Логопедические рифмовки для автоматизации звуков [ л ], [ ль ], [ р ], [ рь ].
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

Евдокимова Александра Евгеньевна

 

«Блаженство рода человеческого коль много от СЛОВ зависит, всяк довольно усмотреть может!» М, В Ломоносов, 1748г. (библиография, №17, с.5). И проблема за более, чем 250 –летний период меньше не стала. Даже наоборот, детей с речевыми дефектами стало боль-ше, а диагнозы сложнее. Если раньше, почти 30 лет назад, в начале моей педагогической практики на 20 детей – логопатов приходилось 2 - 3 дизартрика, то теперь число дизарт-риков увеличилось в 2 – 3 раза…  И дети – алалики стали обычным явлением в логогруппах. Не буду останавливаться на причинах этого, но хочу предложить логопедам – практикам новый речевой материал для автоматизации сонорных звуков [л], [ль], [р], [рь] в виде логопедических рифмовок, которые придумала сама.

В зависимости от характера речевого нарушения детям требуется разная продолжительность работы над звуком и, следовательно, большее количество разнообразного речевого материала, позволяющего качественнее, увлекательнее и быстрее преодолевать недоразвитие речи. Рифмовки позволяют решать много задач: развивают память, внимание, способствуют совершенствованию выразительности речи и других общих речевых навыков, могут выступать сопровождением к пальчиковым играм  и играм по общей моторике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические рифмовки для автоматизации звуков

                         [ л ],  [ ль ],  [ р ],  [ рь ].

«Блаженство рода человеческого коль много от СЛОВ зависит, всяк довольно усмотреть может!» М, В Ломоносов, 1748г. (библиография, №17, с.5). И проблема за более, чем 250 –летний период меньше не стала. Даже наоборот, детей с речевыми дефектами стало боль-ше, а диагнозы сложнее. Если раньше, почти 30 лет назад, в начале моей педагогической практики на 20 детей – логопатов приходилось 2 - 3 дизартрика, то теперь число дизарт-риков увеличилось в 2 – 3 раза…  И дети – алалики стали обычным явлением в логогруп-пах. Не буду останавливаться на причинах этого, но хочу предложить логопедам – прак-тикам новый речевой материал для автоматизации сонорных звуков [л], [ль], [р], [рь] в виде логопедических рифмовок, которые придумала сама.

В зависимости от характера речевого нарушения детям требуется разная продолжитель-ность работы над звуком и, следовательно, большее количество разнообразного речевого материала, позволяющего качественнее, увлекательнее и быстрее преодолевать недораз-витие речи. Рифмовки позволяют решать много задач: развивают память, внимание, спо-собствуют совершенствованию выразительности речи и других общих речевых навыков, могут выступать сопровождением к пальчиковым играм  и играм по общей моторике.

                                                                                         

           

                                                                                                                                             

 [Л ]

Галка

Галка сидела на ёлке.                                

Сыпались с ёлки иголки.

Сплетала веночки галка,

Брала  голубые  фиалки.

[ ЛЬ]    

Лисы

Лис, лисёнок и лисица

Любят вместе прокатиться!

Вон на липовой аллее

Велосипеды их алеют.

Бельчата

Есть у белочки дупло,

Всем бельчатам там тепло…

И в дупле большой сосны

Ждут бельчата - малыши

Маму из лесной глуши.

Лепка

Лепим мы из пластилина,

Лепим, лепим мы из глины.

Мы лепили, мы лепили,

Еле нас потом отмыли.

 

[ Л ] - [ ЛЬ ]  

Наш садик

Под  калиной карусели,

А под тополем качели,

 Лавочка под липкой,

Стол под ёлкой липкой.

Белое…

Белая лебедь и белое облачко,

Белое платье с воланами, лёгкое,

Белые ландыши, белые лилии…

Белого цвета стоит изобилие.

   

[ Р ]

Кролику

В гости кролика я жду

И с утра морковку тру.

Тру на тёрке очень крупно.

Это трудно, страшно трудно!

Угощение

Самовар пускает пар,

На столе баранки.

Я фруктовое варенье

Достаю из банки.

