Речевое развитие ребенка 6-7 лет
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Речевое развитие ребенка 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._posobie_razvitie_rechi_6-7_let.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие ребенка 6-7 лет
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
К 6-7 годам развитие речи ребенка достигает такого уровня, при котором он свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми. Рассказывая или рассуждая о чем-либо, ребенок старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли.
Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично.
- Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты.
- Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой), умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь богатой эмоциями и переживаниями.
- Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие), выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе.
Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны:
- овладеть правильным произношением слов;
- иметь определенный словарный запас;
- уметь строить разные по форме предложения;
- вести монолог и поддерживать диалог;
- пересказывать небольшие рассказы;
- ясно выражать свои мысли.
Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.
Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста
Седьмой год жизни ребенка — это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам.
Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:
- Четкое и правильное произношение всех звуков.
- Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.
- Использование в разговоре различных интонаций.
- Умение регулировать громкость и темп речи.
- Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.
- Способность вести монолог и диалог.
- Словарный запас от 4000 слов.
- Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.
- Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей), а также профессий родителей.
- Умение учить стихи и пересказывать рассказы.
Отклонения и нарушения речевого развития
- Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами.
- Скандирование слов.
- Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
- Трудности различения звуков.
- Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
- Смешение звуков.
- «Проглатывание» окончаний слов.
- Словарный запас менее 3500 слов.
- Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
- Неверное построение предложения.
- Частая расстановка неправильного ударения.
Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка
Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют ребенку мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:
- Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
- Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
- Ежедневно читать ребенку.
- Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
- При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
- Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
- Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
- Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
- Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе» к педсовету № 2 "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"
Опыт работы по развитию речи с детьми...
«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...
Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития
Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с детьми с ОНР II уровня речевого развития....
Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»
Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...