Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Семья-это важно" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Сердобска
Конспект
занятия по социально-коммуникативному развитию на тему «Семья-это важно»
для детей подготовительной группы
Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Галанина Светлана Владимировна
г. Сердобск
2024
Цель: формирование представлений о семейных ценностях, формировать понятие «Счастливая семья»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
-обобщить знания детей о семье, близких родственниках, их взаимоотношениях;
-систематизировать представления детей о семейных ценностях.
Речевое развитие:
-вовлекать детей в разговорную речь;
-развивать диалогическую форму речи;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие словаря: «родственники», «семья», «уважение», «забота», «защита», «любовь»;
- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.
Социально-коммуникативное развитие:
-воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку;
-воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Физическое развитие:
-развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением;
Художественно-эстетическое развитие:
- Учить внимательно слушать, понимать характер стихов, эмоционально откликаться на них.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская.
Методы и приемы:
Словесные методы и приемы: рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, поощрение, беседа.
Практические и игровые методы и приёмы: сюрпризные моменты, отраженные действия, игры, совместное выполнение коллективной работы.
Предварительная работа:
-рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу;
-наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют
дома члены семьи;
-рассказы детей о своих близких;
- беседа «Я и моя семья»; коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи;
-чтение художественной литературы;
-загадки на тему: «Семья».
-просмотр мультфильма «Ребенок имеет право», «Мама для Мамонтенка».
Материал:
Заготовки-ромашки, символы семейных ценностей «забота», «любовь»., «уважение», «доброта» , фигурка девочки, мамы, папы, брата, сестры, бабушки и дедушки.
Планируемые результаты:
-Имеет представления о, семейных традициях, бережном отношение к ним;
-Проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;
-Проявляет познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями;
-Умеет слушать и уважать мнения других людей;
-Задает вопросы взрослым;
-Проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.
Ход занятия
Воспитатель:
– Здравствуйте ребята, вот и наступило время радостной встречи! Я хочу вас пригласить вас в круг радости.
-Вы рады друг другу? (Да)
Все мы в группе как семья!
Рады все: и ты, и я!
Очень любим вместе быть,
И улыбки всем дарить!
Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о девочке, которая жила одна. а было это так: «Жила-была девочка, у которой никого не было на свете, жила она одна-одинешенька (ставит фигурку девочки). Дети, а как вы думаете бывает так , чтобы у человека никого не было?
Дети: Не может быть, чтобы у человека никого не было.
Воспитатель: Тогда мы изменим сказку, и у нашей девочки появятся близкие родственники. Кого мы поставим рядом с девочкой?
Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.
Воспитатель:
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребята.
Воспитатель: Как мы можем назвать одним словом людей, которые живут с нами рядом? Для этого отгадайте загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
Дети: Семья!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
Воспитатель: Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?
Дети: только родственники.
Воспитатель: Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
Дети: Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.
Воспитатель: А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Дидактическая игра "Подбери признаки"
(Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.
-Кто похож на маму- поднимите левую руку вверх!
-Кто похож на папу- поднимите правую руку вверх!
-Кто похож сам на себя- поднимите обе руки вверх!
-У кого есть сестрёнка –топните правой ногой!
-У кого есть братишка- топните левой ногой!
-У кого есть и братишки и сестрёнки- подпрыгните!
-У кого пока никого нет-хлопните в ладоши!
-Кто любит свою семью и дорожит ею- поднимите руки вверх и помашите!
Воспитатель: А какую семью можно назвать счастливой?
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу легенду о семье.
Давным –давно, жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо придумать правила - семейные ценности и относиться друг к другу, придерживаясь их.
С тех пор в этой семье царит мир и согласие.
Воспитатель: вы хотите узнать какие семейные ценности живут в дружной семье?
Дети: да
Воспитатель: для этого нам нужно разгадать загадки и выполнить задания. -Вы готовы? Тогда приступим.
Воспитатель: отгадайте первую загадку:
Она у каждого бывает,
Кто про невзгоды забывает.
Ты хочешь петь и веселится,
Ей можно с другом поделится,
Она- любимая, как сладость.
Она отрада наша ….(радость).
Воспитатель: А что такое радость в семье? (Чтение стихотворения. Пунга София)
Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
Дети: радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся.
Воспитатель. А хотите своим семьям подарить кусочек радости? (Да)
Дидактическая игра «Подари семье радость».
Воспитатель: Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
- Возьмите карточки, 1,2,3 –покружись и в кусочки радости превратись!
(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»).
Например:
«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».
«Я – солнышко, подарю тепло и свет».
«Я – витаминка, подарю всем здоровье».
«Я – книга, подарю своей семье знания».
«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».
«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».
«Я – сердечко, подарю любовь».
«Я – цветы, подарю своей семье доброту».
«Я - клоун, подарю семье веселье, смех».
Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости.
Воспитатель: когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно и радостно.
Воспитатель: Отгадайте вторую загадку:
Человеку лишь в ту семью приходить охота,
В чьей семье поселилась…( забота!)
Воспитатель. Радость в одиночку в семье не живёт, с ней всегда доброта и забота за ручку идёт.
Воспитатель : Дети, а вы заботитесь о своих близких? (Ответы).
Ребята, как мы можем показать заботу к своим близким?
Дети: хорошими поступками и добрыми делами.
Воспитатель: нам поможет корзина добрых дел.
Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»
Воспитатель. - Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких. Дети.:
Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.
Воспитатель: послушайте стихотворение и догадайтесь, какая ещё семейная ценность нужна семье.
Воспитатель.
Сразу стал уютным дом,
Нежность поселилась в нём.
Она во всех наших делах,
В глазах, улыбках и словах. (нежность)
Воспитатель. Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью?
Дети. Надо называть их ласково
Дидактическая игра «Назови ласково»
1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;
2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;
3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;
4. Дочь – доченька, дочурка;
5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;
6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;
7. Брат – братик, братишка;
8. Сестра – сестренка, сестричка.
Воспитатель. Мы назвали много семейных ценностей. Давайте еще раз повторим , какие?
Дети: доброта, радость, уважение, заботливость, нежность.
Воспитатель: но есть ещё одна, а какая вы догадаетесь, послушав стихотворение.
Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь!
Воспитатель: чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны в семье
Воспитатель: Я для вас приготовила вот такие красивы ромашки – из которых предлагаю вам сделать символы семейных ценностей. В центре ромашки – я условно обозначила одной картинкой разные семейные ценности (сундучок, шкатулка). Раз это ценности, их нужно беречь и хранить.
- Предлагаю вам картинки-символы, которыми можно обозначить такие семейные ценности, как забота и любовь, нежность, радость . Выберите одну картинку, которая будет обозначать эти семейные ценности. Наклейте их на лепестки ромашки.
- У ромашки много лепестков. И в каждой семье есть свои ценности. Дома вместе со своими родными поговорите о семейных ценностях вашей семьи и заполните эту ромашку.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. А теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Что же такое семья?
Кто такие родственники?
Как люди должны жить в семье? И т. д.
О каких семейных ценностях вы сегодня узнали?
Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Спасибо, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!
Воспитатель: Ребята , а в заключение, я прочитаю вам стихотворение про семью:
Если спросят: почему
Я люблю свою семью?
Я отвечу без труда,
Ведь это – моя семья!
Вместе интересно нам
Ходить и там, и там, и там.
Мы очень дружненько живем,
И песни весело поем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ОО "Социально- коммуникативное развитие", "Путешествие в царство Доброты" в подготовительной группе.
Конспект непреревной образовательной деятельности "Путешествие в царство Доброты"...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Как меня зовут» для детей 4–5 лет
Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я» и осознание собственного тела. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу....
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Светофорию» для средней группы
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Светофорию» для средней группыВартанова ДарьяКонспект занятия по социально-коммуникативному развит...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Такие разные поступки» (старшая и подготовительная группы)
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способно...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию: Тема: «Юные пожарные спешат на помощь» Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет
Тема:«Юные пожарные спешат на помощь» Цель:Формирование у детей дошкольного возраста основ противопожарной культуры и навыков правильных действий при пожаре. Задачи: Образовательные: - учи...
Конспект занятия по социально–коммуникативному развитию «Дружба–это наше всё!» в средней группе
Конспект занятия «Дружба–это наше всё!» в средней группе...