- Ешьте, гости дорогие!

Сахар, сыр, медок.

Вот эклеры заварные,

С творогом пирог.

На лыжах

Ветер, скорость, рыхлый снег,

Повороты, быстры бег.

Нараспашку куртка –

Лыжная прогулка.

Крот

Прокопал крот

В огород проход.

Съел морковки корешки,

Бросил от неё вершки.

Пора спать

Рая и Вера дружно сидели

И телевизор дружно смотрели.

Раин братишка стал засыпать,

И телевизор пора выключать.

Мышка

В крошечной норке

Крошки и корки,

А у норки кошка

Караулит крошку.

Правая рука

Правой рукой я ложку держу,

Правой рукой на прощанье машу,

Ручку держу, карандашик и нож…

Мой папа – правша.

Я на папу похож.

Жара

Здравствуй, друг, у нас жара.

От неё горит трава.

С утра пораньше мы встаём

В огород втроём идём.

 

[ РЬ ]

К морю

К морю едут загорать

В электричке семь ребят:

Гриша, Юрий, Боря, Рина,

Дарья, Рита и Марина.

[ Р ] – [ РЬ ]

Ученица

Тройка в тетради на третьей странице…

Просто позор такой ученице!

Грязь и помарки толпятся на строчках,

Буквы корявые смотрят с листочков.

Мурка

Мурка, брысь! Уйди с дороги,

Развалилась на пороге!

На проходе не лежи,

Лучше с Шариком дружи!

Варенье

Бабушка варенье варит,

Ребятне на пробу ставит

Из смородины, брусники,

Из крыжовника, черники.

Перемазаны мордашки

Сиропом ягодным из чашки.

Ветер

Раскачал деревья ветер,

Кроны рвёт, ломает ветки.

И скрипят трескуче кедры,

И кричат в испуге детки.

 - Не ломай деревья, ветер,

Наверху среди ветвей

Прячется гнездо грачей.

Пироги

Размешаю дрожжи, сахар и муку.

Пирожки различные я испечь могу

С ливером, вареньем, с рисом и яйцом,

С рыбой и морковью…

                            Приходите в дом.

Тренировка

Я иду на тренировку,

Я бросаю мячик ловко

Через сетку…    

                А в корзину

Попадаю в середину!

Каша

Кашу варим мы с утра.

Перебрали рис пока.

Перебрали, перемыли

И в кастрюльку загрузили.

В молоке крупа томится.

Детвора вокруг кружится.

Кашу варим мы с утра,

Пробу снять давно пора.

Тараторка

Кто Варвару переспорит?

Вечно Варя тараторит.

- У Марины грипп и корь…

 - Варвара, перестань, не спорь!

Мариночка крепка, здорова,

Во дворе играет снова.

Ключ

Клава бегала, играла,

От квартиры потеряла

Из кармана ключ с брелочком

На коротенькой цепочке.

[ Л ] – [ Р ]

Клубника

Клубника исчезла, клубника пропала,

Вот тут на тарелке клубника лежала.

Кому – то, наверно, она помешала…

Кому помешал её вид, аромат?

В пропаже клубники кто виноват?

Дятел

Дятел шишку зацепил

И в развилке раздолбил.

Он орешки добывал,

Семена кругом бросал.

Волк

Все волка считают коварным и злым.

Обижен он на людей.

Он просто в «ловишки» любит играть,

И вовсе волк не злодей!

Лентяйка

Затеяла Клава уборку в утра

И рассказала всем про дела.

Лишь фартук надела…

И нет больше дела!

Слонялась по дому с угла до угла.

Уборка

Мою рамы и стекло,

Обметаю потолки,

Чтобы солнышко пришло,

Осветило уголки.

Прошла уборка перед летом,

Всё сверкает ярким светом.

Гость

Мы накрыли к чаю стол.

Первый гость давно пришёл.

Кукла Клава предлагала

Буратино лимонад,

Фрукты, торт и мармелад.

[ЛЬ] – [ РЬ ]

Лейка

- Лейка, лей водичку в грядку,

Поливай всё по порядку.

