Конспект нод по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Тема: «Диалоги о птицах»
Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- создать условия для получения детьми знаний о внешнем виде зимующих птиц;
- способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы;
- активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;
- сформулировать у детей потребность правильно употреблять существительные с уменьшительно – ласкательным значением;
- упражнять в образовании множественного числа существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развитие координации речи с движением;
- развивать внимания; памяти, мышления;
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.
Предшествующая работа:
-д/игра «Объясни словечко» (диалог)
- чтение художественной литературы:
- В. Бианки «Синичкин календарь»;
- М. Пришвин «»Птицы под снегом»;
- Г. Скребицкий «На лесной полянке»;
- наблюдение за птицами на территории детского сада.
Оборудование: магнитофон, игрушка, предметные картинки птиц; кормушка; корм; разрезные модели птиц на каждого ребенка; д/игра «Назови ласково»; д/игра «Части тела птиц»; д/игра «Один - много», мнемотаблица "Части тела птиц"
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Ход:
I. Организационный момент. Мотивация
Логопед: Ребята, вы узнали, кто это?
Хрюша: Мне вчера Степашка загадал загадку и я весь день не мог ее отгадать. Помогите, ребята.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Нас зимою покормите
Дети кто мы? Назовите.
(Птицы.)
Хрюша: А кто такие птицы, я никогда не видел птиц.
Логопед: Разве ты ничего не знаешь о птицах?
Хрюша: Нет.
Логопед: Тогда мы с ребятами предлагаем посмотреть телепередачу о птицах.
Звучит музыка.
Логопед: Внимание! Внимание!
Говорит и показывает «Центральное телевидение детского сада №1»
Начинаем утреннюю познавательную передачу «Диалоги о птицах»
Ведущая передачи – Светлана Николаевна, участники дети – знайки.
II . Сообщение темы
Логопед: Дети, каких птиц можно встретить и зимой, и летом?
Дети: Зимующих птиц можно встретить и зимой, и летом.
Логопед: Назовите зимующих птиц.
Дети: Снегирь, синица, воробей, ворона, дятел и др.
Уважаемые, телезрители!
Сегодня вы узнаете о том, как птицы живут-поживают, как птиц зовут-величают, чем они отличаются друг от друга.
III. Дидактическая игра «Части тела» (дети сидят на стульях)
Логопед: Предлагаем вашему вниманию игру «Части тела птиц»
У птицы есть голова, туловище, хвост.
На голове - глаза, уши, только они не видны из-за перьев, клюв, две ноздри, расположенные над клювом.
Тело птиц овальной формы.
У птицы есть 2 крыла, 2 ноги.
Ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных пальца. На пальцах длинные, острые когти. Тело покрыто птицы перьями
У птицы есть хвост.
Птице нужен хвост для того, чтобы управлять им в полете.
(2 детей называют части птиц)
Ребята, подумайте, чем птицы отличаются друг от друга? (окраской, размером и формой клюва и хвоста, оперением)
IV. Зрительная гимнастика «Птичка»
Логопед: Дети, а кто самый внимательный? Следите за птичкой.
V. Дидактическая игра «Назови ласково» (дети проходят по следам)
Логопед: Ребята, вам нужно пройти по следам и назвать птицу ласково.
Дети наступают на следы птиц и называют предмет ласково.
Синица – синичка, ворона – воронушка, сова – совушка, воробей – воробышек, снегирь – снегирек, голубь - голубок и т.д.
VI. Дидактическая игра «Собери птичку» (дети за столами собирают птиц)
Логопед: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Собери птичку»
Назовите птиц, которые у вас получились.
VII.Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Логопед: Дети подуйте на птичек. Птички вспорхнули и улетели.
VIII. Дидактическая игра "Один - много".
Логопед: Посмотрите, все птицы прилетели на сосну.
Была одна синичка, а стало много синичек.
Один воробей - много воробьёв
Одна ворона - много ворон
Одна сорока - много сорок
Одна синица - много синиц
Один снегирь - много снегирей
Один голубь - много голубей
IX. Физкультминутка
«Вот под елочкой»
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
X.Пальчиковая гимнастика
«Прилетайте птички»
Прилетайте птички
(«зовущие движения пальцев,
Сала дам синичке
(«режущие» движения ладоней одна по другой,
Приготовлю крошки,
(пальцы щепоткой - крошим «хлеб»
Хлебушка немножко,
(тереть подушечки пальцев друг о друга,
Эти крошки - голубям,
Эти крошки – воробьям,
(вытянуть вперед правую руку вверх ладонью, тоже с левой,
Галки да вороны ешьте макароны.
