Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий
статья по теме
Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиваться. Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются в раннем возрасте. Накопленный нами опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, есть не что иное как предпосылки формирования коммуникативной компетентности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий
Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. [2]
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. [2]
ФГТ и ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования.
Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Преемственность с точки зрения дошкольного образовательного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Дошкольная ступень – сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».
Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.
Достижение дайной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий в логике системно - деятельностного подхода, а также теории конструктивного обучения. Конструктивизм выдвигает на передний план свой основной принцип: знания не могут быть получены пассивным методом, обучающиеся должны быть активными в процессе обучения. Поэтому обучающимся, в соответствии с их возрастом, должна быть предоставлена самостоятельность, чтобы они приняли активное участие в процессе обучения. [3]
Системно - деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывает основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. [1]
Следует отметить, что универсальные учебные действия как личностно-психологическое новообразование младшего школьного возраста - динамическое качество, предпосылки которого закладываются в дошкольном детстве, а дальнейшее развитие и становление происходит в подростковом возрасте. Поэтому формирование умения учиться становится основанием преемственности разных ступеней образовательной системы.
Дошкольное образование – первая ступень, обеспечивающая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом.
Наблюдения за детьми в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Можно выделить некоторые психологические группы детей:
1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;
2. Другие оказались в подчинении у первых;
3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают);
4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.
Анализ показывает следующие результаты:
- неспособность детей к социальной реализации.
- снижение речевой памяти.
- не способность детей к раскрепощению.
- недостаточность общей культуры поведения.
Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыков.
Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т.е. не завершены и продолжают развиваться.
Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются в раннем возрасте. Накопленный нами опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, есть не что иное как предпосылки формирования коммуникативной компетентности.
Многоступенчатая модель организации образовательного процесса дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность:
Первая ступень – ранний возраст, целью которого является ранняя социализация, понимаемая нами, как предпосылки коммуникативной компетентности.
Вторая ступень – младший дошкольный возраст, целью которого является, развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской деятельности;
Третья ступень – средний дошкольный возраст – овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми;
Четвертая ступень – старший дошкольный возраст - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения, развитие толерантности и эмпатии.
Становление начальных коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения.
В связи с этим, задачи психолого-педагогической работы по формированию начальных коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста должны решаться интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением личности.
В теории и практике обеспечения преемственности между системой дошкольного и начального образования, имеющей целью эффективное управление процессом последовательного перехода детей от игровой к учебной деятельности, обозначился ряд противоречий, между:
- современной идеологией образования, ориентирующего личность на непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией образования, учебно-познавательной деятельности у детей и молодежи;
- традиционной ориентацией начального общего образования на развитие у младших школьников учебной самостоятельности и недостаточным учетом возможностей дошкольного образования в создании предпосылок для становления умения учиться уже в дошкольном возрасте;
- возможностью и необходимостью становления предпосылок умения учиться в дошкольном возрасте и неразработанностью соответствующих технологий дошкольного и предшкольного образования;
- зависимостью процесса становления умения учиться в дошкольном возрасте от уровня развития начальных ключевых компетенций и традиционной ориентацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на развитие отдельных знаний и навыков у ребенка;
- традиционной и автономной деятельности ДОУ и начальной школы в решении проблемы становления умения учиться у детей и необходимостью совместного решения вопросов форм универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.
Разрешение перечисленных противоречий предполагает системную работу дошкольного образовательного учреждения, направленную на развитие начальных ключевых компетентностей у дошкольников, в том числе коммуникативных, как условия становления умения учиться у детей младшего школьного возраста.
Достаточный уровень сформированности коммуникативной компетентности у дошкольников выступает условием последовательного становления у ребенка предпосылок УУД, а значит – эффективной учебной деятельности младшего школьника.
Готовность к реализации
коммуникативного компонента
учебной деятельности
Коммуникация
как саморегуляция
Коммуникация
как интерактивное взаимодействие
Коммуникация
как речевое развитие
Коммуникация как социализация
Литература:
- Асмолов А.Г. Как проектаровать универсальные учебные действия. – М., Просвещение, 2008. – 1с.
- Гогоберибзе А.Г. Предшкольное образование
- Федеральные государственныйе требования к структуре основной общеобразовательной рограммы дошкольного образования (приказ минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года).
- Универсальные учебные действия www.-detstve.ru Портал 8rguot; Моя педагогическая инициатива+.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна — М.: Наука, 1989 - 92с.
- Аверкова Е.Д. Воспитательное значение литературно-драматических произведений М.: «Педагогика», 1987 - 29с.
- Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии — М.: «Просвещение», 1976 —38с.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.-с. 10-13.
- Балл Г.А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. - 179с.
- Бондаревская Е.В. Кульневич С.В. Педагогика — М.-Ростов-на Дону: «Учитель», 1999 87с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентиро ванного воспитания.//Педагогика, 2001, №1. 107с.
- Бодал ев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Издв-во Моск. ун-та, 1982 199с.
- Бодалев А. А. О коммуникативном ядре личности // Совю педагогика -1990 -№£, с. 77-78
- Бодалев А.А. Психология о личности — М.: Изв-во МГУ, 1988 187с.
- Башлакова JI.H. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Автореф. дис. М.: 1986. 26с.
- Богуславская З.М. О способах ознакомления детей с окружающим// Дошкольное воспитание. 1954. №6 с.15-17
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М «Педагогика», 1968 — 357с.
- Выготский JI. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.// Вопросы психологии, 1966, №6. с. 62-76
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1980-23с.
- Гройсман А.Л. О системе психорегулирующих воздействий в театральной педагогике.// Прикладная психология, 1998, №6. с. 59-68
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. М.: «Педагогика», 1973 149с.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии. 1977. №5, с. 34-36
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: «Педагогика», 1996 -230с.
- Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика — М.: «Академия», 2000 — 329с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-245798-1366548415.jpg)
"Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий"
Данное пособие представляет собой методические рекомендации по формированию у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий.Методические рекомендации призваны оказать методическую помо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-299496-1487148160.jpg)
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-836894-1485028096.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ .
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-908878-1490431369.jpg)
Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"
Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-184479-1411528081.jpg)
Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности как условие становления предпосылок универсальных учебных действий
В данной статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности у дошкольников. Авторы предлагают возрастосообразную модель, которая учитывает особенности развития детей на разных...