Гласные звуки
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
В этой статье обсудим:
1. Вербальные и невербальные звуки.
2. Гласные звуки.
3. Как помочь ребёнку запомнить буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, читатели моего сайта!
Мне бы хотелось обсудить с вами новую тему: «Гласные звуки».
Как всегда, будем придерживаться определённого плана:
- Вербальные и невербальные звуки.
- Гласные звуки.
- Как помочь ребёнку запомнить буквы.
В коррекционных группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи знакомство со звуками происходит поэтапно – от простого к сложному. В самом начале логопед знакомит детей с такими понятиями как: «звук», «слово», «предложение». Происходит знакомство детей с вербальными (речевые звуки, издаваемые людьми) и невербальными звуками (шумы вокруг нас: звуки природы, звуки издаваемые предметами…) Ребёнок учиться различать звуки, которые он слышит. Будь-то проезжающая машина, пение птиц, игра на музыкальных инструментах. А может это мама позвала его к обеду? На этом этапе знакомства со звуками, ребёнок также учиться ориентироваться в пространстве (откуда доноситься звук), изменять свой голос (от низкого к высокому, шёпотная речь).
В этот период, я рекомендую поиграть с детьми дома в следующие игры:
- Игра «Молчанка» (слушай звуки вокруг себя);
- Игра «Звучащие предметы» (ребёнок слушает звуки: шелест бумаги, стук молотка, звук льющейся воды и т.д.);
- Игра «Волшебные мешочки» (в мешочках зашиваются разнообразные крупы. Ребенок различает мешочки по звуку);
- Игра на музыкальных инструментах;
- Игра «Какой предмет звучит громче» (Взрослый стучит по предметам мебели).
- Игра «Кто меня позвал?» (Родители меняя силу голоса, зовут своего ребёнка. Ребёнок угадывает).
Помните, что невербальные звуки могут звучать лишь в том случае, когда человек с ними взаимодействует (стучит в дверь, шелестит листочками бумаги, льёт воду в стакан, гремит посудой).
После того как ребёнок усвоил, что такое звук, логопед переходит к изучению гласных звуков.
Гла́сные звуки — тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления (определение гласных звуков взято с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Гласные)
Существует всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки при произнесении не встречают преград и произносятся только с помощью голоса.
Правило о звуках: Звуки мы слышим и произносим!
Звуки ребёнок увидеть не может, но чтобы лучше его запомнить необходимо ввести определённый символ изучаемого звука.
Символы гласных звуков:
У- маленький красный круг (когда мы произносим звук [У], наши губы похожи на маленький красный круг);
А – большой красный круг (когда мы произносим звук [А], наши губы похожи на большой красный круг);
О – красный вертикальный овал;
И – красная тоненькая улыбочка;
Э – красный горизонтальный овал;
Ы – красная широкая улыбка.
Вы уже поняли, что символы гласных звуков соответствуют артикуляционному укладу губ при произношении соответствующего гласного звука. Красный цвет символизирует цвет наших губ.
Гласные звуки умеют петь и поются с голосом!
Все звуки живут в буквах (обозначаются буквами).
Уу Аа Оо Ии Ээ ы
Буквы бывают большие и маленькие (кроме буквы «Ы» - она никогда не стоит в начале слова).
Правило о буквах: Буквы мы видим и пишем!
В период знакомства детей с гласными звуками, я рекомендую поиграть дома в следующие игры:
- Игра «Поймай звук» (Пример: хлопни в ладоши, когда услышишь звук А, среди звуков, слогов, слов);
- Игра «Какой гласный слышишь в начале слова» (в конце слова: яйцо, весы, нитки, палка…; в середине слова: мышь, кит, стол, лук, шар, кекс…)
- Игра «Подбери слово к заданному звуку» (Пример: назови слово со звуком И: игла, диск, лист, изба…)
Мы изучаем буквы и звуки одновременно. В это же время учим детей читать.
Часто родители замечают, как сложно порой ребёнку запомнить буквы.
В помощь вам будут следующие приёмы, как лучше запомнить гласные буквы:
- Выучить стих про букву
У – сучок в любом лесу, ты увидишь букву У;
А- ножка, ножка и черта, получилась буква А;
О – на огурец похожа, он овальный, буква тоже;
И- буква и наискосок примеряла поясок, снизу вверх его тянула, к правой ножке пристегнула;
Э – буква Э с открытым ртом и большущим языком;
Ы – а бедняжка буква Ы ходит с палочкой, увы!
- Упражнение «На что похожа буква?» (проявите фантазию и вы поймёте на что же может быть похожа буква, где ребёнок мог её видеть. Пример: А – электрический столб; И – покосившийся забор; У – значок «Учебная машина»…)
- Выложите букву из бросового материала (из фасоли, пуговиц, счётных палочек, сделайте букву из проволочки).
Вот и всё, что вам нужно знать о гласных звуках. Это не сложно))))
Учитесь и играйте вместе со своим ребёнком, вспоминайте своё детство.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Тема: «Вызывание подражания звукам. Отработка гласных звуков. Звук А». (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта)
Конспек занятия направлен на формирование правильного произношения звука «А»....