(тереть ладонью о ладонь)
XI. Дидактическая игра «Накорми птичку» (дети сидят на стульях)
Логопед: Зимой мало корма, для птиц наступают тяжёлые времена
Ребята, как мы можем помогать птицам в зимнее время?
Дети: Смастерить кормушки для птиц. Кормить птиц.
Уважаемые телезрители и Хрюша, сейчас наши дети – знайки накормят птиц и вы узнаете, какой корм им необходим птицам.
(Дети берут изображение птички, прикрепляют его на кормушку, а с тарелочки корм, его – в кормушку)
Воробья накормим крошками.
Голубя накормим семечками.
Дятла накормим семенами шишек.
Снегирям накормим рябиной.
Синичку накормим салом.
XII.Рефлексия.
Логопед: Ребята, давайте украсим нашу елочку
(красный шарик – все у нас получилось, зеленый шарик – были затруднения)
Ребята, а с какими заданиями мы справились легко?
А что вызвало затруднение?
Что вам понравилось?
Похвалить детей.
Дети, мне было приятно работать с вами, спасибо. Вы меня порадовали своими ответами. Я хочу вам подарить слова (молодец, умница, старательный, внимательный)
Логопед: - Хрюша, теперь ты знаешь, кто такие птицы?
Хрюша: - Да, я теперь многое узнал о птицах. Побегу расскажу всем.
Уважаемые телезрители, наша передача подошла к концу. Мне, как ведущей и моим помощникам хотелось бы узнать понравилась ли вам передача, узнали ли вы для себя что- то полезное. Отзывы о передаче присылайте по адресу «Центральное телевидение детского сада №1» группа №4 ведущей Светлане Николаевне и детям – знайкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
231.konspekt_zimuyushchie_ptitsy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект нод по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Диалоги о птицах»
Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- создать условия для получения детьми знаний о внешнем виде зимующих птиц;
- способствовать развитию речи детей посредством художественной литературы;
- активизировать словарь детей по теме: «Зимующие птицы»;
- сформулировать у детей потребность правильно употреблять существительные с уменьшительно – ласкательным значением;
- упражнять в образовании множественного числа существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развитие координации речи с движением;
- развивать внимания; памяти, мышления;
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.
Предшествующая работа:
-д/игра «Объясни словечко» (диалог)
- чтение художественной литературы:
- В. Бианки «Синичкин календарь»;
- М. Пришвин «»Птицы под снегом»;
- Г. Скребицкий «На лесной полянке»;
- наблюдение за птицами на территории детского сада.
Оборудование: магнитофон, игрушка, предметные картинки птиц; кормушка; корм; разрезные модели птиц на каждого ребенка; д/игра «Назови ласково»; д/игра «Части тела птиц»; д/игра «Один - много», мнемотаблица "Части тела птиц"
Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Ход:
I. Организационный момент. Мотивация
Логопед: Ребята, вы узнали, кто это?
Хрюша: Мне вчера Степашка загадал загадку и я весь день не мог ее отгадать. Помогите, ребята.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Нас зимою покормите
Дети кто мы? Назовите.
(Птицы.)
Хрюша: А кто такие птицы, я никогда не видел птиц.
Логопед: Разве ты ничего не знаешь о птицах?
Хрюша: Нет.
Логопед: Тогда мы с ребятами предлагаем посмотреть телепередачу о птицах.
Звучит музыка.
Логопед: Внимание! Внимание!
Говорит и показывает «Центральное телевидение детского сада №1»
Начинаем утреннюю познавательную передачу «Диалоги о птицах»
Ведущая передачи – Светлана Николаевна, участники дети – знайки.
II . Сообщение темы
Логопед: Дети, каких птиц можно встретить и зимой, и летом?
Дети: Зимующих птиц можно встретить и зимой, и летом.
Логопед: Назовите зимующих птиц.
Дети: Снегирь, синица, воробей, ворона, дятел и др.
