Требования к работе по исправлению недостатков произношения у детей
консультация по логопедии на тему

Бузинова Анастасия Сергеевна

Независимо от причин и характера дислалии у детей при формировании правильного звукопроизношения должны соблюдаться определённые требования.

 В данной публикации вы найдёте чёткую последовательность этапов логопедической работы по постановке и автоматизации звуков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns-portal_trebovaniya_po_ispr_nedost_proiznosh.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к работе по исправлению недостатков произношения у детей

Независимо от причин и характера дислалии у детей при формировании правильного звукопроизношения должны соблюдаться определённые требования.

Чтобы устранить недостатки в произношении какого-либо звука следует придерживаться обязательной последовательности этапов логопедической работы:

  1. развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;
  2. артикуляционная гимнастика;
  3. постановка звука;
  4. автоматизация звука;
  5. дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Если же ребёнок чётко воспринимает фонему на слух, можно исключить первый этап работы.

Бывает так, что ребёнок без предварительной артикуляционной гимнастики повторяет все необходимые для данного звука разделённые движения губ и языка. В таком случае можно исключить и второй этап работы. Но последовательность остальных этапов должна обязательно соблюдаться.

При постановке звука следует опираться на базисные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный). Они облегчают воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.

По мере автоматизации навыков правильного произношения звука потребность в зрительном контроле отпадает. Следующая работа ведётся с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

С самого начала работы над звуком у ребёнка надо развивать слуховой самоконтроль. Для этого надо привлечь внимание ребёнка к неправильному произношению звука и сравнить его с правильным. Желательно, чтобы взрослый подражал искажённое произношение, чередуя его с нормальным, а ребёнок сравнивал оба варианта и повторял нужный. Следует постоянно напоминать ребёнку о необходимости вслушиваться в то, как он произносит. Поначалу ребёнку будет полезно чрезмерное произнесение звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно чётко и правильно при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится ещё недостаточно отчётливо, так как это приведёт к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука также должна проводиться в строгой последовательности:

  1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова);
  3. Автоматизация звука в предложениях;
  4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. Автоматизация звука в разговорной речи.

Лексический материал, который подбирается для автоматизации и дифференциации звуков должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков, и в то же время, не должно быть таких звуков, которыми ребёнок ещё не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение. Также должна учитываться смысловая доступность лексического материала. Важным условием быстрой автоматизации звука является постепенное повышение темпа речевых упражнений. От медленного, размеренного произнесения слогов ребёнок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, затем к ещё более ускоренному воспроизведению предложений и, наконец, скороговорок. Только в таком случае осуществляется быстрое и стойкое закрепление правильного произношения поставленного звука.

Следующее требование в работе над автоматизацией звука – это постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к белее сложным (от простого повторения слов за взрослым к названию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, изображённых на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок, скороговорок и потом к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картин и, наконец, к свободному речевому общению.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество логопеда и воспитателя с родителями в процессе исправления недостатков речи у детей.

Именно к родителям будут обращены эти слова:«Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают речевыми расстройствами, не таили на Вас обид в течение их дальнейшей жизни. Сделайте всё от В...

Рекомендации логопеда для родителей на тему: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения».

Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста....

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...

Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения в ДОУ

Данную презентацию можно использовать на организационном родительском собрании, где учитель-логопед представляет родителям основные направления коррекционно-логопедической работы....

«Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения». Круглый стол для родителей.

Одной из эффективных форм сотрудничества с семьёй является Круглый стол. 9 ноября состоялась встреча учителей-логопедов ДОУ с родителями подготовительных к школе групп. Цель встречи: показать значимос...

Методика исправления недостатков произношения заднеязычных звуков [К], [К\'] у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Наиболее простыми звуками речи являются заднеязычные (К, Г, Х). Однако, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нередко страдает именно эта группа звуков в виде их полного отсутствия, замен или искаж...

«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»

Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное  поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении  сдерживают становление произвольности – ...