« Предупреждение дисграфии у детей с ОНР, с помощю кинезиотерапии, как метода корреционно- логопедической работы»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме
Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей, поступивших в нашу логопедическую группу, показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей и мелкой моторики: движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, затруднение удержания позы, суетливость, слабое развитие ритма, низкая переключаемость, истощенность, нарушения координации движений с речью. У всех детей наблюдается несформированность пространственно-временных представлений: дети не ориентируются в своем теле, не различают «справа-слева». В коррекционных программах вопросу развития моторной сферы уделяется недостаточное внимание, в большей степени разработаны методы коррекции речевой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО « Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта: « Предупреждение дисграфии у детей с ОНР, с помощю кинезиотерапии, как метода корреционно- логопедической работы»
Выполнила:
Гурова Ирина Владимировна,
учитель- логопед МБДОУ
д/с № 74 «Аленький цветочек»
Ставрополь 2017г.
Актуальность проблемы:
Кинезиотерапия – эта наука о развитии головного мозга через движение.
Сухомлинский В.А. утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей, поступивших в нашу логопедическую группу, показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей и мелкой моторики: движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, затруднение удержания позы, суетливость, слабое развитие ритма, низкая переключаемость, истощенность, нарушения координации движений с речью. У всех детей наблюдается несформированность пространственно-временных представлений: дети не ориентируются в своем теле, не различают «справа-слева». В коррекционных программах вопросу развития моторной сферы уделяется недостаточное внимание, в большей степени разработаны методы коррекции речевой моторики. Такие дети могут пополнить группу риска неуспеваемости в школе, поэтому была разработана система игровых занятий по предупреждению кинетической (моторной) дисграфии для детей с общим недоразвитием речи.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающийся у детей. Это нарушение является серьезным препятствием в овладением грамотой в школе. Известно, что затруднения в выполнении пространственных движений могут привести к «зеркальному письму», неправильному расположению буквы в пространстве и неточному ее начертанию. Все это приводит к графическим ошибкам: замены буквы на другую, похожую по графическому сходству («зеркальное письмо»). Учителя начальных классов отмечают, что нарушения письма является распространенной формой речевой патологии в школе, потому что добукварный период обучения в школе очень короткий (2-3 месяца), что не позволяет, решит поставленные задачи. Исследования Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой показали распространенность специфических ошибок у учащихся начальных классов – это смешения букв по кинетическому сходству, по оптическому сходству, зеркальному написанию букв, не дописыванию элемента буквы, неточность графической передачи букв. Для устранения и предупреждения ошибок чтения и письма необходима единая система коррекционного воздействия. Своевременное выявление у дошкольников этих нарушений и организация коррекционного обучения может, предупредить нарушение письма в школе.
Цель проекта:
- Кинезологическая коррекция речевых нарушений у детей с ОНР и успешная адаптация детей к условиям школьного обучения;
- Формирование графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.
Задачи проекта:
- Коррекция речевых способностей детей и подготовка руки к письму методом кинезиотерапии;
- Развивать мелкую моторику рук, гибкость и координацию;
- Формировать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
- Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия;
- Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;
- Знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, словосочетание, предложение);
- Формирование пространственно-временных представлений;
- Развитие высших психических процессов;
Сроки реализации:
- Добукварный период ( с детьми 5 – 6 лет);
- Букварный период ( с детьми 6 – 7 лет)
Вид проекта: долгосрочный
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед, воспитатели групп, музыкальный руководитель, психолог, родители.
Основные направления реализации проекта:
- познавательно-речевое.
Методы осуществления:
- Практические;
- Игровые.
Игровые упражнения и задания реализуются в индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей совместно со взрослыми.
Методы формирования письменной речи:
- Кинетический метод – дети усваивают начертание букв в порядке
возрастной сложности, а не в порядке алфавита;
- Копировальный метод – написание букв по заданному образцу, обводка, работа с прописями;
- Тактильный метод – шаблоны букв: из наждачной бумаги, пуговиц, крупы и другие;
- Метод прописывания букв в воздухе.
Этапы реализации проекта
Цель: повышение результатов развития тонкой моторики рук, речевого и интеллектуального развития детей с ОНР.
