Формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему

В статье представлен материал, раскрыввющий необходимость формирование операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование операций

фонематичкого анализа и ситнеза у детей дошкольного возраста

Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте в первом классе начальной школы. Диагностика психолого – педагогической готовности ребенка показывает неумение детей 6 – 7 лет  произвести звуковой анализ слова.

Дети затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.  Особенно проблемы несформированности операций фонематического анализа и синтеза проявляется на письме: это   пропуск и перестановка букв в словах, замены и смешения сходных букв по акустическим и артикуляционным признакам,  несоблюдение границ предложения.

 Поэтому развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.

 Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

 У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха и восприятия - звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Необходимость своевременного развития фонематических процессов диктуется также тем, что их нарушение или недоразвитие приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением, не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализа и синтеза — дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов.

Очень важно сформировать навыки операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников, а особенной у дошкольников с нарушениями речи.

Игра является основной формой деятельности детей дошкольного возраста. Она помогает развитию и становлению основных психических процессов, личностных качеств, интеллекта.   Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Поэтому  работу по формированию операций фонематического анализа и синтеза необходимо проводить с использованием именно игрового метода.

Такие упражнения необходимо включать в процесс автоматизации звуков, закрепление умений  проводить звуко  - слоговой анализ слов. Поводить игры могут как учителя – логопеды, так и воспитатели детских садов и учителя начальных классов на своих уроках и занятиях.

Систематическое закрепление необходимых навыков помогут  в дальнейшем избежать ошибок в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....

Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления:1.     Формирование фонематического восприятия2.     Развитие ...

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта

Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуко...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...