РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
консультация по логопедии на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь.
НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЁМЫ работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, которые помогут при подготовке детей к обучению в школе, основные из них:
- развитие слухового восприятия на неречевом уровне;
- развитие анализа и синтеза на предметном уровне;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- установление связи между звуком и буквой.
Формирование слухового восприятия начинают с узнавания неречевых звуков.Для этого предлагается создавать определённую звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудизаписи шумов, песен, художественных текстов. Например:
1/взрослый предлагает детям прислушаться в тишине к различным звукам (скрип стула при покачивании; шаги во-ля; шум мела при работе на доске и др.)После чего дети должны рассказать какие звуки услышаны и какими предметами они издавались.
2/Дети встают в круг. Взрослый предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребёнка звенит колокольчик.
3/Взрослый демонстрирует детям, какие звуки издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке; газета, если её мять; толстая бумага, если её разрывать; стул, если им двигать, и т.д. Затем эти же действия и в другой последовательности и за ширмой. Дети должны подробно рассказать о том, что слышат.
4/ Взрослый сажает на стол двух игрушечных зайцев, большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно и маленький – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, какой заяц сейчас играл. Эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, мишками, обезьянами и т.д.
Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.
С этой целью можно рекомендовать следующие приёмы работы:
- расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.
- -объяснить между какими кубиками находится зелёный кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик по счёту третий? Какой по счёту красный кубик?
- собрать пирамидку из трёх колец. Добавить ещё два кольца. Сколько всего колец получилось?
- Объяснить между какими кольцами находится жёлтое кольцо в пирамидке.
- Собрать вместе с ребёнком пирамидку так, чтобы зелёное кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.
- Собрать пирамидку из трёх колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо-это звук в слове «кот». Разложить совместно с ребёнком пирамидку на отдельные кольца и назвать все звуки в слове «кот»
Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. На данном этапе работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.
Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко-буквеного анализа мы предлагаем проводить параллельно.
Работу необходимо начинать с обучения ребёнка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребёнку даётся и графическое изображение звука – буква. Ребёнок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет; твёрдые согласные – синий; мягкие согласные – зелёный цвет.
Важно при обозначении звука буквой просить ребёнка произнести этот звук, а не азбучное название знака. При этом буквы обязательно называются твёрдыми звуками, например, звук «С» обозначается буквой «С». Ребёнку предъявляется карточка с изображением буквы, напечатанная шрифтом ср. размера, соответствующий звук произносит взрослый, а затем его повторяет ребёнок. Подобные упражнения необходимо проводить с опорой на наглядный материал.
Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, и закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приёмы:
- 1.Поднять руку или карточку с буквой, если в слове есть заданный звук.
- 2.Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.
- 3.Выбрать из предложенных предметных картинок, в названии которых есть заданный звук.
- 4.По сюжетной картинке назвать слова, в названии которых есть заданный звук.
- 5.Придумать слова с заданным звуком.
- 6.Вспомнить животных, овощи, растения, посуду, мебель и др. в названии которых есть заданный звук.
- 7.игра «Поезд» (Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых заданный звук находится вначале слова, во втором вагоне картинки, где звук -в середине, а в третьем, где звук находится в конце слова.
- Б/ Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука. Второй вагон – красный. В этом вагоне поедут картинки – слова, которые начинаются с гласного звука. В третьем, зелёном вагоне поедут только те картинки, в названиях которых первый звук мягкий согласный.
- 8.Добавить слог с заданным звуком, чтобы получилось слово.
- 9.Определить наличие звука в слове, записать в тетради соответствующую букву, если звук в слове есть, поставить чёрточку, если его в слове нет.
- 10.Выделить из предложения слово с заданным звуком, подняв соответствующую букву или хлопнув в ладоши.
- 11.Дополнить предложение словом, содержащим заданный звук.
- 12.»Лото»(Детям предлагаются карточки с картинками, названия которых содержат и не содержат заданный звук. Картинку, содержащую заданный звук, нужно накрыть соответствующей буквой.)
- 13.Придумать слова, которые начинались бы со звука ...,а заканчивались бы звуком ... Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.
- 14.Заменить первый(последний) звук в слове на другой,прочитать получившееся слово.
- 15.Вписать букву, соответствующую первому(последнему) звуку в слове в схему слова под картинкой.
- 16.Перемещать букву, соответствующую заданному звуку, в зависимости от места звука в слове по сигнальной карточке.
- 17.Показать сигнальную карточку, обозначающую место звука в слове.
- 18.Выложить количество звуков в слове при помощи фишек.
- 19.Выбрать из предложенных схем звукового состава ту, которая соответствует названию картинки или слова.
- 20.Самостоятельно придумать слова с определённым количеством звуков(слогов).
- 21.Подобрать слова на каждый звук, составляющих исходное слово.(Например:Л (лук, лыжи) А(аист, азбука) М(мак, мост) П(парта, полка) А(арфа, астра)
- 22.Преобразовать слово, добавляя звук в определённой позиции (начало, конец слова), изменяя один из звуков в слове (Например:мех – смех, осы-косы, дочка-удочка, пар-парк, стол-столб, лис-лист, коса-роса-роза-Рома-рама и т.д.)
- 23.Игра Буквоешка» (вставить пропавшую букву в слове, назвать слово.Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.Слова:рот, кот, мак, бак
- 24» Цепочка слов» (от предложенного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее начиналось с последнего звука предыдущего: кот-топор-радуга-автобус-стол-ландыш-шарф и т.д.)
- 25Назвать общий звук в словах: вагон-насос, цветок-крот, трава-рубашка, шуба-мышь, сумка-мост и т.д.
- 26.Определить , каким звуком слова отличаются: гости-кости, шапки-тапки, вагон-загон, ушки-утки, мел-мель, и др.
- 27.Отгадать слово, полученное из первых букв(звуков) в названии предметных картинок.
- 28.К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками «И» и «А»(Например:слово «Машина»)
- 29.Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование операций фонематического анализа и синтеза
В статье говорится об этапах формирования операций фонематического анализа и синтеза, предлагаются примерные игры и упражнения....
«Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную приводит его к серьезному этапу – этапу овладения письменными формами речи (чтением и письмом). Поэт...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...
Формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен материал, раскрыввющий необходимость формирование операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников....
Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.
Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...
мастер - класс "Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической подготовительной к школе группы "
Материал для родителей детей, посещающих логопедическую группу содержит теоретическую и практическую части, в которой представлены игры для развития и закрепления навыков анализа и синтеза слов....