Профилактика оптической дисграфии у детей старшей и подготовительной группы в играх
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно- пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: а) искаженное воспроизведение букв (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы); б) замены и смешение графически сходных букв.
Для профилактики оптической дисграфии у дошкольников, автор данной статьи подобрал ряд игр, которые возможно использовать в практической работе в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников старшей и подготовительной группы в играх.
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно- пространственных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: а) искаженное воспроизведение букв (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы); б) замены и смешение графически сходных букв.
Для профилактики оптической дисграфии у дошкольников, автор данной статьи подобрал ряд игр, которые возможно использовать в практической работе в детском саду.
Для формирования навыка последовательного анализа изображений и конструкций подойдут игры с кубиками Воскобовича и блоками Деньеша. На первом этапе игры, ребенок выполняет орнамент или фигуру путем наложения элементов на предложенный шаблон. Далее, ребенок выполняет задания только по зрительному восприятию, с наглядной опорой на схему. Третий этап игры – выполнение фигуры по символическим изображениям, которые даны в альбоме с методическими рекомендациями и схемами для игр с блоками Деньеша (этот образец игры возможно использовать при развитии навыков анализа и синтеза).
Для развития зрительного восприятия, полезны игры: «догадайся, что нарисовано или какую я загадал вещь?», игры на запоминание сочетания различных геометрических форм, упражнения на складывание разрезных картинок . Ориентация в специально разработанных игровых картах- лабиринтах.
Рекомендуются игры на воспроизведение пространственных последовательностей. Например, возможно использование игрушечного музыкального инструмента с разноцветными клавишами и цветовыми схемами к этому инструменту.
Интересны игры: «Шарики в непрозрачной трубочке» (На глазах у ребенка в трубочку кладутся цветные шарики, нужно определить, в какой последовательности они выкатятся с одной и с другой стороны)
«Живые цепочки» (Детям выдаются карточки с картинками, водящий выстраивает детей в соответствии с заданной схемой. Картинки можно подбирать тематические, чтобы с опорой на их последовательность возможно было составить предложение. Если дети читающие, можно им предложить карточки с буквами или словами.
При наличии выраженной недостаточности зрительно – моторной координации на занятиях широко используют штриховки, обводки, срисовывания геометрических фигур.
Рекомендуются игры на нахождение отличий, дорисовывание недостающих в образце деталей, письмо букв и слов по шаблонам, далее по контурным линиям.
Одновременно, рекомендуется работа на упрочнение звуко - буквенных связей, формирование стабильных графических образов букв. Это задания с дополнительной опорой на кинестетический анализатор: обводка пальцем выпуклых или выполненных на шершавой основе букв. Игра « Угадай на ощупь какая буква?», «Угадай с закрытыми глазами, что я тебе написал на руке?» [М. Монтессори]
Положите перед ребенком несколько сходных по начертанию букв (Р, Я, Ь, Б, В, Ы, Ъ; или Ш, Щ, Ц; или П, Н, И, Й; или К, Х, Ж; или Ю, О, С, Э). Показываете одну из них, ребенок находит такую же среди лежащих на столе.
Покажите ребенку две похожие буквы. (Ш- Щ; Ц- Щ; Б- В; Г- Т; Л- Д; З- В; Р- В; К- Ж; Ч- Я; С- О; И- Й; Ь- Ы; О- Ю; Ь- Ъ; Г- Е; Ь- В; Ь- Б; Г- Б) Нужно из первой дорисовать вторую.
Положите перед ребенком 2 буквы. Попросите его реконструировать первую (что- то дорисовать, что- то замазать белым маркером), чтобы она превратилась в другую. (П- Н; П- И; Н- И; О- С; О- Э; Л- А; В- Ь; Ы- Ъ; Х- У; Ф- О; Я- Ж, М- П; Р- Ь).
Положите перед ребенком 2 буквы. Пусть он развернет 1- ую из них и дорисует ее так, чтобы она превратилась в другую (Ш- Е; П- Ц; С- Э; У- А; Ь- Я; Ч- Ь; Я- Ы) [М.А. Полякова]
Используя коррекционные игры на занятиях с детьми, необходимо помнить, что подбирать материал следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного досуга для детей старшей и подготовительной групп Развлекательная игра–викторина «Любимые сказки»
Цель: закрепить умение понимать мораль знакомых сказок. Подготовка детей: Повторить знакомые сказки «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Легкий хлеб», «Ляпунюшка» Реквизиты: 1...
Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....
"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".
В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...
Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "
В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....