Уважаемые, телезрители!
Сегодня вы узнаете о том, как птицы живут-поживают, как птиц зовут-величают, чем они отличаются друг от друга.
III. Дидактическая игра «Части тела» (дети сидят на стульях)
Логопед: Предлагаем вашему вниманию игру «Части тела птиц»
У птицы есть голова, туловище, хвост.
На голове - глаза, уши, только они не видны из-за перьев, клюв, две ноздри, расположенные над клювом.
Тело птиц овальной формы.
У птицы есть 2 крыла, 2 ноги.
Ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных пальца. На пальцах длинные, острые когти. Тело покрыто птицы перьями
У птицы есть хвост.
Птице нужен хвост для того, чтобы управлять им в полете.
(2 детей называют части птиц)
Ребята, подумайте, чем птицы отличаются друг от друга? (окраской, размером и формой клюва и хвоста, оперением)
IV. Зрительная гимнастика «Птичка»
Логопед: Дети, а кто самый внимательный? Следите за птичкой.
V. Дидактическая игра «Назови ласково» (дети проходят по следам)
Логопед: Ребята, вам нужно пройти по следам и назвать птицу ласково.
Дети наступают на следы птиц и называют предмет ласково.
Синица – синичка, ворона – воронушка, сова – совушка, воробей – воробышек, снегирь – снегирек, голубь - голубок и т.д.
VI. Дидактическая игра «Собери птичку» (дети за столами собирают птиц)
Логопед: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Собери птичку»
Назовите птиц, которые у вас получились.
VII.Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Логопед: Дети подуйте на птичек. Птички вспорхнули и улетели.
VIII. Дидактическая игра "Один - много".
Логопед: Посмотрите, все птицы прилетели на сосну.
Была одна синичка, а стало много синичек.
Один воробей - много воробьёв
Одна ворона - много ворон
Одна сорока - много сорок
Одна синица - много синиц
Один снегирь - много снегирей
Один голубь - много голубей
IX. Физкультминутка
«Вот под елочкой»
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
X.Пальчиковая гимнастика
«Прилетайте птички»
Прилетайте птички
(«зовущие движения пальцев,
Сала дам синичке
(«режущие» движения ладоней одна по другой,
Приготовлю крошки,
(пальцы щепоткой - крошим «хлеб»
Хлебушка немножко,
(тереть подушечки пальцев друг о друга,
Эти крошки - голубям,
Эти крошки – воробьям,
(вытянуть вперед правую руку вверх ладонью, тоже с левой,
Галки да вороны ешьте макароны.
(тереть ладонью о ладонь)
XI. Дидактическая игра «Накорми птичку» (дети сидят на стульях)
Логопед: Зимой мало корма, для птиц наступают тяжёлые времена
Ребята, как мы можем помогать птицам в зимнее время?
Дети: Смастерить кормушки для птиц. Кормить птиц.
Уважаемые телезрители и Хрюша, сейчас наши дети – знайки накормят птиц и вы узнаете, какой корм им необходим птицам.
(Дети берут изображение птички, прикрепляют его на кормушку, а с тарелочки корм, его – в кормушку)
Воробья накормим крошками.
Голубя накормим семечками.
Дятла накормим семенами шишек.
Снегирям накормим рябиной.
Синичку накормим салом.
XII.Рефлексия.
Логопед: Ребята, давайте украсим нашу елочку
(красный шарик – все у нас получилось, зеленый шарик – были затруднения)
Ребята, а с какими заданиями мы справились легко?
А что вызвало затруднение?
Что вам понравилось?
Похвалить детей.
Дети, мне было приятно работать с вами, спасибо. Вы меня порадовали своими ответами. Я хочу вам подарить слова (молодец, умница, старательный, внимательный)
Логопед: - Хрюша, теперь ты знаешь, кто такие птицы?
Хрюша: - Да, я теперь многое узнал о птицах. Побегу расскажу всем.
Уважаемые телезрители, наша передача подошла к концу. Мне, как ведущей и моим помощникам хотелось бы узнать понравилась ли вам передача, узнали ли вы для себя что- то полезное. Отзывы о передаче присылайте по адресу «Центральное телевидение детского сада №1» группа №4 ведущей Светлане Николаевне и детям – знайкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"
Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...