Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций различения и выбора фонем (звуков), т.е. сформированность фонематической системы. В статье представлены основные направления развития фонематического восприятия, анализа и синтеза и игровые приемы, которые родители могут использовать в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_analiza.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
(рекомендации для родителей)
Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут усвоить учебный материал, и их школьный путь оказывается тернистым и сложным. Проблема подготовки детей к обучению в школе одна из важнейших в современной педагогике и логопедии.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса письма, в том числе процесса различения и выбора фонем (звуков), т.е. сформированность фонематической системы.
Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками считаются твердость и мягкость, звонкость или глухость, ударность и безударность.
- Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие,
- фонематическое представление
- фонематический анализ и синтез.
Недоразвитие любого коипонента может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем - к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических (дизграфических) ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.
Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Звуковой анализ является как бы стержнем, к которому примыкает ознакомление с характеристикой звуков, с ударением, со слоговой структурой слова. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети
научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем послужит предупреждению специфических ошибок чтения и письма.
Основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза:
- развитие слухового восприятия на неречевом уровне;
- развитий операций мышления- анализа и синтеза – на предметном уровне;
- развитие фонематического восприятия (речеслухового);
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- установление связи между звуком и буквой.
Занимаясь с ребенком в домашних условиях, родители должны иметь специально подготовленный дидактический материал, а также включать в работу любимые игрушки детей и окружающие предметы. Занятия лучше проводить в игровой форме, в свободной обстановке. Продолжительность специальных занятий не должна превышать более 35 минут. Во время занятий необходимо делать перерыв и проводить игровые физкультминутки. Ребенок будет более заинтересован, если картинный материал, игрушки, фишки и буквы разрезной азбуки родители подберут или изготовят совместно с ним.
Формирование слухового восприятия необходимо начинать на самых ранних этапах подготовительной работы. Параллельно с развитием слухового восприятия проводятся занятия по развитию анализа и синтеза с предметами. В этот же период проводится работа по развитию фонематического восприятия. Это будет являться базой для дальнейшего развития фонематической системы.
Для развития слухового восприятия на неречевом уровне предлагается создавать определенную звуковую атмосферу: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковым сигналом, аудиозаписи шумов, песен, художественных текстов. Эти приёмы работы помогут научить ребенка слушать и слышать звуки.
Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.
С этой целью рекомендуется использовать следующие приемы работы:
- Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.
- Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик?
- Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось?
- - Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке?
- Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.
- Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо – это звук в слове кот.
Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой.
На данном этапе работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.
Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко-буквеного анализа предлагается проводить параллельно.
Работу необходимо начинать с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребенку дается и графическое изображение звука – буква. Ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок – гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные – красный цвет, твёрдые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет.
Важно при обозначении звука буквой просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака. Ребенку показывается карточка с изображением буквы, соответствующий звук произносит взрослый, а ребенок повторяет.
Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приемы:
- Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.
- Поднять букву «К», если услышишь слово со звуком (К).
- По сюжетной картинке назвать все слова со звуком (С).
- Придумать слова, которые начинались бы со звука (М), а заканчивались бы звуком (А). Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.
- Поднять красный кружок, если слово начинается с гласного звука. Игра «Поезд».
1) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук (Л) в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук (Л) в середине, а в третьем, где звук (Л) находится в конце слова.
2) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки названия, которых начинаются с твердого согласного звука. Второй вагон – красный, в нем поедут картинки названия которых начинаются с гласного, а в зеленом вагоне – с мягкого согласного звука.
Игра «Первый звук потерялся»
Детям предлагается слова, в которых первый звук потерялся. Дети должны отгадать слово, произнести изолированно первый звук, который потерялся и показать букву, которая обозначает этот звук.
Игра «Шарики»
Объяснить, что маленькие шарики улетели и встретились на большом облачке. Там буквы соединились и получились слова. Переписать буквы из маленьких шариков в облачко, прочитать слова. Провести анализ прочитанных слов (количество букв, из них согласных, гласных, твердых и мягких согласных, количество слогов.)
Л + У+ К = ЛУК ИГ + РА = ИГРА
Игра «Буквоешка»
Вставить пропавшую букву в слово, назвать слово. Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки: . ы р м а . . о б
Приемы работы, направленные на развитие фонематического синтеза:
Игра «Собери слово»
Ребенку предлагаются на слух изолированно звуки слова, произнесенные по порядку. Необходимо составить слово из букв разрезной азбуки, прочитать слово по слогам, последовательно произнести все звуки данного слова.
- К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками (И) и (А). Например: слово «машина» - звук (Н).
- Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух. Выложить слово из букв разрезной азбуки.
- Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки. Например: буква «З» - слово «звезда», «Л» - «лимон».
Таким образом, предложенные приемы работы помогут родителям научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...
Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....
Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, оче...
РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять посл...
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте...