Мониторинг как условие определения динамики развития ребенка по формированию интегративных качеств (ДОО) и универсальных учебных действий (ОУ)
учебно-методический материал по логопедии на тему

Багайскова Марина Александровна

Хочу обратить ваше внимание на то, что к познавательным универсальным учебным действиям, относится, осознанное и произвольное построение речевого высказывания дошкольников в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения речевых задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx178.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  «ЗВЁЗДОЧКА» г. Зернограда

Мониторинг как условие определения динамики развития ребенка по формированию интегративных качеств (ДОО) и универсальных учебных действий (ОУ)

                                                                       Багайскова Марина Александровна

учитель - логопед

                          высшей квалификационной категории

2017 год.

    Хочу обратить ваше внимание на то, что к познавательным универсальным учебным действиям, относится, осознанное и произвольное построение речевого высказывания дошкольников в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения речевых задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

        Прогноз обучения ребенка в школе, если познавательный речевой материал у обучающегося   не сформирован, вы видите его на слайде

 Слайд - 10

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ не сформированности лексико-грамматических универсальных учебных действий будет следующим:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

   Задачи и содержание коррекционно - развивающего обучения     планируются с учётом результатов логопедического мониторинга, он позволяется выявить   речевые и психологические возможности детей, и  соотнести с целевыми ориентирами.  

     Поэтому коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда ДОО имеет большой потенциал в формировании универсальных учебных действий, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос педагога;

умение отличить новую задачу от предыдущей, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает обучающегося воспитанника, который умеет учиться.

Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по познавательно-речевому развитию встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

Слайд - 11

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.

1. «Объясните Колобку».  Детям даётся инструкция, какое-нибудь задание, и чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции воспитанники повторить его для Колобка.

2. «Будь внимательным!»  Так – же попросить детей внимательно послушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» дети начинают выполнять задание.

Слайд - 12

Примеры заданий:

1). Из всех букв выбери буквы «Р» и «р» и прочеркни их.

МАпротнКВРЛДЖЬавенРатвмиеуцйрлдгвРнекэюримвухзР  

2). Найди из ряда букв и букву «Р» подчеркни, а букву «р» – вычеркни.

МАпротнКВРЛДЖЬавенРатвмиеуцйрлдгвРнекэюримвухзР  

Слайд - 13

3). Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р».

Слайд - 14

4).  Найди две одинаковые группы букв и подчеркни их.

       РрР    ррР    РРр    РрР    рРр    рРр     РРр

5). Найди среди буквенного текста спрятанные слова:    

                          мухомор,  Рома,   мусор    и подчеркни их.

        опарпрПовлмухомордлывхмовгкромухрыОчрхропа

       пвауекукгещвдУкеункРОщншгшгРомащушнгМовро

       тчюьузвлаоргомусордлыддлшщшджфэмузысоршцш

Слайд - 15

Итак, рассмотрев особенности формирования УУД на логопедических занятиях у детей с ОНР мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, коррекционно-развивающая работа с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие универсальных учебных действий у детей.

Только комплексный подход в работе учителя -логопеда позволит устранить все недостатки речевого развития дошкольников и довести его до оптимально-успешного обучения в школе.

Благодарю за внимание!

Литература:

  1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
  3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиват...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Мониторинг-диагностическая оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы "Урайский специализированный Дом ребенка" гр.№6 "Ежата"

Мониторинг-диагностическая оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы "Урайский специализированный Дом ребенка" гр.№6...