«Формирование социально-коммуникативных компетенций и компетентностей у воспитанников подготовительной группы с ОНР»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье представлен опыт работы в данном напарвлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ д\с №215 «Кораблик детства» г. Новосибирска учитель-логопед О. В. Мельникова
«Формирование социально-коммуникативных компетенций и компетентностей у воспитанников подготовительной группы с ОНР»
Традиционные подходы, обеспечивающие лишь передачу ребенку определенной суммы знаний, умений и навыков, оказываются несостоятельными в сложившейся ситуации. ФГОС подразумевают компетентностный подход к организации образовательного процесса, в основе которого заложены активность и психолого-педагогическая компетентность всех взрослых участников образовательного процесса.
В связи с этим актуальным становится пересмотр системы работы всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО), в детском саду, которые могут способствовать формированию и развитию компетентностей не только у детей, но и у родителей.
Работа в данном направлении осуществляется в три этапа.
Цель диагностического этапа - исследование ситуации, в процессе которого необходимо выявить дефицитарные компетенции и компетентности у детей и взрослых: типичные трудности родителей в воспитании детей, особые образовательные потребности воспитанников ДОУ; разработать план сопровождения специалистами ДОУ образовательного процесса на учебный год.
На диагностическом этапе:
- проводятся индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, диагностика;
- анализ диагностических данных и результатов наблюдений;
- разрабатываются индивидуальные планы сопровождения детей с ОВЗ совместно с воспитателями и специалистами ДОУ.
Для родителей перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации, на которых дается информация о занятиях, которые будет посещать ребенок, и рекомендации по результатам диагностики ребенка и самих родителей.
На основном этапе происходит формирование и развитие социально-коммуникативных компетентностей у детей и психолого-педагогических - у взрослых участников.
Родителям оказывается информационная и психологическая помощь, направленная на развитие компетентностей способствующих сохранению и укреплению психологического благополучия воспитанников имеющих ТНР (ОНР).
Социальная успешность ребенка с ТНР в детском коллективе характеризуется способностью понимать потребности окружающих его людей, их вербальные и невербальные сообщения и, исходя из этого, строить свое поведение, конструктивно взаимодействовать с окружающим миром. Социально-коммуникативные компетентности формируемые у детей в ходе коррекционной работы:
- соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- понимать эмоциональное состояние другого человека и рассказать о нём;
- получать необходимую информацию в общении;
- выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- вести простой диалог с взрослыми и сверстниками;
- спокойно отстаивать своё мнение;
- принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.);
- уважительно относиться к окружающим людям;
- принимать и оказывать помощь;
- не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПКа и уровнем психологического здоровья.
Дети группы риска с низким уровнем ПЗ обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни.
С ними проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, в дальнейшем при положительной динамике – групповые, в ходе которых формируются и развиваются те компетентности, которые являются у ребенка дефицитарными (исходя из результатов диагностики и наблюдений). Занятия способствуют формированию умения принимать самого себя и других людей, видеть свои положительные стороны; способствуют развитию произвольной регуляции поведения и познавательной сферы психики.
В ходе рефлексивно-диагностического этапа происходит анализ, оценка результатов психолого-педагогического сопровождения, обобщение опыта работы. Провожу наблюдение, анкетирование, анализ документации (отчеты воспитателей по работе с родителями, отзывы родителей и педагогов), индивидуальное консультирование воспитателей и родителей по результатам к-р занятий.
Работа в данном направлении актуальна для современных детей и востребована родителями наших воспитанников, т. к. современное общество требует молодых людей инициативных, коммуникабельных, социально адаптированных, социально-коммуникативных, что позволит им быть успешными и востребованными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД ОО «Познавательное развитие», с интеграцией ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной группы
Знакомство детей подготовительной группы с физическим свойством - отражением в процессе опытно-экспериментальной, игровой, жудожесвено-эстетической деятельности с зеркалом и...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по формированию социально-коммуникативных навыков через элементарный бытовой труд в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: «Посадка отростков комнатных растений»
Тема: «Посадка отростков комнатных растений»...
Конспект НОД ОО "Социально- коммуникативное развитие", "Путешествие в царство Доброты" в подготовительной группе.
Конспект непреревной образовательной деятельности "Путешествие в царство Доброты"...
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Такие разные поступки» (старшая и подготовительная группы)
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способно...
Конспект открытого НОД ОО «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Мои эмоции- мои поступки » Подготовительная группа
Цель: Развитие нравственных представлений посредством расширения и углубления знаний о хороших и плохих поступках и эмоциях, которые они вызывают....