Формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи на тему
В статье представлен материал, раскрыввющий необходимость формирование операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование операций
фонематичкого анализа и ситнеза у детей дошкольного возраста
Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте в первом классе начальной школы. Диагностика психолого – педагогической готовности ребенка показывает неумение детей 6 – 7 лет произвести звуковой анализ слова.
Дети затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. Особенно проблемы несформированности операций фонематического анализа и синтеза проявляется на письме: это пропуск и перестановка букв в словах, замены и смешения сходных букв по акустическим и артикуляционным признакам, несоблюдение границ предложения.
Поэтому развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Наличия фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха и восприятия - звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.
Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”а” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
Необходимость своевременного развития фонематических процессов диктуется также тем, что их нарушение или недоразвитие приводит к затруднениям в овладении правильным звукопроизношением, не различение ребенком окончаний, приставок, предлогов становится причиной лексико-грамматических нарушений и, как следствие, недостаточного развития связного высказывания. Нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии, недостаточное владение навыками звукового анализа и синтеза — дисграфии на почве несформированности фонематического анализа слов.
Очень важно сформировать навыки операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников, а особенной у дошкольников с нарушениями речи.
Игра является основной формой деятельности детей дошкольного возраста. Она помогает развитию и становлению основных психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Поэтому работу по формированию операций фонематического анализа и синтеза необходимо проводить с использованием именно игрового метода.
Такие упражнения необходимо включать в процесс автоматизации звуков, закрепление умений проводить звуко - слоговой анализ слов. Поводить игры могут как учителя – логопеды, так и воспитатели детских садов и учителя начальных классов на своих уроках и занятиях.
Систематическое закрепление необходимых навыков помогут в дальнейшем избежать ошибок в письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Изучение, обобщение и систематизация путей формирования фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР....
Работа по формированию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
В работе по формированию фонематического анализа и синтеза определены следующие направления:1. Формирование фонематического восприятия2. Развитие ...
Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта
Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуко...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...