Конспект занятия "Дифференциация звуков С -Сь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [с]-[с']"
Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков [с] и [с'].
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Научить давать сравнительную характеристику звуков [с] и [с'];
- Учить дифференцировать звуки [с] - [с'] в слогах, словах, предложениях.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать мышление, память, внимание;
- Развивать умение анализировать слова, слоги и предложения.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- Воспитывать дисциплину на занятиях.
Оборудование: предметные картинки: сапоги, сено, апельсин, васильки, песок, гусята, самокат, сито, сумка, такси, сундук, сом, стакан, собака, письмо; магнитная доска, набор для составления звуковой схемы, набор ля составления схемы предложения, сюжетная картина "Соня нюхает сирень", альбом упражнений по обучению грамоте "Говорим правильно" О.С.Гомзяк.
Ход занятия
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Вы готовы заниматься?
Давайте сделаем гимнастику: трубочка-улыбка; лопатка-чашечка; качельки за зубки-качельки на зубки; вкусное варенье, маляр, лошадка. Таня, заводи моторчик. Молодцы, ребята.
- Сейчас я буду называть вам слова, а вы должны мне сказать, как будет ласково.
Нос- … (носик) лиса - …(лисичка) усы - …(усики)
Пес - …(песик) коса - …(косичка) колесо - …(колесико)
Как звучит звук [с] в словах пёс и пёсик? (с, с') Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [с] и [с'].
- Основная часть
- Отгадайте загадку (картинки с отгадками вывешиваются на доске)
В нас хозяин на охоту
Идёт тихонько по болоту.
Обувает нас на ноги,
Когда лужи на дороге. (Сапоги)
Косою острой скошено
Горой высокой сложено. (Сено)
Молодцы! Скажите, а какой первый звук в слове "Сапоги"? (С). Звук [С] какой, Полина?
Хорошо. А какой первый звук в слове "Сено"? (С'). Звук [С'] он какой, Настя?
Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие). А чем отличаются? (твердый-мягкий)
- Поиграем в игру "Кто самый внимательный?" Я буду вам говорить слоги, и если вы слышите твердый звук [С], значит хлопните в ладоши, а если мягкий [С'], то топните, вам понятно?
СА - СУ - СИ - СО - СЯ - СЁ - СЫ - СЮ
ИС - УСЬ - АС - ОСЬ
А теперь то же самое, но в словах:
СОК - КОСТЬ - ПОСУДА - СНЕГ - СЕМЯ - СЕМЬЯ
Молодцы!
- А сейчас мы с вами поиграем в игру "Найди место". Вы будете выходить по одному ко мне, я буду показывать вам картинку, вы называете, что на ней нарисовано и определяете какой там звук: твердый [c] или мягкий [с']. Картинки со звуком [с] мы будем вешать сюда, а со звуком [с'] с этой стороны.
Слова: апельсин, васильки, песок, гусята, самокат, сито, сумка, такси, сундук, сом, стакан, собака, письмо, сапоги, сено.
- Открываем кассы и выкладываем схему слова "САПОГ". Сколько слогов в этом слове? (2). Какой звук первый/второй? (син,кр,син,кр,син). Егор, назови какая схема у тебя получилась. У всех так?
А теперь выкладываем схему слова "СЕНО". Полина, назови какая схема получилась у тебя? У всех также? Молодцы!
- Посмотрите на картинку. Знакомьтесь, это Соня. Соня нюхает сирень. Из чего состоит предложение (из слов). Посчитаем, сколько слов в этом предложении (3). Составьте схему (белые полоски).
Соня, сколько слов у тебя в схеме? У всех также? Молодцы.
Ребята, а вы заметили, что в этом предложении спрятались сразу два нужных нам звука? И [с], и [с']. Полина, какой слово в предложении "Соня нюхает сирень" содержит звук [с]? (Соня). Тимофей, а какой слово содержит звук [с']? (сирень).
Молодцы, ребята!
- Открываем страницу 3. Посмотрите на картинки, что на них изображено? (Санки, гуси). Санки, какой здесь звук [с]? (твердый). Какой первый слог в слове "Санки"? (са). Это прямой слог или обратный? (прямой). А какой будет обратный слог у слога "са"? (ас). Запишите под картинкой сначала прямой слог "са", а потом, после тире, обратный слог "ас". Хорошо.
В слове "Гуси" сколько слогов? (2). Какой последний слог? (си). Звук [с'] здесь какой? (мягкий). "Си" — это прямой слог, а какой будет обратный? (ис). Запишите сначала прямой слог "си", а потом обратный - "ис".
- Хорошо, ребята. Посмотрите на задание 4. Нам даны слова, из которых нужно составить предложение. "На, сова, суку, сидит". Какое предложение можно составить? Обратите внимание, что Слог "на" начинается с заглавной буквы. (На суку сидит сова). А теперь начертите схему этого предложения.
"Кормушку, для, зимой, птиц, сделай". Какой предложение составит Егор? (Кормушку для птиц сделай зимой). Начертите схему этого предложения.
- Итог занятия.
Сегодня мы с вами учились различать два братика-звука [с] и [с']. Мы выяснили, что отличаются они тем, что звук [с] - твердый, а звук [с'] - мягкий.
Вам понравилось сегодняшнее занятие? Мне тоже. Большое вам спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...