мастер - класс "Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической подготовительной к школе группы "
консультация (подготовительная группа)

Сизова Мария Михайловна

Материал для родителей детей, посещающих логопедическую группу  содержит теоретическую и практическую части, в которой представлены игры для развития и закрепления навыков анализа и синтеза слов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей логопедической подготовительной к школе группы 

(мастер - класс)

Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству через совместное решение задач речевого развития детей.

Задачи:

• Расширить представление родителей о сформированности навыков фонематического анализа и синтеза у детей 6-7 лет.

• Познакомить родителей с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

«Совсем немного науки»

- Хорошо развитая устная речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Достаточный уровень сформированности навыков фонематического анализа и синтеза является главным условием для успешного становления письменной речи (т. е чтения и письма).

На современном этапе ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО ставит перед нами следующие задачи речевого развития дошкольников :

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение словарного запаса.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи, включающей развитие диалогической и монологической речи.

5. Подготовка детей к обучению грамоте.

6. Приобщение к художественной литературе.

- Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающем мире, и в процессе наблюдений имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Предлагаю поиграть в игру «Подбери слово»,  мы попробуем актуализировать  с вами словарь признаков, и постараемся подобрать как можно больше слов-признаков к весенним терминам (поделить на 2 команды)

• Игра-разминка «Подберите эпитеты к словам»

-ручей – быстрый, журчащий, шумный, говорливый ….

-  солнце- яркое, лучистое, тёплое, приветливое, весеннее …

- ветер – лёгкий, теплый, свежий,  весенний  …

- небо – ясное, пасмурное, серое,  голубое, чистое…

Одним из направлений логопедической коррекционной работы, помимо постановки и автоматизации исправленных звуков, а также осуществлению контроля за произношением в свободной речевой деятельности, в частности, в домашних условиях, является развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

На занятиях по основам грамоты ребенок  овладевает  навыками звукового анализа слов. 

Звуковой анализ – это:

1. последовательное выделение отдельных звуков в слове;

2. определение порядка звуков в слове;

3. различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый-мягкий.

Для проведения звукового анализа слова необходимо знать основные понятия.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

  1. Произнеси слово и послушай его.
  2. Проанализировать что-либо можно при условии, что мы имеем перед собой предмет анализа. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, как произнести его, нет. При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода - [вад]).

2. Произнеси слово по слогам.

3. Раздели слово на слоги любым удобным способом (обычно хлопками).

4. Найди ударный слог.

Необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.

5. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

Детей надо научить звук «протянуть», искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова. Например, «к-к-кот». После этого называется нужный (выделенный) звук, который надо охарактеризовать: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий.

6. Обозначь выделенный звук фишкой.

Запись звуков с помощью условных обозначений (фишек) помогает детям «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. На начальном этапе звуковая схема без фишек дается детям в готовом виде. В этом случае схема служит ребенку опорой, помогает «не потерять» звук, направляет его действия и служит средством контроля за правильностью выполнения действия. По мере того, как дети осваивают способы определения звуковой последовательности, модель не задается, а конструируется по ходу разбора. Условные обозначения звуков традиционны: гласный звук – красная фишка, согласный твердый звук – синяя фишка, согласный мягкий звук – зеленая фишка.

7. Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).

8. Прочитай по фишкам слово целиком.

9. Ответь на вопросы:

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных?

- Сколько слогов?

Если проводится звуко-буквенный анализ, то после выполнения всех указанных операций ребенок выполняет еще одну, а именно: объясняет, какой буквой обозначается каждый из звуков и почему (обозначаются только изученные буквы).

Звуко-буквенный анализ - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха, развитию умений вычленять звуки в слове, правильно их называть и характеризовать и т. д.

Практическая часть мастер-класса.

Зачастую у ребёнка в подготовительной группе исправляются нарушенные звуки, однако встречаются ошибки и трудности при определении наличия или отсутствия заданного звука в слове, а также количества звуков и места звука в слове. Многие дети испытывают затруднения в подсчёте количества звуков, путают понятия «звук» и «буква». С помощью дидактических игр мы продемонстрируем, как вы сможете помогать детям овладевать волшебным миром звуков нашей речи. Эти задания вызовут огромный интерес в совместной деятельности с детьми. Время, проведённое вместе с вашим ребёнком, пролетит незаметно, подарив вам положительные эмоции.

Игры с родителями: направленные на развитие фонематического слуха, что играет важную роль при проведении звукового анализа слов.

1. «Где спрятался звук». Игру можно использовать в качестве физминутки, а также упражнения, тренирующего внимание и память.

- Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?

Если в начале слова – хлопают в ладоши, если в середине – топают, если в конце – поднимают руки вверх.

Слова: конь, икра, палатка, мак, краски, корм, теленок, лоток, лейка.

2. «Придумай слово». Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.

Взрослый предлагает придумать слова с заданным звуком. Например, [р] – «рак», «рука» или [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова, обозначающие фрукты со звуком [а]», «В нашем магазине продаются продукты, в названии которых есть звук [м]. Что можно купить в магазине?» и т. п.

3. «Скажи, как я». Игра для детей и родителей дома

В игре формируется умение вычленять звук из целого слова, интонировать его как в слове, так и изолированно.

Взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя интонационно какой-либо звук, например: [р-р-р-ак]. Ребенок бросает мяч обратно и произносит слово точно так же. Затем отвечает на вопрос: «Какой звук ты выделил в этом слове?». Звуки выделяют не только в начале, но и в середине, и в конце слов. Слова: Р-р-ручка, мы-ы-ыло, зима-а-а, к-к-кино, л-л-ласточка, ли-и-ист и т. п.

4. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

5. Игра «Покажи картинку на определенный звук».

Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

6. Игра «Сколько звуков спряталось в слове».

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

7. «Придумай слова к схеме».

Игра для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слова и различают звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.

Дается готовая модель слова, а дети подбирают слова, которые подходят к схеме.

Схема 1: (лиса, река, пила, зима, тема и т. д.)

Схема 2: (папа, мама, каша, рама, Тома и т. д.)

Схема 3: (поля, пуля, Коля и т. д)

Схема 4: (мост, куст, пуск, банк и т. д.)

Как проводится звуковой анализ слова?

(совместная деятельность педагога с родителями).

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (В слове КОТ первый звук [К])

- Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, поэтому обозначим его синим цветом)

- Какой второй звук в слове КОТ? (В слове КОТ второй звук [О])

- Звук [О] какой? (Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

- Какой третий звук в слове КОТ? (В слове КОТ третий звук [Т])

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, поэтому обозначим его синим цветом)

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи).

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя.

         

                                                                       

         

 

     

         

                                                             

         

                                                             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Развитие фонематического восприятия, т.е. обретение детьми способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы), положительно влияет на формирование всей фонетической системы речи и позволяет им у...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

Мастер-класс "Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста». Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Пока...

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У СТАРИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...

«Логопедические игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Вашему вниманию представлены игры и упражнения  для детей и их родителей по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста.  ...