Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_1.pptx | 146.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта; в узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Образованный человек ХХ I века Ориентирование в потоке информации Адаптация к переменам Обучаемость и умение учиться Самостоятельные активные действия Самостоятельное решение проблем Принятие решений Готовность брать на себя ответственность
Виды универсальных учебных действий Личностные действия Регулятивные действия Познавательные универсальные действия Коммуникативные действия
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. С ледует выделить виды личностных действий: Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п .); Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какой смысл имеет для меня учение ); Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил. Целеполагание – умение сохранять заданную цель; Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности. К ним относятся: Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности; Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу ; Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные универсальные действия включают: Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия Постановку и решение проблемы
Общие универсальные действия Умение ориентироваться в пространстве и времени ; Умение применять правила и пользоваться инструкциями; Умение работать по заданному алгоритму; Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; и сключение лишнего.
Информационные универсальные действия Умение работать по книге; Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; Умение работать по иллюстрациям ; Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
Знаково-символические универсальные действия Использовать знаково-символические средства Моделировать
Постановка и решение проблемы формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные универсальные действия Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; Умение слушать собеседника, задавать вопросы вступать в диалог; Умение вести монолог, отвечать на вопросы; Владение невербальными средствами общения
Виды заданий для формирования УУД Для формирования личностных УУД используются следующие задания: самооценка выполнения задания; дневники достижений; участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах; подведение промежуточных итогов и итогов занятия; творческие задания.
Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий: поиск нужного материала (картинок ); взаимоконтроль; заучивание наизусть; «преднамеренные ошибки »; «исправь ошибки»
Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий: «составь рассказ», « опиши предмет» ; составление диалога (работа в парах ); «составь задание »; «выскажи свое мнение о…» ; обсуждение, рассуждение, спор; групповая работа; «объясни…» .
Для формирования ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД используются игры и упражнения для развития психических процессов таких как ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ.
Игры и упражнения для развития памяти, внимания, восприятия и воображения: «Запомни картинку» «Чего (кого) не стало?» «Что добавилось?» «Что поменялось местами» «Что изменилось?» «Запомни пары картинок» «Запомни расположение предметов» «Найди те предметы, которые были на рисунке» «Запомни, где что стоит» «Заполни таблицу по памяти »
«Вспомни соседей» «Где, что лежало?» «Выложи предметы по памяти» «Запомни предмет, найди по памяти такой же» «Запомни, как было, выложи по памяти» «Найди сходства и отличия» «Сравни картинки (предметы)» «Найди нужный предмет…» «Найди такой же, как в рамке» «Что изменилось ?»
«Найди пару» «Распутай… (дорожки, следы)» «Найди по контуру» «Найди тень» «Чей след?» «Найди два одинаковых предмета» «Найди ошибку» «Что забыл нарисовать художник?» «Что здесь нарисовано?» «На что похоже?» «Дорисуй фигуры»
«Что на что похоже?» «Чего не хватает?» «Волшебный мешочек» «Узнай предмет» «Кляксы » «Придумай историю про…» «Придумай рассказ» «Выложи из фигур и палочек» «Придумай необычный … (дом, животное)»
«Если не было бы… (домов, мебели), то…» «Придумай свое…(блюдо, дерево)» «Составление нелепиц» «Составь смешную пару» «Преврати фигуры в предметы» «На что похоже?»
Игры и упражнения для развития мышления и логики: «Четвертый лишний» «Третий подходящий» «Нелепицы» «Составление нелепиц» «Я знаю 5 названий… (цветов, одежды)» «Разложи по местам» «Продолжи ряд» «Чего не хватает в каждом ряду? » «Объедини в пары» «Что из чего сделано?» «Кому что принадлежит?»
«Лабиринты» «Сложи картинку» «Объедини по группам» «Логические задачки» «Часть и целое» «Противоположности» «План-схемы» «Аналогии» «Ассоциации» «Загадки» «Ребусы» «Кроссворды»
Ориентировка в пространстве: слева, справа; вверху, внизу; впереди, сзади; внутри, снаружи; между, посередине; предлоги (на, в, над, под, за, перед, около): «Что где находится?», «Разложи предметы» «Кто куда идет, плывет, смотрит…?» «Кто (что) выше, впереди, между…» * Ориентировка во времени: сегодня, вчера, завтра; сутки, неделя, год; раньше, позже и т.п.:
« Что сначала, что потом», Разложи по порядку», «Что когда было (будет)?»,«Кто кем (чем) был?», «Кто кем (чем стал?)», «Кто раньше, кто позже?» и др . Ориентировка на листе бумаги : «Графический диктант», «Повтори узор», «Срисуй фигуры», «Заполни таблицу», «Перенеси фигуры симметрично» и др.
Важно отметить тот факт, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят свое развитие на начальной ступени образования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений
Перечень игрового оборудования по ФГТ...
Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения
Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, ко...
Перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений младшей группы
Примерный список с учетом ФГОС...
Перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений (1 младшая группа)
Перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений (1 младшая группа) в соответствии с ФГОС...
Применение информационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом дошкольного образовательного учреждения
Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Это и созд...
Отчёт -описание по смотру -конкурсу на лучший учебно -опытный участок дошкольных образовательных учреждений в номинации «Огород на подоконнике» («Выращивание томатов Черри на подоконнике»)
Отчёт -описание экспериментальной деятельности...
Презентация к докладу на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий в дошкольной образовательной организации"
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наукЛеонид Абрамович...