Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
методическая разработка по логопедии на тему
В проекте отражены различные направления взаимодействия логопеда с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimod-e_logop._i_rod._proekt.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Журавушка»
Проект
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи»
Автор проекта:
учитель-логопед
Ковалевская Л.В.
г. Шарыпово 2015 г.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы:
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем социализироваться и адаптироваться в обществе.
Цель проекта:
- формировать и стимулировать мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.
Задачи проекта:
- ознакомление родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ;
- информирование родителей о речевых нарушениях ребенка;
- создание единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях;
- формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 г.- июнь 2016 г.
Вид проекта: долгосрочный
- Руководитель проекта – учитель-логопед МБДОУ №22 «Журавушка» Ковалевская Л.В.
Участники проекта:
- Заведующая МБДОУ №22 «Журавушка» - Романова В.И.
- Заместитель заведующей по МВР – Крупская Н.П.
- Учитель-логопед – Ковалевская Л.В.
- Педагог-психолог – Саврасова Е.Ю.
- Музыкальный руководитель – Маркова О.А.
- Воспитатели – Филюзина Е.Л., Ткаченко И. А.
- Родители воспитанников, посещающих логопедическую группу.
- Дети с речевыми нарушениями.
Основные формы реализации проекта:
- Коллективная работа:
- родительское собрание;
- консультации, семинары;
- библиотека для родителей;
- фронтальные открытые занятия;
- выставка игр, пособий;
- речевые праздники;
- фотоальбом.
- Индивидуальная работа:
- индивидуальные беседы;
- индивидуальные практикумы;
- домашняя библиотечка;
- день открытых дверей;
- тетради для домашних заданий;
- анкеты;
- рекомендации.
- Наглядная работа:
- речевой уголок;
- домашнее задание;
- доска объявлений.
Содержание деятельности проекта
- Подготовительный этап (информационно-аналитический).
Мероприятия:
- диагностика речевого развития детей;
- анкетирование родителей;
- информационная работа с родителями;
- сбор анамнестических сведений о работе;
- оформление договора с родителями воспитанников образовательного учреждения о его обследовании и сопровождении;
- встреча с родителями;
- индивидуальная беседа.
- Основной этап (практический).
Мероприятия:
- семинар-практикум «Мой веселый язычок» (как правильно выполнять артикуляционную гимнастику);
- памятки по выполнению домашних заданий;
- праздник «День Матери»;
- КВН «Наш родной язык» (речевой праздник-развлечение для детей старшего дошкольного возраста);
- Создание индивидуальной папки («накопительный портфель ребенка»);
- библиотека для родителей (повышение уровня знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии).
- дни открытых дверей;
- тематические консультации.
- Итогово-аналитический этап.
Мероприятия:
- итоговая диагностика речевого развития детей;
- награждение родителей детей благодарностями;
- анкетирование родителей («Оценка коррекционно-педагогической деятельности логопедической деятельности в логопедической группе»);
Календарный план реализации проекта
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
на 2015-2016учебный год
Наименование этапов | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Подготовительный этап | Разработка цели и задач проекта; изучение литературы по теме; диагностика речевого развития детей; анкетирование родителей. | Сентябрь 2015г. | Активное включение родителей в процесс воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства как в МБДОУ, так и в домашних условиях. |
Основной этап | Реализация системы работы с родителями в процессе воздействия на ребенка с нарушениями речи. | Ноябрь 2015г. | Доверительное отношение родителей с педагогами и специалистами МБДОУ; создание единого речевого режима. |
Итогово-аналитический этап | Анализ проделанной работы, оценка ее эффективности. | Май 2015г. | Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка. |
Ресурсы:
1.Нормативно-правовое обеспечение: Закон «Об образовании» РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепция дошкольного воспитания, программа развития, Устав МБДОУ детский №22 «Журавушка».
2. Педагоги МБДОУ.
3. Материально-техническое оснащение помещений МБДОУ:
- Групповая комната.
- Музыкальный зал.
- Логопедический кабинет.
Риски:
- Отсутствие системы в работе по рекомендациям логопеда со стороны родителей.
- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях МБДОУ.
- Инертность мышления некоторых педагогов и родителей по преодолению речевой патологии у детей.
Предупреждение рисков:
- Создание положительных условий для личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов МБДОУ на интегративной основе.
- Четкая организация взаимодействия учителя-логопеда и педагогов с родителями воспитанников.
- Привлечение родителей воспитанников к участию в образовательном пространстве логопедической группы.
- Учет интересов родителей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
Ожидаемый результат:
- Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка.
- Помощь в принятии позиции «активного родителя».
Промежуточные результаты реализации проекта:
Подготовлена методическая база, проведено анкетирование родителей, диагностика речевого развития детей логопедических групп, семинар практикум «Мой веселый язычок», праздник «День Матери», День открытых дверей. Определены формы работы взаимодействия учителя-логопеда и родителей на 2015-2016 учебный год, составлен план мероприятий по реализации проекта на 2015-2016 учебный год.
Список использованных источников
1. Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести под ред. Е.М. Кокорева. Магадан 1993 г.
2. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» /автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М.,2004 г.
3. Давыдова О.И. , Богословец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» - М.,2005 г.
4. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.
5. «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бючарова, М.П. Гурьянова. Ставрополь 1997 г.
6. Тверская О.Н. «Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи» «Логопед». – 2010 г. №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...
ПРОЕКТ «Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Проект по работе с родителями в условиях дошкольного логопункта...
«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Каждый педагог рано или поздно задает себе вопрос: что труднее- работа с детьми или их родителями? Найти Общий язык и направить ОБЩЕЕ дело на пользу ребёнку-это половина успеха.В статье затрагиваются ...
Педагогический проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей - одно из приоритетных напрвлений современного образования. Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решений проблем речевого ра...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта...