Конспект коррекционной организационно-образовательной деятельности "Подготовка животных к зиме"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Организационно-образовательная деятельность направлена на уточнение и систематизацию знаний детей об осенних изменениях в природе, о подготовке животных к зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_zverey_k_zime.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
КОРРЕКЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО –
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №1 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
ПО ТЕМЕ
«ПОДГОТОВКА ЖИВОТНЫХ К ЗИМЕ»
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: КОРНЕЕВА С.В.
Тема: «Подготовка животных к зиме».
Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой.
Коррекционно – образовательные задачи:
- расширять и углублять представления детей о подготовке диких лесных животных
к зиме;
- учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их
обитания, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умение обобщать, делать выводы, вести диалог;
- развивать кругозор, сообразительность, любознательность.
Коррекционно – развивающие задачи:
- упражнять в употребление существительных множественного числа родительного
падежа;
- упражнять в подборе прилагательных – определений и согласовании их с
существительными;
- учить образовывать притяжательные прилагательные (лисий, зайчий и др.)
- развивать связную речь.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы; - вызвать интерес к жизни животных, воспитывать бережное отношение к животным; - формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Материалы и оборудование: кукла Маша, картинки с изображением диких животных, иллюстрации пейзажей поздней осени и начала зимы, плоскостная елка для проведения игры «Чей, чья, чьё?» картинки из мультфильма «Маша и Медведь» для раскрашивания.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)
- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются)
Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся,
Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!
Стук в дверь – приходит кукла Маша.
- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
- Здравствуй, Маша! Ты откуда?
- Из леса, к Мишке в гости ходила, поиграть с ним хотела, а он занят, говорит некогда ему, дел полно! И остальные звери все бегают, суетятся, как будто готовятся к чему-то! Может
Завтра Новый год уже?
Логопед:
-Ребята, как вы думаете, что происходит в лесу у животных в это время года?
Маша: - А какое сейчас время года?
Дети: ОСЕНЬ.
Логопед:
-А что осенью делают звери? (готовятся к зиме) Правильно!
Оставайся Маша у нас, ребята тебе расскажут, чем заняты звери в лесу и как они готовятся к зиме.
2. Дидактическая игра «Кого в лесу много?»
Логопед: - Я начну, а вы продолжите…
В лесу много зайцев, белок, ежей, волков, лосей, медведей, лис.
(показ картинок животных)
3. Беседа «Как дикие звери к зиме готовятся»
Летом зверям в лесу хорошо – тепло, еды всякой много, бегай, прыгай вволю, и шубка летняя - легкая и нежаркая – красота! Но лето пролетает очень быстро, не успеешь оглянуться, а уже зима на носу. У животных леса - это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках.
Маша: - Я загадку загадаю: Кто зимою спать ложится волк, медведь или лисица? (Медведь)
.
Выставляется картина «Медведи в осеннем лесу », и «Медвежья берлога»
Логопед: Зимует медведь в укромном, недоступном месте, которое готовит заранее. Он ищет хорошее сухое место под большим упавшим деревом и хорошенько утепляет дом: выстилает мхом, сеном. – Как называется место, где будет спать медведь? (берлога). Медведь спит не глубоко, дремлет, чтобы в случае опасности встретить врага.
Маша: а правда, что медведи, когда спят, сосут лапу. Дети: Медведь не сосет свою лапу, он просто слизывает старую кожу, которая в середине зимы шелушится и лапа очень чешется
Логопед: Три месяца – это очень долгий срок, поэтому осенью медведь должен как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Он ест все, что найдет, особенно рыбу, орехи, корешки растений.
Логопед: - Какие ещё животные впадают в спячку? (ежи)
Картина «Спячка ежа»
Логопед: - Где спрячется еж? (В норе).
В начале осени ежи подыскивают глубокую нору, устилают листьями свою зимнюю постель. Для этого кубарем катаются по траве и накалывают листву на свои иглы, а затем приносят сухие листья в свою норку. Еж – всеядное животное. Он ест все: насекомые, гусеницы, улитки, дождевые черви - его основная еда. С удовольствием ежи поедают яйца мелких птиц, кушают ягоды и опавшие фрукты. Ежу обязательно нужно накопить жир за лето, за счет которого животное зимой живет. Вот как ежик готовится к зиме - основательно и серьезно!
Логопед: Но есть животные, у которых домика – нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Например, вот этот зверь - Посмотрите – вот он.
- Ребята, что вы видите на листе? (ничего)
(Вырезать заранее силуэт зайца из белого листа и прикрепить его на альбомный лист). - На этом листе прикреплен зайчик, но его не видно на белом фоне. А если его поместить на зеленый фон, вы видите зайца? (Да)
Заяц меняет шубу летнюю - на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. - Какого? - Почему белого? (чтоб его не увидели хищники). Зароется от зимней стужи в белый, пушистый снег под кустом и домик ему не нужен.
(Показ картинок – серого и белого зайцев).
Да, ребята, осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. Сначала у зайца белым становится хвост, потом задние лапы, а уж потом спина и бока, поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы быстрее избавиться от летней шерстки. От кого спасает зайца его белая шубка (от лисы и волка). Волк и лиса – это хищники, несдобровать зайцу, если он им в лапы попадется!
- Что едят зайцы зимой? Кормятся зайцы ветками и корой деревьев. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды. Логопед: - Меняют ли другие животные свои старые шубки - на новые, зимние? Конечно, все животные меняют свой мех - старый выпадает, а новый, более теплый - вырастает. - Как называется такой период в жизни животных? (линька). Маша: (загадывает загадку)
- Может быть, вы не поверите мне, но видела я грибы на сосне. Разве грибы на деревьях растут? Что-то совсем непонятное тут. Надеты на ветки маслята, опята. Кто их на зиму сушит ребята? Дети: Белка Выставляется картина «Белки осенью». Логопед: Ребята, как готовится к зиме белка? Дети: Осенью белка линяет, рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая – теплая и серая, чтобы её было трудно заметить на деревьях зимой. Так она спасается от хищников. На зиму белка делает запасы – складывает в дупла, гнезда, прячет под корой и среди корней: шишки, орехи, желуди, развешивает на сучках грибы, недалеко от своего домика. Логопед: Как называется домик белки? Дети. Дом белки – это дупло, в которое она приносит сухие листья, мох, перья, чтобы было теплее. А в сильные морозы белку спасает пушистый хвост, в который она заворачивается, как в одеяло, вот так и зимует. Маша: вот еще одна загадка Есть у нас такой обычай ходим стаей за добычей Прячемся у темной елки, догадались? Кто мы… (ВОЛКИ)
Выставляю картину «Волчья стая зимой»
Логопед: - Посмотрите, ребята, как много здесь волков – целая стая. Зимой волки собираются в стаи. – Зачем? (так легче добывать пищу). Волки к зиме запасы не готовят, а всю зиму охотятся . –На кого? (на зайцев, оленей, лосей, кабанов, догоняют прежде всего слабых и больных животных ). Волк может быстро и долго бегать не ждет добычу в засаде, а бегает за ней. Не даром говорят: «волка ноги кормят» - Что помогает ему в добывании пищи? (хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх, выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу). - Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы).- Как называется жилище волка? (логово)
Картинка лисы
Логопед: - Почему говорят, лиса – всему лесу краса? (очень красивая шубка, густой блестящий хвост, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие). - Как меняется лисий наряд зимой? (становится пышней и теплей) - Как называется жилище лисы? (нора) - Чем питается лиса зимой? (мышами, птицами, зайцами, курами). - Как ведут себя волк и лиса во время охоты? (лисы незаметно подкрадываются, заметают следы, а волк может долго гнаться за добычей, лиса – в одиночку, а волк – стаей)
4.Физкульминутка Раз – прыжок, а два – присядка - это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, рыжим хвостиком вильнуть.
А бельчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - начинайте все сначала!
5. Дидактическое упражнение "Подбери определения"
Маша:
-Ребята так много рассказывали о животных, что у меня в голове все перепуталось, ну-ка,
я уточню:
Заяц (какой?) – маленький, трусливый, пугливый, длинноухий, короткохвостый
Белка (какая?) – маленькая, шустрая, ловкая, быстрая, острозубая.
Ёж (какой?) – колючий, маленький, всеядный,
Лиса (какая?) – рыжая, пушистая, изящная, хитрая, осторожная;
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, злой, голодный;
Медведь (какой?) – большой, бурый, косолапый, неуклюжий;
6. Дидактическое упражнение "Чей, чья, чьё?"
Логопед: - Про всех зверей рассказали, а они все от Маши за елку спрятались, только хвосты, лапы и уши торчат: Пособие «Ёлка и звери»
Хвост чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Ухо чьё?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Лапа чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
7. Итог занятия. Маша благодарит детей за интересные рассказы о диких животных и раздаёт силуэты зверей детям для раскрашивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организационно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Верные друзья здоровья"
Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект игровой организационно образовательной деятельности для детей старшей группы "Заюшкина избушка"
Цель: закрепить представления детей о сказках, продолжать совершенствовать диалогическую речь, продолжать учить изображать дом, в разной нетрадиционной изобразительной деятельности....
Конспект организационно – образовательной деятельности Тема "Волшебные краски зимы" (Подготовительная группа)
Задачи: Образовательные:- Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.- Учить детей работать в технике граттаж.- Закреплять умение детей ориен...
Конспект интегрированной организационной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами театрализации старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в сказку»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие.Цель: сформировать у детей элементарные математические представ...
Конспект непосредственной организационной образовательной деятельности по художественному - эстетическому развитию (художественное творчество) с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в страну Здоровей-ка» для детей старше
Конспект непосредственной организационной образовательной деятельности по художественному - эстетическому развитию (художественное творчество) с использованием здоровьесберегающих технолог...
Конспект интегрированной организационной образовательной деятельности с использованием упражнений нетрадиционных методов оздоровления с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «В поисках золотой рыбки»
Конспект НОД по окружающему миру, с элементами развития речи и изо....
Конспект непосредственно организационной образовательной деятельности по познавательное развитие «Животные Севера» в подготовительной группе
Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях.Закрепить знания детей об особенностях приспособления животных Севера (моржа, белого медведя, пол...