Доклад из опыта работы на тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»
консультация (подготовительная группа)

Волошина Наталья Владимировна

Доклад из опыта работы

на тему:  «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы

на тему:  «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»

Учитель-логопед: Волошина Н.В.

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В.А.Сухомлинский

Самый благоприятный период для интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки, и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблем в эмоциональной сфере.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.  Для определения уровня развития речи, детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость     речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Основными задачами коррекционной работы в нашем детском саду является:

- выявление детей, страдающими речевыми нарушениями;

- коррекция речевых нарушений;

- профилактика возникновения речевых нарушений.

В феврале-марте месяце каждого года я провожу диагностическое обследование речи детей средних групп, при этом я использую индивидуальный дифференцированный подход с изучением истории развития, анализа заболеваний, особенностей поведения каждого ребенка. Детей, страдающих нарушениями произношения и развития речи,  направляю на МПК для дальнейшего решения  вопроса, т.е. зачисления в логопедическую группу, где предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса.

При организации системы логопедического  воздействия  я использую принципы доступности, гуманности, последовательности, системности.

Одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).

Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Они направлены на преодоление патологических нарушений, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.  Все упражнения  должны выполняться вместе с детьми, постепенно  увеличивая время и сложность.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Существуют следующие приемы самомассажа:

поглаживание,

растирание,

разминание,

выжимание,

 активные и пассивные движения.

Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.

В комплекс входят упражнения трех видов:

самомассаж тыльной стороны кистей рук,

самомассаж ладоней,

самомассаж пальцев рук.

Вместе с детьми выполняем комплексы кинезилогических упражнений

  1. Постукивание  по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  2. Поворот  правой руки на ребро, сгибание пальцев в кулак.
  3. Постукивание  каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».
  4. Фиксирование  предплечья правой руки на столе. Указательным и средним пальцами предлагаю детям взять карандаш со стола, приподнимая и опуская его.  Делая поочередно правой и левой   рукой.
  5. Раскатывание  на столе  по очереди пальцами правой руки карандаш, затем левой.
  6. Вращение карандаша сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем).
  7. Выкладывание  пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывание  рядом, не сдвигая руку с места. Затем вкладывание  их обратно в коробку поочередно правой, левой рукой.

Очень эффективно проходят упражнения в парах.

  1. Стоя друг  напротив  друга, дети касаются  ладонями ладоней партнера. Совершают  движения, аналогичные велосипеду.
  2. Закрытыми глазами опознают  небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой рисуют его на бумаге (промахивают в воздухе).
  3. Упражнения в парах: дети становятся  лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой  их зеркально отобразить.
  4. «Снеговик». Стоя, дети  представляют что они только что слепленный снеговик. Тело напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко приземляются  на пол и лежат, как лужица воды.
  5. Выполнение медленных наклонов головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем выполнение  круговых движений головой в одну сторону, затем в другую.

Таким образом, систематические  упражнения по тренировке  движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка."Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное разв...

Доклад из опыта работы « Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих приёмов»

Современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы:  «Особенности  организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»

Доклад из опыта работы: «Особенности организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»...

Выступление из опыта работы: «Формирование основ ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ-технологии»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонн...

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...