Содержание деятельности:
Ι этап – подготовительный.
Мероприятия: Диагностика двигательного, речевого, интеллектуального развития детей. Нейропсихологическое обследование общей и тонкой моторики рук. Обследование пространственно-временных представлений. Обследование зрительного и слухового восприятия. Мониторинг мнения родителей. Создание условий для реализации проекта: пополнить новыми играми по развитию моторики рук. Обогащение практического материала по обучению грамоте. Использование нетрадиционных методов, форм работы с детьми:
- ИКТ- игры по обучению грамоте по предупреждению
дисграфии;
- ребусы, кроссворды, изографы.
Работа с родителями: проведение консультаций, анкетирования, дни открытых дверей, родительское собрание, семинар-тренинг.
ΙΙ этап целью которого является: разработать содержание коррекционно-развивающих кинезиологических занятий.
Направление работы: добукварный период (5 – 6 лет).
1. Имитация движений:
- Вращение пальцами карандаша;
- Закручивание болтика, винтика, волчка;
- Кормление рыбок, цыплят…;
- Тест – «Кулак-ребро-ладонь» (ритм ладонями);
- Поочередное отстукивание каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола;
- Отстреливать каждым пальцем теннисный шар;
- Тренировка захвата мяча разного диаметра;
- Тренировка каждого пальца: сгибание и разгибание в кулак;
- Пальчики здороваются (каждый пальчик с большим). - Вращение пальцами карандаша; - Закручивание болтика, винтика, волчка;
- Кормление рыбок, цыплят…;
- Тест – «Кулак-ребро-ладонь» (ритм ладонями);
- Поочередное отстукивание каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола;
- Отстреливать каждым пальцем теннисный шар;
- Тренировка захвата мяча разного диаметра;
- Тренировка каждого пальца: сгибание и разгибание в кулак;
- Пальчики здороваются (каждый пальчик с большим).
2. Работа с пуговицами, бусами, мозаика, пазлы.
- Разбор пуговиц по величине, цвету, форме;
- Нанизывание пуговиц на проволоку, леску;
- Нанизывание шариков, бус, , счетных косточек на шнурок. (бусы, часы, браслет);
- Застегивание и расстегивание пуговиц;
- Выкладывание рисунка из пуговиц;
- Пришивание пуговиц;
- Работа с пазлами: составить из частей целый рисунок;
3. Работа со шнурком, лентой, полосками бумаг, ткани
- Продевание шнурка с правой и левой стороны: следы на дорожке, капельки дождя…;
- Завязывание и развязывание шнурков, узлов, банта, обуви..;
- Продевание шнура в отверстия, получая контур предмета: грибок, солнце, листок…;
- Плетение коврика из бумаги, ткани…;
- Изготовление елочных украшений из фантиков, цветных полосок (бусы, цепочки)
-«Солнышко с лучами», «Туча с дождиком»;
- «Кто быстрее намотает шнур?»;
- Плетение косичек: из ткани, «Манекен»;
4. Работа с карандашом:
- Рисование свободное и на заданную тему;
- Штриховка;
- Дорисовывание;
- Обводка предметов по контуру;
- «Трудные виражи»;
- Продолжи узор дальше;
- Срисуй;
- Работа в тетради с клеточкой.
5. Оригами, геометрические конструкторы:
- Действие с бумагой: складывание, разворачивание, перелистывание, скатывание, разрывание, разглаживание;
- Поделки игрушек: «Кошелек», «Лодочка», «Собака, кот»…
- Накручивание ленты в диски (посуда);
- «Танграм» , «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора»..
- Работа со счетными палочками.;
6. Развитие тонкокоординированных движений рук:
- лепка, рисование, аппликация, раскраска, работа с ножницами, нанизывание бус, конструирование, трафареты и т.д.;
- комплекс упражнений для мелкой моторики рук;
7. Пространственное восприятие и ориентировка в своем теле:
- подними свою «главную» руку, подними другую, назови ее; покажи левую бровь, подними правое колено;
- Усложнение: закрой правой рукой левый глаз; дотронься левой рукой правого уха, по хлопку логопеда меняем руки;
- Стоя в колонне , назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа;
Использование изотерапии:
- В книге А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (СПб, КАРО, 2007год) описываются нетрадиционные художественно-графические технологии:
- Тычок жесткой полусухой кистью,
- Рисование пальчиками,
- Оттиск печатями из картофеля, ластика, паралона;
- Кляксография;
Рисование веревочкой.
