Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Семья-это важно" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (младшая группа)

Галанина Светлана Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya-eto_vazhno.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Сердобска

Конспект

занятия по социально-коммуникативному развитию на тему «Семья-это важно»

для детей подготовительной группы

Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Галанина Светлана Владимировна

г. Сердобск

2024


Цель: формирование представлений о семейных ценностях, формировать понятие «Счастливая семья»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное  развитие: 

-обобщить знания детей о семье, близких родственниках, их взаимоотношениях;

-систематизировать представления детей о семейных ценностях.

Речевое развитие:

-вовлекать детей в разговорную речь;

-развивать диалогическую форму речи;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие словаря: «родственники», «семья», «уважение», «забота», «защита», «любовь»;

- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.

Социально-коммуникативное развитие:

-воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку;

-воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Физическое развитие:

-развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением;

Художественно-эстетическое развитие:

- Учить внимательно слушать, понимать характер стихов, эмоционально откликаться на них.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская.

Методы и приемы:
Словесные методы и приемы: рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, поощрение, беседа.
Практические и игровые методы и приёмы: сюрпризные моменты, отраженные действия, игры, совместное выполнение коллективной работы.

Предварительная работа:

-рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу;

-наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют

дома члены семьи;

-рассказы детей о своих близких;

- беседа «Я и моя семья»; коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи;

-чтение художественной литературы;

-загадки на тему: «Семья».

-просмотр мультфильма «Ребенок имеет право», «Мама для Мамонтенка».

Материал:

Заготовки-ромашки, символы семейных ценностей «забота», «любовь»., «уважение», «доброта» , фигурка девочки, мамы, папы, брата, сестры, бабушки и дедушки.

Планируемые результаты:

-Имеет представления о, семейных традициях, бережном отношение к ним;

-Проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье;

-Проявляет познавательный интерес к отношениям, поведению людей, стремление их   осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами и ценностями;

-Умеет слушать и уважать мнения других людей;

-Задает вопросы взрослым;

-Проявляет любознательность   и   интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в семье и обществе.

Ход занятия

Воспитатель:

– Здравствуйте ребята, вот и наступило время радостной встречи! Я хочу вас пригласить вас в круг радости.

-Вы рады друг другу? (Да)

Все мы в группе как семья!

Рады все: и ты, и я!

Очень любим вместе быть,

И улыбки всем дарить!

Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о  девочке, которая жила одна. а было это так: «Жила-была девочка, у которой никого не было  на свете, жила она одна-одинешенька (ставит фигурку девочки). Дети, а как вы думаете бывает так , чтобы у человека  никого не было?

Дети:  Не может быть, чтобы у человека никого не было.

Воспитатель: Тогда мы изменим сказку, и у нашей девочки появятся близкие родственники. Кого мы поставим рядом с девочкой?

Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.

Воспитатель: 

Очень трудно самому

Жить на свете одному

Вместе с мамой жить и папой

Хочется всегда ребята.

Воспитатель: Как мы можем назвать  одним словом людей, которые живут с нами рядом? Для этого отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...

Дети: Семья!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?

Воспитатель:  Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

Дети: только родственники.

Воспитатель: Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

Дети: Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.

Воспитатель: А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра "Подбери признаки"             

 (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.

-Кто похож на маму- поднимите левую руку вверх!

-Кто похож на папу- поднимите правую руку вверх!

 -Кто похож сам на себя- поднимите обе руки вверх!

-У кого есть сестрёнка –топните правой ногой!

 -У кого есть братишка- топните левой ногой!

-У кого есть и братишки и сестрёнки- подпрыгните!

 -У кого пока никого нет-хлопните в ладоши!

-Кто любит свою семью и дорожит ею- поднимите руки вверх и помашите!

Воспитатель: А какую семью можно назвать счастливой?

Ответы детей

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу легенду о семье.  

Давным –давно, жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо придумать правила - семейные ценности и относиться друг к другу, придерживаясь их.

С тех пор в этой семье царит мир и согласие.

Воспитатель: вы хотите узнать какие семейные ценности живут в дружной семье?  

Дети: да

Воспитатель: для этого нам нужно разгадать загадки и выполнить задания. -Вы готовы? Тогда приступим.

 Воспитатель: отгадайте первую загадку:

Она у каждого бывает,

 Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселится,

 Ей можно с другом поделится,

Она- любимая, как сладость.

Она отрада наша ….(радость).

Воспитатель: А что такое радость в семье? (Чтение стихотворения.  Пунга София)

Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

Дети: радость в нашей семье, т. е. то, чему мы радуемся.

Воспитатель. А хотите своим семьям подарить кусочек радости? (Да)

Дидактическая игра «Подари семье радость».

