ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
план-конспект по логопедии на тему
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Автор: Дедушкина Ирина Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_disgrafii_u_detey.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
В основе данной дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ. Вследствии этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки пропуски согласных при их сочетании;( диктант-дикат),пропуски гласных ;(собака-сбака),добавление букв: (мнгновение-мгновение), пропуски, перестановки, добавление слогов. Нарушение деления предложения на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов с другими словами;( идёт дождь- идедождь, стоит у окна –стоит укна), раздельное написание слов ;(белая берёза у окна- белабе закна), раздельное написание приставки и корня слова; (наступила – на ступила).
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению.
При формировании функции фонематического анализа необходимо учитывать ,что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования:1) с опорой на вспомогательные средства; 2) в речевом плане; 3)в умственном плане.
На I этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ звука. Работа проводится по следующему плану:
А) уточняем артикуляцию звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие кинестетические ощущения.
Б) выделение звука на фоне слога
В) выделение звука на фоне слова.
Г) выделение и дефференциация на фоне связной речи
На II этапе опора на материализацию действий исключается и формирование функций фонематического анализа переносится в речевой план, сначала с использованием картинок, затем без предъявления их.
Осуществляется принцип усложнения не только путём усложнения форм фонематического анализа, но и через усложнение речевого материала. Необходимо учитывать фонетическую трудность слова.
Например: а) односложные слова
Б) двухсложные слова, состоящие из 2-х открытых слогов(рама, мама)
В) двухсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога (диван, сахар)
Г) двухсложные слова со стечением согласных на стыке слогов (кошка)
Д) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул)
Е) односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк)
Ж) двухсложные слова со стечением согласных в начале слова ( плоды)
З) двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (подвал)
И) трехсложные слова (паровоз)
На IIэтапе ведется работа по дифференциации звуков. Работа начинается с гласных звуков, затем переходим к согласным, различаем по мягкости- твёрдости, звонкости- глухости. Рекомендуются следующие задания
А)дифференциация изолированных звуков с опорой на произнесение, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения. Даются следующие упражнения
1)определить звук по беззвучной артикуляции.
2)опредедить артикуляцию произнесенного логопедом звука.(нижняя часть лица закрывается)
Б)дифференциация звуков в слогах.1) повторение слогов со смешиваемыми звуками.2)придумать слоги с заданными звуками3) преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
В) дифференциация звуков в словах. Используются различные формы звукового анализа.
Установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого или последнего звука в слове, определение количества ,последовательности и места звука в слове.
Рекомендуются следующие упражнения:1.Определить, какой звук в слове.
2.Определить место звука в слове.
3.Подобрать слова со звуками в начале, середине, конце.
4. Подобрать картинки на заданные звуки.
5.Составить графические схемы слов.
6.Определить какими звуками отличаются данные слова.
7.Вставить пропущенные звуки. и т. д.
Г) Дифференциация звуков в связной речи
1. Составить предложение с использованием слов с заданными звуками.
2.Составить рассказ с использованием слов с заданными звуками.
3. Выделить из предложения слова на заданный звук
4. Выделить из текста слова на заданный звук.
На III этапе предлагаются следующие задания
1.Придумать слово с заданным количеством звуков, слогов.
2.Отобрать картинки ,в названии которых 3,4.5 звуков
3.Сказать сколько звуков в слове. Сколько слогов в слове. Сколько слов в предложении.
4. Сделать полный анализ предложения. Идет работа по составлению схем предложений, слов.
Вся предложенная работа проводится по этапно и способствует предупреждению дисграфии.
Литература
Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А.,Чиркина Г.В.,,Основы логопедии.”Изд.,,Просвещение” 1989г.
С.А.Миронова ,,Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях”.Изд ,,Просвещение”.1991г.
Т.А.Ткаченко ,,Логопедическая тетрадь совершествование навыков звукового анализа и обучение грамоте”.Изд.,,ЭГСИ” 1999г.
З.Е.Агранович .,, Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей с общим недоразвтием речи”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....
Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...
Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".
Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
коррекция дисгарфии у детей дошкольного возраста на почвуе анрушения языковго анализа и синтеза...
«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»
Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....