежда ____________________________ | |
Назови части предметов. | Машина ____________________ Человек ___________________ | |
Обобщи слова (по картинкам) | Овощи _____, фрукты_____, мебель ______, посуда _______. | |
Назови детенышей | У утки __________________ У свиньи ________________ У собаки _________________ У кошки __________________ | |
Подбери признак к предмету (какой?) | Лимон_____________________ Лиса ______________________ Ежик ______________________ | |
Скажи наоборот | Большой -_____________ Горячий ______________ Мягкий ________________ Веселый ________________ | |
Что делает…. | Врач ______________________ Учитель ___________________ Строитель _________________ | |
Кто как двигается? | Птица _____________________ Змея ______________________ Рыба ______________________ | |
Кто как голос подает? | Петух ______________________ Свинья ____________________ Мышь _____________________ Собака ____________________ |
_________
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Первичная диагностика | Вторичная диагностика | |
Пересказ (чтение 2 раза) На улице холодно. Валя гуляет с куклой. У Вали шуба, шапка, шарф. На ногах – сапоги, на руках – варежки. А кукла без пальто, без шапки, без шарфа. Кукле холодно, кукла заболела. Валя лечила куклу, а потом сшила ей одежду. | ||
Понимание связной речи. Ответы на вопросы по тексту. Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка побежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок. | Почему котенок стал белым? Это был другой котенок? За кем погнался котенок? Где спряталась мышка? | |
Рассказ по представлению | Любимая игрушка | |
Рассказ по серии сюжетных картинок | ||
Рассказ по картинке |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Первичное обследование ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Дата: | Вторичное обследование ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Дата: |
Учитель-логопед: Деева Т.В.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Состояние артикуляционной моторики
наличие или отсутствие движений____________________ тонус________________ темп____________________________ объем движения _________________________
переключаемость_________________ точность выполнения_____________________ замены движения_________________ длительность удержания положения________
наличие синкинезий______________ тремор__________________________________
гиперсаливация__________________отклонение кончика языка_________________
Движения |
|
Движения нижней челюсти | |
Открывать и закрывать рот | |
Движения челюстью вправо-влево | |
Открыть широко рот и считать до 20, нажать на скулы. | |
Опустить и оттянуть назад челюсть 5 раз. | |
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать от 1 до 5. | |
Двигать челюстью вправо-влево и зарерживать в каждой стороне от 1 до 5. | |
Движения губ | |
«Улыбка» | |
«Трубочка» | |
«Улыбка» - «Трубочка» (чередование) | |
Поднять верхнюю губу | |
Опустить нижнюю губу | |
Поднять верхнюю и опустить нижнюю (одн.) оскал от 1 до 5 | |
Сжать челюсти и сделать хоботок. От 1 до 5 | |
Движения языка | |
«Лопаточка» от 1 до 5 | |
«Жало» от 1 до 5 | |
«Лопаточка» - «Жало»(чередование) | |
Открыть рот, сделать «лопаточку», удерживать его неподвижно по средней линии, одновременно следя за глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях. | |
«Качели» от 1 до 5 | |
«Маятник» от 1 до 5 | |
«Грибок» | |
«Вкусное варенье» от 1 до 5 Круговые движения. | |
Облизывание зубов с внешней стороны. | |
«Лакательные движения» | |
Положить руки на шею, если напряжение, то это дизартр.компонент. | |
Кончик языка за верхние и нижние зубы. | |
Движения мягкого нёба | |
Широко открыть рот и долго тянуть А, а потом Ы. | |
Открыв рот на коротком отрыве произнести А-Ы-А-Ы. | |
Открыть рот, высунуть язык. Логопед удерживает кончик языка марлевой салфеткой и просит ребенка произнести слог КЫ. | |
Широко открыть рот, высунуть язык. Сделать вдох ртом. Выдохнуть через нос, произнося Н. | |
Мимические движения | |
Поднять брови (удивление) | |
Опустить (нахмуривание) | |
Прищур | |
Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удержание от 1 до 5 | |
Растянуть мышцы лица как при широкой улыбке от 1 до 5 | |
Поднимание-опускание бровей | |
Попеременно открывать и закрывать глаза. | |
Надуть и втянуть щеки.1 до 5 | |
Перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз | |
«Рыбка» втянуть щеки и зажать между зубами. |
Предварительный просмотр:
Инструкция: «Повтори за мной предложение».
Бабушка сушила мокрое белье на веревке.
(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)
Слова по картинкам.
Повтори: С-С-С-С-С са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;
ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу.
У самого носа оса.
Повтори: ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;
сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;
У Симы семь апельсинов.
Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;
У Зои заболели зубы.
Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;
зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;
У Зины зимой зябнут ноги.
Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;
Пьют водицу на улице.
Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку.
У машины новые шины.
Повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;
Жаба жила в луже.
Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;
чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;
Девочка пьёт чай с печеньем.
Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ - Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;
щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;
Щенок утащил щётку из ящика.
Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро - бру;
У Егора в руках топор.
Повтори: ря — ре — рю — ри; арь - орь – урь - ырь; кря – кре – крю - кри; тря – трю - три;
У Иринки мандаринки.
Повтори: Л-Л-Л-Л-Л ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;
кла — кло —клу - слу — сло - слы – пло – плы – гла – гло - глу;
Павел пошёл на футбол.
Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль; для — дле — длю — дли; вля – слё – злю – пли;
Олени гуляли на поляне.
Предварительный просмотр:
Общая моторика
1.Состояние общей моторики:
сила движений______________________точность движений____________________
темп движений______________________координация движений________________
переключение от одного движения к другому______________________________
Движения |
Прыжки на 2-х ногах |
на левой ноге |
на правой ноге |
в длину с места |
Топать и хлопать одновременно |
Мяч: бросить от груди |
из-за головы |
поймать |
подбросить и поймать |
Перепрыгнуть через игрушку |
По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс |
Мелкая моторика
точность движений________________темп движений________________________
синхронность движений правой и левой руки_____________________________
переключение от одного движения к другому_____________________________
наличие леворукости________________ амбидекстрии______________________
Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз.
2.1. Кинестетическая основа движений:
Движения |
Больш. и указ. палец в кольцо на правой руке |
на левой руке |
одновременно |
Вытянуть указ. и ср.пальцы на правой руке |
на левой руке |
одновременно |
Вытянуть указ.палец и мизинец на правой руке |
на левой руке |
одновременно |
Положит указ. палец на ср. на правой руке |
на левой руке |
Положить ср. палец на указ. на правой руке |
на левой руке |
- Кинетическая основа движений
Движения |
Сгибать и разгибать пальцы на правой руке |
на левой руке |
Чередование: правая - ладонь, левая - кулак |
«Игра на рояле» пальцы: 1-5 |
2-4 |
1-2-3-4-5 |
Проба «ладонь-ребро-кулак» на правой руке |
на левой руке |
- Навыки работы с карандашом
Умения |
Держать карандаш |
Рисовать горизонтальные линии |
вертикальные линии |
ломаные линии |
замкнутые линии |
волнистые линии |
круги |
человека |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рассказ по серии сюжетных картинок
Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.
Предварительный просмотр:
Узнай предмет по описанию
Назови части предмета
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обследования детей с заиканием
Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....
Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....
Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).
Не один год для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ...
Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития
Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...
Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития
Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...
Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-7 лет
Обследование речи детей 5-7 лет...
Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет.
Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет....