Конспект коррекционной организационно-образовательной деятельности "Подготовка животных к зиме"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Корнеева Светлана Владимировна

Организационно-образовательная деятельность направлена на уточнение и систематизацию знаний детей об осенних изменениях в природе, о подготовке животных к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_zverey_k_zime.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

КОРРЕКЦИОННОЙ   ОРГАНИЗАЦИОННО –

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В   СТАРШЕЙ   ГРУППЕ №1  ДЛЯ   ДЕТЕЙ С  ТНР

ПО ТЕМЕ

 «ПОДГОТОВКА  ЖИВОТНЫХ К ЗИМЕ»

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: КОРНЕЕВА С.В.

Тема: «Подготовка  животных к зиме».

Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой.

Коррекционно – образовательные задачи:

- расширять и углублять представления детей о подготовке диких  лесных животных

   к   зиме;

- учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их

  обитания, устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать умение обобщать, делать выводы, вести диалог;

- развивать кругозор, сообразительность, любознательность.

Коррекционно – развивающие задачи: 

- упражнять в употребление существительных  множественного числа родительного

   падежа;

- упражнять в подборе прилагательных – определений и согласовании их  с

  существительными;

- учить образовывать притяжательные прилагательные (лисий, зайчий и др.)

- развивать связную речь.  

Коррекционно – воспитательные  задачи:

- воспитывать познавательный интерес детей к жизни природы;                                                                         - вызвать интерес к жизни животных, воспитывать бережное отношение   к   животным;                                                                                                                                                                             - формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности. 

Материалы и оборудование: кукла Маша,  картинки с изображением диких животных, иллюстрации пейзажей  поздней осени и начала зимы, плоскостная елка для  проведения игры «Чей, чья, чьё?» картинки из мультфильма «Маша и Медведь» для раскрашивания.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.

                (Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)  

                - Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются)

                Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся,

                Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Стук в дверь – приходит кукла Маша.

- Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)

- Здравствуй, Маша! Ты откуда?

- Из леса, к Мишке в гости ходила, поиграть с ним хотела, а он занят, говорит некогда ему, дел полно! И остальные звери все бегают, суетятся, как будто готовятся к чему-то! Может

Завтра Новый год  уже?

Логопед:

-Ребята, как вы думаете, что происходит  в лесу у животных в это время года?

Маша: - А какое сейчас время года?  

Дети: ОСЕНЬ.

Логопед:

-А что осенью делают звери? (готовятся к зиме) Правильно!

Оставайся Маша у нас,  ребята тебе  расскажут, чем заняты звери в лесу и как они  готовятся к зиме.

2. Дидактическая игра «Кого в лесу много?»

Логопед: - Я начну, а вы продолжите…

В лесу много зайцев, белок, ежей, волков, лосей, медведей, лис.

(показ картинок животных)

3. Беседа «Как дикие звери к зиме готовятся»


Летом зверям в лесу хорошо – тепло, еды всякой много, бегай, прыгай  вволю, и шубка летняя  - легкая и нежаркая – красота!  Но лето пролетает очень быстро, не успеешь оглянуться, а уже зима на носу.
У животных леса  - это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках.  

                                                                                                                                               

Маша: - Я загадку загадаю: Кто зимою спать ложится волк, медведь или лисица? (Медведь)

.

Выставляется картина «Медведи в осеннем лесу », и «Медвежья берлога»

Логопед: Зимует медведь в укромном, недоступном  месте, которое готовит заранее. Он ищет хорошее сухое место под большим упавшим деревом и хорошенько утепляет дом: выстилает мхом, сеном. – Как называется  место, где будет спать   медведь? (берлога). Медведь спит не глубоко,  дремлет, чтобы в случае опасности встретить врага.      

Маша: а правда, что медведи, когда спят, сосут лапу.                                                                     Дети: Медведь не сосет свою лапу, он просто слизывает старую кожу, которая в середине  зимы шелушится  и лапа очень чешется

Логопед: Три месяца – это очень долгий срок, поэтому осенью  медведь должен как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Он ест все, что найдет, особенно рыбу, орехи, корешки растений.

Логопед: - Какие ещё животные впадают в спячку? (ежи)

Картина «Спячка ежа»

 Логопед: - Где спрячется еж? (В норе).
В начале осени
  ежи   подыскивают   глубокую нору,  устилают  листьями  свою  зимнюю постель. Для этого кубарем катаются  по траве и накалывают листву на свои иглы, а затем приносят сухие листья в свою норку. Еж – всеядное животное. Он ест  все: насекомые, гусеницы, улитки, дождевые черви  - его основная еда. С удовольствием ежи поедают яйца мелких птиц, кушают ягоды и опавшие фрукты. Ежу обязательно нужно накопить жир за лето, за счет которого животное зимой живет. Вот как ежик готовится к зиме - основательно и серьезно!

Логопед: Но есть животные, у которых домика – нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Например, вот этот зверь - Посмотрите – вот он.

- Ребята, что вы видите на листе? (ничего)

(Вырезать заранее силуэт зайца из белого листа и прикрепить его на альбомный лист).       - На этом листе прикреплен зайчик, но его не видно на белом фоне. А если его поместить на зеленый фон, вы видите зайца? (Да) 

Заяц меняет шубу летнюю - на  зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. - Какого? - Почему белого? (чтоб его не увидели хищники). Зароется от зимней стужи в белый, пушистый снег под кустом   и домик ему не нужен.

 (Показ картинок – серого и белого зайцев). 

Да, ребята, осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. Сначала у зайца белым становится хвост, потом задние лапы, а уж потом спина и бока, поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы быстрее избавиться от летней шерстки. От кого спасает зайца его белая шубка (от лисы и волка). Волк и лиса – это хищники, несдобровать зайцу, если он им в лапы попадется!

- Что едят зайцы зимой? Кормятся зайцы ветками и  корой деревьев. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды.                                                                                                                           Логопед:                                                                                                                                               - Меняют  ли  другие животные свои старые  шубки - на новые, зимние? Конечно, все животные меняют свой мех  - старый выпадает, а новый, более теплый  - вырастает.                       - Как называется  такой период в жизни животных? (линька).                                                      Маша: (загадывает загадку)                                                                                                                                                                          

- Может быть, вы не поверите мне, но видела я грибы на сосне.                                                                 Разве грибы на деревьях растут? Что-то совсем непонятное тут.                                                        Надеты на ветки маслята, опята. Кто их на зиму сушит ребята?                                                     Дети:  Белка                                                                                                                          Выставляется картина «Белки осенью».                                                                                                                          Логопед: Ребята, как  готовится к зиме  белка?                                                                                 Дети:  Осенью  белка линяет, рыжая шерсть выпадает, и на ее месте  вырастает новая – теплая и серая, чтобы её было трудно заметить на деревьях зимой. Так она спасается от хищников. На зиму белка делает запасы – складывает в дупла, гнезда, прячет под корой и среди корней: шишки, орехи, желуди, развешивает на сучках  грибы, недалеко от своего домика.                                                                                                                                              Логопед: Как называется домик белки?                                                                                       Дети. Дом  белки – это дупло,  в которое она приносит сухие листья, мох, перья, чтобы было теплее.  А в сильные морозы белку спасает пушистый хвост, в который она заворачивается, как в одеяло, вот так и зимует.                                                                           Маша: вот еще одна загадка                                                                                                    Есть у нас такой обычай ходим стаей за добычей                                                                            Прячемся у темной елки, догадались? Кто мы…      (ВОЛКИ)  

Выставляю картину «Волчья стая зимой»

Логопед: - Посмотрите, ребята, как много здесь волков – целая стая. Зимой волки собираются в стаи. – Зачем? (так легче добывать пищу). Волки  к зиме  запасы не готовят, а всю зиму охотятся .                                                                                                                                                                                                 –На кого? (на зайцев, оленей, лосей, кабанов, догоняют прежде всего слабых и больных животных ). Волк может быстро и долго бегать не ждет добычу в засаде, а бегает за ней.                    Не даром говорят: «волка ноги кормят»                                                                                                                       - Что помогает ему в добывании пищи? (хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх, выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу).                                                           - Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы).- Как называется жилище волка? (логово)

Картинка лисы

Логопед: - Почему говорят, лиса – всему лесу краса? (очень красивая шубка, густой блестящий хвост, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие).                                                       - Как меняется лисий наряд зимой? (становится пышней и теплей)                                                             - Как называется жилище лисы? (нора) - Чем питается лиса зимой? (мышами,  птицами, зайцами, курами).                                                                                                                                                                                - Как ведут себя волк и лиса во время охоты? (лисы незаметно подкрадываются, заметают следы, а волк может долго гнаться за добычей, лиса – в одиночку, а волк – стаей)

4.Физкульминутка                   Раз – прыжок, а два – присядка - это заячья зарядка.
                                               А лисята, как проснуться, любят долго потянуться,
                                               Обязательно зевнуть, рыжим хвостиком вильнуть.
                                               А бельчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
                                               Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
                                               То двумя, то всеми вместе, долго топчется на месте.
                                               А кому зарядки мало - начинайте все сначала!

5. Дидактическое упражнение "Подбери определения"

Маша:

-Ребята так много рассказывали о животных, что у меня в голове все перепуталось, ну-ка,

я уточню: 


Заяц (какой?) – маленький, трусливый, пугливый, длинноухий,  короткохвостый
Белка (какая?) – маленькая, шустрая, ловкая, быстрая, острозубая.

Ёж (какой?) – колючий, маленький, всеядный,
Лиса (какая?) – рыжая, пушистая, изящная, хитрая, осторожная;
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, злой, голодный;
Медведь (какой?) – большой, бурый, косолапый, неуклюжий;

6. Дидактическое упражнение "Чей, чья, чьё?"

Логопед: - Про всех  зверей рассказали, а они все от Маши за елку спрятались, только хвосты, лапы и уши торчат:                                                                                                                       Пособие «Ёлка и звери»

Хвост чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Ухо чьё?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Лапа чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.    

7. Итог занятия.                                                                                                                                                     Маша благодарит детей за интересные рассказы  о диких животных и раздаёт силуэты  зверей детям для раскрашивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой организационно образовательной деятельности для детей старшей группы "Заюшкина избушка"

Цель: закрепить представления детей о сказках, продолжать совершенствовать диалогическую речь, продолжать учить изображать дом, в разной нетрадиционной изобразительной деятельности....

Конспект организационно – образовательной деятельности Тема "Волшебные краски зимы" (Подготовительная группа)

Задачи: Образовательные:- Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.- Учить детей работать в технике граттаж.- Закреплять умение детей ориен...

Конспект интегрированной организационной образовательной деятельности по ФЭМП с элементами театрализации старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в сказку»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое развитие.Цель: сформировать у детей элементарные математические представ...

Конспект непосредственной организационной образовательной деятельности по художественному - эстетическому развитию (художественное творчество) с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в страну Здоровей-ка» для детей старше

Конспект непосредственной организационной образовательной деятельности по  художественному -  эстетическому развитию (художественное творчество) с использованием здоровьесберегающих технолог...

Конспект непосредственно организационной образовательной деятельности по познавательное развитие «Животные Севера» в подготовительной группе

Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях.Закрепить знания детей об особенностях приспособления животных Севера (моржа, белого медведя, пол...