Букварный период (6 – 7 лет)
Восприятие и узнавание на материале предметов и геометрических фигур
- назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;
- найти ошибку в изображении предмета;
- распределить предметы по высоте;
- геометрическое и цветовое лото;
- матрицы Равена;
- сложить простые и сложные предметы из геометрических фигур ( цветок, машина…);
-найти среди многих контуров фигур изображения заданной фигуры.
Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания:
- проследить взглядом за прямой, кривой, ломаной линии;
- найти определенное число различий в изображении предметов;
- Игра «Счет с помехой» - называть и записывать цифры;
-находить и вычеркивать буквы с крупным, мелким шрифтом, фигуры из ряда цифр, букв;
- зашумленные картинки;
- лабиринты:
Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти:
- работа с образцом: из палочек простые фигуры, рассмотреть 2 секунды, ребенок повторяет изображение;
- запомнить цифровой ряд из фигур, повторить, постоянно увеличивая ряд;
- рассмотреть изображения разных предметов, запомнить и на другом рисунке найти эти предметы;
- игра «Найди отличия»;
- запомнить парные картинки и восстановить пары;
-игра: «Что изменилось». «Что на стало»;
- - копировать фигуры с левым-правым поворотом;
- дорисовать недостающие детали фигур;
- дорисовать вторую половину картинки;
- найти в ряде фигур, похожую на образце и обвести контур не отрывая карандаш от бумаги;
-обвести контур по точкам,
- заштриховать рисунок по заданному направлению;
- провести линию от одного предмета к другому;
- точно воспроизвести графический ряд;
- рисовать в большой фигуры уменьшая и наоборот;
- игра «Самолеты за облаками» - дети рисуют облака;
- штриховка по образцу: очень сильно, средний нажим, слабый нажим;
Формирование пространственного восприятия,зрительно-пространственного анализа и синтеза:
- ориентировка в собственном теле;
- определение расположения предметов по отношению к самому ребенку, сбоку, между двумя предметами
- понимание и правильное употребление предлогов;
- ориентировка в пространственном расположении частей предметов, изображений, букв, цифр;
- назвать предметы, фигуры, цифры, буквы по порядку, слева направо, сверху-вниз;
- расположить предметы по указанной схеме; по стрелкам,
- найти предмет, букву, цифру по описанию.
Формирование временных ориентировок и представлений:
- части суток дни недели, и их последовательность;
- последовательность времен года; месяцы
- понимание наречий временного значения и их использования в речи;
Знакомство с тетрадью:
- знать: обложка, лист, страница, поля, линии: справа-налево, сверху-вниз, клетки-квадраты;
- ориентировка на странице;
-печатание букв, цифр по клеткам
- графический диктант, считая по клеткам
Развитие букварного гнозиса:
- выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие буквы от звука;
- подбор зрительного образа к букве;
- стихотворное описание буквы;
- анализ размеров и расположения элементов буквы;
- конструирование элементов буквы;
- знакомство с обьемными вариантами буквы, закрепление образа буквы;
- развитие тактильного восприятия буквы;
- подбор пары для буквы (другой шрифт);
- узнавание недописанных букв, наложенных, непривычно расположенных;
- нахождение букв, цифр неправильно написанных;
- нахождении е букв, цифр и сочетание букв по заданному образцу.
Автоматизация смешиваемых букв:
- знакомство с траекторией движения рук при написании;
- написание букв по образцу, словесной инструкции;
- изображение буквы (ф – встать, руки в бока);
- слуховые и зрительные диктанты;
- нахождение буквы по графическому изображению;
- автоматизация изучаемой буквы в слогах; словах;
- запись букв и составление из них слов.
