Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения в ДОУ
презентация по логопедии на тему

Поспелова Светлана Владимировна

Данную презентацию можно использовать на организационном родительском собрании, где учитель-логопед представляет родителям основные направления коррекционно-логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_uchitelya-logopeda.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения». Учитель-логопед Поспелова С.В.

Слайд 2

Если вы обратили внимание на то, что речь вашего ребенка отличается от речи сверстников, у ребенка возникают проблемы в общении и он замыкается в себе, то вам для уточнения речевого диагноза необходимо обратиться к следующим специалистам: невропатологу логопеду ДЕТСКОМУ ПСИХИАТРУ, ПСИХОЛОГУ ОРТОДОНТУ

Слайд 3

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда. Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Слайд 4

Задержка речевого развития у ребенка (ЗРР) – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ДЕФЕКТОВ РЕЧИ: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Слайд 5

Дизартрия – нарушения произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной систем. Ринолалия – это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Слайд 6

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: Различная внутриутробная патология Родовая травма и асфиксия во время родов Наследственные факторы Возрастные нарушения (самостоятельно проходят); Дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; Массивная или короткая уздечка; Неправильное расположение зубов; Недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Слайд 7

Что делать, если у ребенка укорочена уздечка? Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Л и Р. Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты. И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

Слайд 8

Логопед в детском саду может оказать следующую помощь: Диагностирование; Составление индивидуального логопедического плана; Коррекция и развитие детей-логопатов посредством оказания логопедической помощи; Оказание консультативной помощи родителям.

Слайд 9

Красивая речь ребенка зависит от: Образец речи в семье: Диалект Традиции Культура речи . Собственный речевой опыт: Занятия с логопедом: Общение со сверстниками Общение со взрослыми Другие речевые образцы Индивидуальные занятия Беседа Контроль за речью ребенка

Слайд 10

Систему коррекционной работы можно условно разделить на 3 этапа: Подготовительный этап Этап формирования первичных произносительных умений и навыков Этап формирования коммуникативных умений и навыков 1 2 3 Основная его цель – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Цель его – сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Задачи: 1.Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; 2. Устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. Задачи: 1. Устранение неправильного звукопроизношения; 2. Развития у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; Задачи: 1. Формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей; 2. Формирование навыков Элементарного звукового анализа.

Слайд 11

Обучение детей с неправильным звукопроизношением характеризуется следующими особенностями: идет от простого к сложному; происходит на непроизвольном уровне, а значит, с опорой и на волевые усилия ребенка, а на интерес; в условиях погруженности ребенка в полноценную, разнообразную «развивающую» жизнь; идет одновременно по многим направлениям - развитие моторной и сенсорной сферы, эмоций, речи, общения, социальных навыков и т.п.

Слайд 12

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков; 1.

Слайд 13

Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем; Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется; 4. 2. 3.

Слайд 14

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: - не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение; - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятиях с логопедом; - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

Слайд 15

Для достижения положительных результатов ребенку необходимы следующие условия: 6 1 Согласованность в действиях родителей и специалистов . 2 Залог успешной помощи ребенку - понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства. 3 Комплексный подход в коррекционной работе значительно эффективнее работы специалиста-одиночки. 5 Опора на собственную активность ребенка. 4 Все дети должны обучаться: необучаемых не бывает. 6 Ребенок должен жить в семье.

Слайд 16

Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков. 1. Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы. 2. Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы. 3. Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься. 4.Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата. 5. Не торопите ребёнка во время выполнения задания. 6. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами. 7. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз. 8. Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход. 9. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

Слайд 17

Методические рекомендации при проведении артикуляционной гимнастики Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию). Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Слайд 18

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА! БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ И ВЕРЬТЕ В СВОЕГО РЕБЕНКА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

I Основные направления коррекционной работы воспитателя: 1 Физическое развитие а)Здоровье: закаливание, утренняя гимнастика, физкультминутки, обучение плаванию, подвижные игры, спортивные, народные,...

Рекомендации логопеда для родителей на тему: « Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения».

Наглядная презентация для родителей . Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей дошкольного возраста....

Этапы коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей.

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и ег...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

«Основные направления коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения». Круглый стол для родителей.

Одной из эффективных форм сотрудничества с семьёй является Круглый стол. 9 ноября состоялась встреча учителей-логопедов ДОУ с родителями подготовительных к школе групп. Цель встречи: показать значимос...

Перспективное планирование и основные направления логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения

Тематическое планирование, расчитанное на весь период коррекции нарушений звукопроизношения с указанием основных направлений перспективной работы с учетом особенностей формирования сторон речевой деят...