Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель:Организовать коррекционно-развивающую деятельность детей, направленную на развитие фонематического восприятия, а именно развитие умений звуко-слогового анализа слов.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- закреплятьпредставления понятия«гласный», «согласный твердый» звуки;
- упражнять в звуковом анализе слова с выкладыванием схемы;
- закреплять умение определять количество слогов в слове;
- уточнить и активизировать словарь по теме « Зима»;
- формировать умения образовывать качественные прилагательные.
Коррекционно – развивающая:
- развивать речевое дыхание;
- развивать общую моторику, координацию движения.
- развивать внимание, память.
Коррекционно-воспитательная:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитание у детей умения выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением
Предварительная совместная работа учителя-логопеда и воспитателя:
Беседа с детьми о признаках зимы:
1) Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом.
2) Стало холодно, на улице мороз.
3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
4) Ночи стоят длинные, а дни – короткие.
5) Люди надели теплую зимнюю одежду.
6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки
Чтение рассказов Г.Скребицкий «Художник Зима» («Четыре художника»), стихотворений о зиме И. Никитин. «Встреча зимы», А.С.Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.), И.Суриков «Зима», Г. Ладонщиков «Наши друзья», отгадывание загадок
Игры на развитие фонематического слуха у детей: «Поймай звук», «Незнайкины ошибки», «Слушай, не зевай – звуки повторяй», «Магазин», « Звук заблудился», «Доскажи словечко», «Путаница», «Маша и Миша», «Определи самое длинное и короткое слово», « Дятел», «Сигнальщики», «Подарки друзьям», «Цепочка слов», «Найди свой домик».
Оборудование:
Экран, проектор, снежинки, силуэт елки, бумажные елочные шары с наклеенными предметнымикартинками с изображением слов: ком, зима, мороз, горка, сосульки, снежинка, снег, лед, снеговик, сюжетные картинки «Зимние забавы», снежок, сказочный ларец, угощение.
Ход занятия:
I Организационный момент
Л: Доброе утро,
Улыбнитесь скорее
И тогда весьдень сегодня
Будет веселее!
Л:С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Стали белыми дома
Значит, к нам пришла... (зима)Слайд на экране
Посмотрите, ай, да зимушка –зима,
До чего же хороша!
Любят зиму ребятишки?
Да!
И девчонки и мальчишки?
Да!
Голос: Кто меня позвал? Я, Зимушка – Зима! Но не все могут меня увидеть, а только самые смелые, добрые и находчивые ребята. Хотите встретиться со мной? Как только справитесь с заданиями моих помощниц- снежинок, я сразу появлюсь!
II Основная часть
Фонетическая ритмика. Звук [у] слайд «Ветер»
Звучит вой ветра.
- Послушайте, ребята, что это?
- Это ветер.
- Верно. Только ветер этот не простой. Это зимний ветер. А какой зимой ветер?
- Холодный, колючий, северный...
Зимний ветер северный
Дует за окном.
Вместе с ветром северным
Песенку споем: -«У-у-у»
- Как я произнесла этот звук?(Логопед рукой формирует губы “трубочкой” и тянет звук) - Дети повторяют.
- Давайте руки положим на живот, сделаем вдох через нос, на выдохе снова подуем: «УУУ» и еще раз, плечи не поднимаем, животик надуваем.
Садитесь, пожалуйста, на стульчики.
-А вот и помощницы Зимушки –Зимы.(Снежинки на экране 6 шт.). Снежинка «вылетает» из экрана со звуком. Логопед берёт бумажную снежинку и говорит задание.
1 Первая снежинка –
-Назовите звук, который повторяется в словах КОМ, ЗИМА, МОРОЗ
- Скажите, пожалуйста, какой это звук?
Дети отвечают с помощью наводящих вопросов логопеда.
-Каким цветом будем обозначать звук [М]?
Звук вы дети все поймали
Ну, а слог не называли
Слушайте слоги внимательно
И повторяйте старательно!
МА-МО-МУ МЭ-МА-МЫ
МУ-МО-МА МЫ-МА-МО
МО-МА-МЭ МО-МО-МУ
МЭ-МО-МУ МО-МА-МА
Появляется первый пазл картинки Зимы
2 Вторая снежинка
Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок;
Не успеешь отклониться –
Полетит в тебя? ( снежок )
Динамическая пауза. Подвижная игра с элементами фонетической ритмики “Снежки”
- 1, 2, 3, 4 –
Мы с тобой снежок слепили. («лепят» снежок)
Круглый, (пальцы соединены, изображают круг)
Крепкий, (сжимают ладошки)
Очень гладкий, (гладят ладошки друг о друга)
И совсем-совсем не сладкий! (грозят пальчиком)
Раз – подбросим! (подбрасывающие движения руками)
Два – поймаем! («ловят»)
Три – уроним и сломаем! («бросают» «снежок» на пол,
топчут ногами)
Появляется второй пазл Зимы
3 третья снежинкаЗвуковой анализ слова КОМ
(каждыйответ ребёнка сопровождается картинкой на экране)
Ребята, скажите, как называется очень большой снежок?
Слайд «Снежный ком»
Л.: Назовите первый звук в слове «КККОМ»
Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?
Каким цветом обозначаем?
Назовите второй звук в слове «КОООМ»
Назовите третий звук в слове «КОМММ»
Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?
Твердый или мягкий?
Каким цветом обозначаем?
Сколько звуков в слове КОМ
Сколько слогов в слове ком?
Появляется третий фрагмент Зимы
4 Четвертая снежинка «Наряди елочку»
Л.: Ребята, скоро праздник Новый год, а наша елочка не наряженная. Давайте развесим на елке новогодние игрушки. На каждом шарике есть картинка слова. На нижний ярус нашей елочки мы повесим слова, в которых 1 слог, на второй ярус слова, в которых 2 слога, и на третий ярус, самый верхний, мы повесим слова, в которых 3 слога.
(Снег, горка, зима, лед, сосулька, снеговик, мороз, снежинка)
Появляется четвертый пазл
5 Физминутка
Наконец пришла зима Стали белыми дома Снег на улице идёт Дворник улицу метёт Мы катаемся на санках Пишем на катке круги Ловко бегаем на лыжах И играем все в снежки | разводят руки в стороны складывают руки домиком над головой движение руками вверх-вниз имитация приседают, руки вперед руки за спину, медленно кружатся имитация лепят и бросают снежки |
Садятся на стульчики
«Зимние забавы»
- Ребята,скажите, во что можно играть зимой?
Ответы детей сопровождаются картинками, которые лежат на столе изображением вниз. Появляется пятый пазл
6Шестая снежинкаУпражнение «Какой? Какая?»
-Я брошу снежок и назову слово, а вы подберите слова, отвечающие на вопрос какая?какой?
Зимой холод,значит погода какая? – холодная
Если мороз, значит погода какая? – морозная
Если снег, зима какая? – снежная
Если волшебство, зима какая? – волшебная
Если солнце, день какой? – солнечный
Если ветер, день какой? – ветреный
Если праздник, день какой? – праздничный
Если Новый год, день какой? – новогодний
Все части картинки зимы собраны.
Слайд «Ветер», слайд «Зимушка- Зима»
IIIИтог занятия
Голос:Все ребята – молодцы,
Занимались от души!
Вы снежинки мне верните,
И что делали, скажите!
-Посмотрите на красавицу Зимушку. Давайте вернем её снежинки и вспомним все задания. (Дети кладут снежинку в ларец и рассказывают, какие задания
- Подул зимний северный ветер, и мы сделали?
- О чем попросила первая снежинка? Назовите звук, который спрятался в словах? Дайте характеристику звука [М]. Звуковую схему какого слова мы составили?
- За что вы любите зимушку-зиму?
Логопед трясет ларец и открывает: Ребята, посмотрите, все снежинки превратились в снежные конфеты! Это вас зимушка-зима угощает за ваше старание. Нам пора прощаться, до свидания!
Конспект
коррекционного занятия с детьми
старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи
по образовательной деятельности «Речевое развитие»
«Зимушка – Зима»
Автор-составитель:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Митрошина Иляна Григорьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по теме: «Осень. Деревья осенью».
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: "Осень. Деревья осенью"...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
В проекте отражены различные направления взаимодействия логопеда с семьями воспитанников....
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории
Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...
"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...
Конспект коррекционно- образовательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Весна»
Конспект коррекционно-образовательного занятия для детей с ТНР по лексической теме "Весна"....