Мониторинг как условие определения динамики развития ребенка по формированию интегративных качеств (ДОО) и универсальных учебных действий (ОУ)
учебно-методический материал по логопедии на тему
Хочу обратить ваше внимание на то, что к познавательным универсальным учебным действиям, относится, осознанное и произвольное построение речевого высказывания дошкольников в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения речевых задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 178.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ЗВЁЗДОЧКА» г. Зернограда
Мониторинг как условие определения динамики развития ребенка по формированию интегративных качеств (ДОО) и универсальных учебных действий (ОУ)
Багайскова Марина Александровна
учитель - логопед
высшей квалификационной категории
2017 год.
Хочу обратить ваше внимание на то, что к познавательным универсальным учебным действиям, относится, осознанное и произвольное построение речевого высказывания дошкольников в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения речевых задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Прогноз обучения ребенка в школе, если познавательный речевой материал у обучающегося не сформирован, вы видите его на слайде
Слайд - 10
СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ |
1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы 4. Недостаточное развитие связной речи. | 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. |
СЛЕДСТВИЯ не сформированности лексико-грамматических универсальных учебных действий будет следующим: 1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. 2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Задачи и содержание коррекционно - развивающего обучения планируются с учётом результатов логопедического мониторинга, он позволяется выявить речевые и психологические возможности детей, и соотнести с целевыми ориентирами. Поэтому коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда ДОО имеет большой потенциал в формировании универсальных учебных действий, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса. |
Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос педагога;
умение отличить новую задачу от предыдущей, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает обучающегося воспитанника, который умеет учиться.
Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по познавательно-речевому развитию встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.
При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.
Слайд - 11
Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.
1. «Объясните Колобку». Детям даётся инструкция, какое-нибудь задание, и чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции воспитанники повторить его для Колобка.
2. «Будь внимательным!» Так – же попросить детей внимательно послушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» дети начинают выполнять задание.
Слайд - 12
Примеры заданий:
1). Из всех букв выбери буквы «Р» и «р» и прочеркни их.
МАпротнКВРЛДЖЬавенРатвмиеуцйрлдгвРнекэюримвухзР
2). Найди из ряда букв и букву «Р» подчеркни, а букву «р» – вычеркни.
МАпротнКВРЛДЖЬавенРатвмиеуцйрлдгвРнекэюримвухзР
Слайд - 13
3). Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р».
Слайд - 14
4). Найди две одинаковые группы букв и подчеркни их.
РрР ррР РРр РрР рРр рРр РРр
5). Найди среди буквенного текста спрятанные слова:
мухомор, Рома, мусор и подчеркни их.
опарпрПовлмухомордлывхмовгкромухрыОчрхропа
пвауекукгещвдУкеункРОщншгшгРомащушнгМовро
тчюьузвлаоргомусордлыддлшщшджфэмузысоршцш
Слайд - 15
Итак, рассмотрев особенности формирования УУД на логопедических занятиях у детей с ОНР мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, коррекционно-развивающая работа с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие универсальных учебных действий у детей.
Только комплексный подход в работе учителя -логопеда позволит устранить все недостатки речевого развития дошкольников и довести его до оптимально-успешного обучения в школе.
Благодарю за внимание!
Литература:
- Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий
Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиват...
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников...
Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, как части личностного компонента универсальных учебных действий
Личностные УУД, опыт работы по формированию нравственных качеств личности....
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации современных образовательных технологий развития ребенка.
Для воспитателей ДОУ...
Мониторинг-диагностическая оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы "Урайский специализированный Дом ребенка" гр.№6 "Ежата"
Мониторинг-диагностическая оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы "Урайский специализированный Дом ребенка" гр.№6...