Дифференциация смешиваемых букв:
- разобрать чем похожи, чем отличаются, уточнить артикуляцию звука;
- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;
- реконструкция буквы в другую;
- штриховка букв по образцу, символов («о» - круг);
- найти и раскрасить буквы по различным цветам;
- дифференция букв в слогах ( составить слоги из букв, выделить различным цветом слоги), словах ( слова с пропущенными буквами, составить словосочетание из букв), предложениях ( найти буквы в предложениях и раскрасить разными цветами, вставить в предложение недописанные буквы)
Графический диктант.:
- Игровые упражнения:
-«Нарисуй как можно больше звезд» - рисуем краткие отрывистые точки;
- «Изобрази осадки весной и летом, зимой» - ограничиваем верхние и нижние границы (тучи и земля);
-«Нарисуй лучики солнца, стараясь не отрывать карандаш от бумаги» - плавные, медленные движения сверх вниз, снизу вверх.
-«Котята собрались в гости к мышке» - выбрать определенный ход;
-«Обведи карандашом бабочку, жука…» - ребенок выбирает определенный цвет ( формирование понятия «насекомые»)
-«Помоги бабушке связать свитер, носки..» - штриховка различными способами (тема «Одежда»)
-«Помоги котенку размотать и смотать клубки» - обвести клубочки по пунктирам;
-«Найди картинку» - рисунки наложены друг на друга;…
Заключительный этап:
- Цель: Сформированость графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.
Обследование провожу с помощью игровых заданий:
- «Допиши пропущенную букву и прочитай слова», «зачеркни неправильную букву», « Буквы рассыпались, собери из них слова»
- « Путаница букв», «Помоги буквам встать на свои места», «Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква»,
- «Прочитай слова по первым буквам названий картинок»
- Кроссводы, ребусы, изографы.
Результаты реализации проекта:
Протокол результата оценки готовности детей к школе логопедической группы № 7за 2016 – 2017 г.г.
Результат. | Сентябрь | Декабрь |
Высокий | - | 10 – 77% |
Средний | 3 - 25% | 3 – 23% |
Низкий | 9 – 75% | - |
Таким образом, кинезиотерапия имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с ОНР. Их можно рассматривать как эффективное средство предупреждения дисграфии .
Реализация предложенных направлений коррекционно-логопедической работы в ходе обучения детей с ОНР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе.
Оценкой результатов работы является:
- Анализ положительных отзывов родителей по данной проблеме;
- Положительный отзыв учителей, которые посещали открытые занятия ДО;
- Обобщение и представление опыта работы, публикация опыта работы;
- При использованию кинезиологической коррекции, у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и общая моторика. Снизилась утомляемость детей на занятиях;
- Диагностика готовности детей к обучению в школе, проведенная психологом, показала хорошую положительную динамику .
У детей с ОНР плохо развита мелкая моторика рук, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы, повышен уровень тревожности
Таким образом,роект с использованием кинезиологии – как метода предупреждения дисграфии предназначен для детей с нарушениями речи 5 – 7 лет, рассчитан на два года обучения. Проблема нарушений письменной речи не утратила своей актуальности, ежегодно у детей появляются значительные трудности в овладении грамотой.
Данный проект носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала (игровых упражнений и заданий, демонстрационного и раздаточного материала). Игровые упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, фонематического восприятия, зрительного восприятия, предупреждение дисграфии. Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, зрительного, слухового анализаторов: хлопки, рисование букв воздухе, на столе пальцами, обведение букв, штриховку.
Все это служит не только предупреждению нарушений письменной речи у детей с общим нарушением речи, но и для работы с детьми, не имеющими речевых отклонений.
Используемая литература:
1.Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
2. Н.В. Нищева. Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
3.Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
4.Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
5.О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
6.Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
7.М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ. ...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...
Эффективные методы и приёмы предупреждения дисграфии у детей с нарушением зрения
Интересные и эффективные методы и приёмы, используемые на логопедических занятиях по предупреждению дисграфии у детей с нарушением зрения...
Система работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста (методическое пособие)
Работа посвящена предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста. Для лучшего понимания проблема рассмотрена в единстве: механизмы письменн...
"Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с помощью камней "
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.В. А. Сухомлинский...
Доклад из опыта работы на тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»
Доклад из опыта работына тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»...