Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с элементами фонетико-фонематической стороны речи «Поможем бабушке Федоре» для детей старшей компенсирующей группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий с элементами фонетико- фонематической стороны речи
"Поможем бабушке Федоре" для детей старшей компенсирующей группы с ТНР (ОНР III)
Лексическая тема : "Посуда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya_pomozhem_babushke_fedore.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеколпанская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение -дошкольное отделение
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с элементами фонетико-фонематической стороны речи «Поможем бабушке Федоре» для детей старшей компенсирующей группы(5-6 лет) с ТНР (ОНР III) Лексическая тема: «Посуда»
Разработала: Тертышная Надежда Ивановна, учитель-логопед МБОУ «Большеколпанская СОШ», дошкольное отделение
Дата проведения открытого занятия:05.04.2023 Тема недели: Посуда
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
д. Б. Колпаны 2023год
Цель: Активизация словаря по лексической теме «Посуда» Задачи: Коррекционно -образовательные: расширить и уточнить словарь по теме «Посуда»; учить детей классифицировать посуду по ее назначению (кухонная, столовая, чайная); совершенствовать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; упражнять детей в образовании относительных прилагательных от имён
существительных; закрепить навыки деления слов на слоги.
Коррекционно -развивающие: развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание
развивать логическое мышление; развивать мимическую мускулатуру; развивать связную речь. Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к предметам посуды; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности; формировать умение поддерживать беседу. Предварительная работа: рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях их которых она состоит, чтение художественной литературы «Федорино горе» К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций на тему «Посуда, разучивание стихотворения по мнемотаблице, разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники», разучивание упражнения «Чайник».
Активизация словаря: посуда чайная, столовая, кухонная; посуда стеклянная, деревянная, металлическая, глиняная, серебряная.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование мнемотехники, использование ИКТ.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материалы и оборудование: экран, компьютер, магнитная доска, контейнер с карандашами, мяч, мнемотаблица, предметы посуды, предметные картинки с изображением посуды, разрезные картинки 6 штук, конфеты.
Ход НОД
I.Вводная часть (3минуты) Логопед: Доброе утро! Улыбнись скорее, И весь день сегодня будет веселее! Мы погладим лобик, носик и щёчки, Будем мы красивыми, как в лесу цветочки! Разотрём ладошки сильнее, сильнее, Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережем. Логопед: Ребятки, из какого произведения эти строчки? Что за шум, что за гам, слышен тут и там. По дорожке, что спешит. Тараторит, тараторит, дребезжит! А за ними вдоль забора скачет бабушка Федора! Дети: Федорино горе. ( На доске появляется картинка с изображением бабушки Федоры) слайд 1 Логопед: Скажите, пожалуйста, кто написал это произведение? Дети: К.И. Чуковский Логопед: Ребята, что же случилось у бабушки Федоры (ответы детей) Дети: Посуда сбежала. Логопед: Почему от Федоры сбежала посуда? (ответы детей) Дети: Федора плохо относилась к посуде, не ухаживала на ней. Логопед: Как жилось посуде у бабушки Федоры? (ответы детей) Дети: Плохо. Логопед: Ребята, предлагаю вам помочь Федоре вернуть посуду.
II. Основная часть (20 минут) 1.Объявление темы занятия Логопед: Ой, посмотрите, посуда разбросана в беспорядке, а Федоры нет.
Помогите, пожалуйста, Федоре её расставить.
Ребята, вы по очереди будете громко и чётко произносить название посуды, и расставлять её на столе (чашка, тарелка, блюдце, кастрюля, чайник, сковорода, миска).
Логопед: Каким, одним словом можно назвать все эти предметы? Дети: Посуда Логопед: А для чего нужна посуда, вы знаете? Дети: в посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Логопед: Вот теперь лучше. Нельзя, Федора, раскидывать посуду. С ней нужно бережно обращаться. 2. Игра «Назови ласково» Логопед бросает мяч называет посуду, а ребенок должен подобрать ласковое название посуды. Логопед: Давайте пожалеем посуду, ведь было ей у бабы худо. Будем называть её ласково. Логопед: Я буду бросать вам мячик, и произносить слова, а вы будете возвращать мячик, обратно произнося эти слова ласково. Тарелка - тарелочка, чашка - чашечка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чайник - чайничек, кружка-кружечка, стакан - стаканчик.
3.Дидактическая игра «Из чего какая?»
Логопед: Ребята, чтобы правильно ухаживать за посудой нужно знать, из какого материала её делают. Предлагаю вам сейчас рассказать об этом Федоре (слайд 2,3,4,5,6) Логопед: Ребята, вы согласны? Дети: Да
Логопед: Из стекла делают (какую посуду?)- стеклянную посуду.
Из дерева – деревянную
Из металла - металлическую
Из глины - глиняную Из серебра – серебряную
4.Физминутка «Чайник»
Логопед: Ребята, вы хорошо потрудились ,предлагаю немного отдохнуть. Логопед предлагает детям выйти на ковер и представить, как они превращаются в посуду.
- Хлопни, топни, покружись и в посуду превратись.
Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. | Дети надули живот, одну руку поставили на пояс, другую изогнули. |
Вот фарфоровые чашки, Очень крупные бедняжки. | Присели, одну руку поставили на пояс. |
Вот фарфоровые блюдца Только стукни-разобьются | Кружатся, рисуя руками в воздухе круг. |
Вот серебряные ложки Голова на тонкой ножке | Потянулись, сомкнули руки над головой, одну ногу согнули в колене. |
Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принёс | Вытянули руки вперед. |
-Хлопни, топни, покружись и в детей превратись.
5. Игра «Собери картинку, посчитай и назови».
Логопед приглашает детей подойти к столам (раздает им конверты с разрезанными картинками предметов посуды, предлагая им «склеить» разбившуюся посуду).
Логопед: Ребята, Федора разбила посуду, вам нужно помочь ей склеить разбившуюся посуду.
Логопед. Назовите посуду, которую вы «склеили», и назовите количество слогов в слове.
Ребёнок. У меня ТАРЕЛКА. В этом слове три слога.
Ребёнок. У меня ЧАШКА. В этом слове два слога.
Ребёнок. У меня КАСТРЮЛЯ. В этом слове три слога.
Ребёнок. У меня СТАКАН. В этом слове два слога.
Ребёнок. У меня ЧАЙНИК. В этом слове два слога.
Ребёнок. У меня ВИЛКА. В этом слове два слога.
6. Игра «Магазин»
Логопед: Ребята, сейчас я вас приглашаю в магазин, где продается посуда.
Расскажите, пожалуйста, Федоре назначение посуды, какая посуда для чего нужна. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.
Дети: Чайник, чашки, блюдца, сахарница Логопед: Верно. Эта посуда нужна, для того, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите её название. Дети: чайная посуда. Логопед: Теперь перечислите посуду, стоящую на второй средней полки.
Дети: Тарелка, супница, хлебница, солонка. Логопед: Верно. Эта посуда нужна во время обеда, ей пользуются за столом. Её называют столовой посудой. Повторите её название. Дети: Столовая посуда.
Логопед: И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке. Дети: Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг. Логопед: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите её название. Дети: Кухонная посуда.
Логопед: А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке. Дети выполняют задание. 7. Пальчиковая гимнастика «Помощники» Логопед: Ребята, давайте расскажем Федоре, как мы будем мыть посуду. Раз, два, три, четыре, (Ударяют кулаками друг о друга.) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.) Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают поочередно пальцы). И большую поварешку. Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Чашку даже не разбили,
Ковшик тоже не сломался
Нос у чайника остался.
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело. (Ударяем кулаками друг о друга).
8. Логопед: Ребята, нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение. Давайте его расскажем и научим Федору! Чтение стихотворения по мнемотаблице «Посуда» - Николаева Елена Я сейчас готовить буду. Соберу на стол посуду.
Вот, кастрюля, поварёшка,
Сковородка, вилка, ложка.
Небольшой столовый ножик Мне понадобится тоже. Вот, с узорами тарелки,
Чашка с блюдцем на салфетке.
И, конечно, не случайно
На плите дымится чайник -
Кукол чай пить усажу, О посуде расскажу. 9.Игра «Нарисуй узоры» Логопед: Вы ребята, молодцы! Вернули Федоре посуду. Федора стала ухаживать за посудой, мыть, вытирать. Но так старалась, что смыла все рисунки на посуде. Нужно, наверное, нам с вами помочь Федоре. Обведите, пожалуйста, по пунктирным линиям чашку и раскрасьте рисунок. Дети садятся за столы и выполняют задание. Логопед: Какие замечательные чашки у вас получились!
III.Заключительная часть (2 минуты) Логопед: Ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Теперь Федора знает, какая бывает посуда, как ею пользоваться и как за ней ухаживать. Посмотрите, вернулась к Федоре посуда благодаря вам! (слайд 3) «Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать Буду, буду я посуду И любить и уважать!» Что запомнилось больше всего? (ответы детей) Что было сложным? (ответы детей) Кому вы помогали? (ответы детей)
Федора хочет вас отблагодарить и вкусными конфетами к чаю угостить. Покажите, какое у вас прекрасное настроение.
Улыбнитесь друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
Тема: «Дикие животные»...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
конспект содержит различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»
Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Занятие по развитию речи...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико–грамматических категорий по лексической теме «Насекомые» в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Логопедичяеское занятие...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «:Дикие животные наших лесов».
конспект занятия по развитию речи старший возраст...