Воспитатель: Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.

- Возьмите карточки, 1,2,3 –покружись и в кусочки радости превратись!

(Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»).

Например:

«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».

«Я – солнышко, подарю тепло и свет».

«Я – витаминка, подарю всем здоровье».

«Я – книга, подарю своей семье знания».

«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».

«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».

«Я – сердечко, подарю любовь».

«Я – цветы, подарю своей семье доброту».

«Я - клоун, подарю семье веселье, смех».

Воспитатель. Молодцы, ваши семьи получили много радости.

Воспитатель: когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно и радостно.

Воспитатель: Отгадайте вторую загадку:

Человеку лишь в ту семью приходить охота,

В чьей семье поселилась…( забота!)

Воспитатель. Радость в одиночку в семье не живёт, с ней всегда доброта и забота за ручку идёт.

Воспитатель : Дети, а вы заботитесь о своих близких? (Ответы).

 Ребята, как мы можем показать заботу к своим близким?

Дети: хорошими поступками и добрыми делами.

Воспитатель: нам поможет корзина добрых дел.

Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»

Воспитатель. - Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких. Дети.:

Я буду мыть посуду.

Я буду поливать цветы.

Я буду убирать игрушки.

Я буду пылесосить.

Я буду вытирать пыль.

Я буду заправлять кровать.

Я буду хорошо себя вести.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.

Воспитатель: послушайте стихотворение и догадайтесь, какая ещё семейная ценность нужна семье.

 Воспитатель.

Сразу стал уютным дом,

Нежность поселилась в нём.

Она во всех наших делах,

В глазах, улыбках и словах. (нежность)

Воспитатель. Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью?

Дети. Надо называть их ласково

Дидактическая игра «Назови ласково»

1. Мама – мамочка, мамуленька, матушка;

2. Папа – папуля, папулечка, папочка, батюшка;

3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;

4. Дочь – доченька, дочурка;

5. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся;

6. Дедушка – дедуля, дедулечка, дедуся;

7. Брат – братик, братишка;

8. Сестра – сестренка, сестричка.

Воспитатель. Мы назвали много семейных ценностей. Давайте еще раз повторим , какие?

Дети: доброта, радость, уважение, заботливость, нежность.

Воспитатель: но есть ещё одна, а какая вы догадаетесь, послушав стихотворение.

Но бывает, что и радость не в радость,

И заботушка только в тягость,

Да и нежность никому не нужна,

Доброта совсем не важна.

Уважать совершенно не хочется,

 да и счастье на улицу просится.

Ведь сердечко в семье охладело,

Всех теплом согревать расхотело.

А чтоб сердце забилось вновь

Нужно в нём поселить … Любовь!

Воспитатель: чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны в семье

Воспитатель: Я для вас приготовила вот такие красивы ромашки – из которых предлагаю вам сделать символы семейных ценностей. В центре ромашки – я условно обозначила одной картинкой разные семейные ценности (сундучок, шкатулка). Раз это ценности, их нужно беречь и хранить.

- Предлагаю вам картинки-символы, которыми можно обозначить такие семейные ценности, как забота и любовь, нежность, радость . Выберите одну картинку, которая будет обозначать эти семейные ценности. Наклейте их на лепестки ромашки.

- У ромашки много лепестков. И в каждой семье есть свои ценности. Дома вместе со своими родными поговорите о семейных ценностях вашей семьи и заполните эту ромашку.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу.  А теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.

Что же такое семья?

Кто такие родственники?

Как люди должны жить в семье? И т. д.

О каких семейных ценностях вы сегодня узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Спасибо, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!

Воспитатель: Ребята , а в заключение,  я  прочитаю  вам стихотворение про семью:

Если спросят: почему
Я люблю свою семью?
Я отвечу без труда,
Ведь это – моя семья!
Вместе интересно нам

Ходить и там, и там, и там.
Мы очень дружненько живем,
И песни весел
о поем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО "Социально- коммуникативное развитие", "Путешествие в царство Доброты" в подготовительной группе.

Конспект непреревной образовательной деятельности "Путешествие в царство Доброты"...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Как меня зовут» для детей 4–5 лет

Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я» и осознание собственного тела. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу....

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе

Конспект занятия  по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Светофорию» для средней группы

Конспект  занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Светофорию» для средней группыВартанова ДарьяКонспект  занятия по социально-коммуникативному развит...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Такие разные поступки» (старшая и подготовительная группы)

Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения; развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли); развивать способно...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию: Тема: «Юные пожарные спешат на помощь» Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет

Тема:«Юные пожарные спешат на помощь» Цель:Формирование у детей дошкольного возраста основ противопожарной культуры и навыков правильных действий при пожаре. Задачи: Образовательные: - учи...