Влево – вправо, взад – вперёд

Лейка в грядки воду льёт,

Поливает, поливает,

Ничего не пропускает.

 [ Л ] – [ ЛЬ ] – [ Р ] – [ РЬ ]

Портниха

Булавки, напёрстки,

Иголки и шпульки

Сложены вместе

В этой шкатулке.

Лоскут из шерсти,

Ткани из шёлка

Сложены вместе

Рядом на полке.

Всё это портнихе

Нужно для дела.

И нет ничего,

Чтобы сшить не сумела.

Пёс

Пёс дворовый захандрил,

Даже лаять нету сил…

- Мокрый нос, - сказала мама, -

Значит – просто загрустил.

Лягушки

Лягушки – подружки

Расселись на кочках.

Романсы, рулады

Слушает ночка.

Как весело им:

Мокрота и жара,

Обилие корма…

И жизнь –красота.

Лето

От солнышка в тень уползают улитки,

Калинка склонилась у старой калитки,

Уселась стрекозка на травку – былинку,

Вприпрыжку бежим собирать мы малинку.

Обед

Сельдь, пельмени и омлет,

Блины, котлетки и паштет,

Фасоль, солянка и желе,

Заливное и суфле…

Люблю в тенёчке полежать,

Об обеде помечтать…                                            

Ели

 - На поляне ели…

- Что же вы там ели?

- Мы не ели!.. Ели!

Зелены там ели

С зелёными шишками,

Смолистые, душистые.

Цветы

Расцвели в саду у Лилии

Колокольчики да лилии,

На клумбе у Наталки –

Ландыши, фиалки.

Лютики и васильки –

На полянке у реки.

 

Маляры

Мы играем в маляров,

Красим всё без разных слов.

Мы работою гордимся,

На узоры не скупимся.

Игра

Мы крадёмся в буераке,

Пробираемся в овраге…

Вдруг ударил где – то гром!

Мы несёмся быстро в дом,

Потому что мы играли

Дружно в парке городском.

Сарафанчик

В горошек сарафанчик,

С розочкой карманчик,

Оборочки – рукавчики,

Рюшечки, кружавчики,

Яркий и воздушный,

Жарким летом нужный.

Новый год

Мы встречаем Новый год,

Детвора Снегурку ждёт.

Шары, гирлянды сняли с полки

И развесили на ёлке.

Кто в обёртках разных ярких

Разместил под ней подарки?

Квартира

Вот огромная квартира!

Из окна такой простор!

Даже взрослые деревья

Не закрыли нам обзор.

Карманы

В кармане Егора -

Грузила, крючки.

В кармане у Жоры –

В коробке жуки.

Брошка у Муры,

Марки у Шуры

И нету кармана

Только у Юры.

Светофор

Пропускает светофор

Пешеходов с давних пор.

Стой на красный! И иди,

Когда зелёный впереди.

У костра

Мы в костре пекли картошку,

 Пережарили немножко,

Почернела кожура,

Серединку есть пора.

За грибами

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идём грибы искать:

Сыроежки и опята,

Белый, рыжики, маслята!

Красный с пятнами убор…

Прочь с дороги, мухомор!

Речка

 - Речка, речушка, стремишься куда?

 - К Чёрному морю, - сказала вода,

 - С горных вершин и крутых ледников

Кружусь и бурлю между двух берегов.

Прятки

Раз, два, три, четыре, пять,

В прятки мы пришли играть.

За забором Жора,

А за кедром Боря.

А Валерка раскричался,

На крапиву он нарвался.

А Серёга за дверью сарая

Брюки порвал и рыдает.

Кот

Вырос кот у нас игривый,

С шёрсткой рыженькой, красивой,

Веер – хвост, глаза сверкают,

Мышек быстро прогоняет.

Туристы

Мы туристы с рюкзаками

И верёвкой за плечами.

Есть у нас продукты:

Орехи, крупы, фрукты.

На заре с рассветом

Идём мы в горы летом.

Огород

Посажу укроп, морковку,

Помидоры, чесночок,

Перец, сельдерей, картошку,

Горошек, репу, кабачок.

Стану урожая ждать,

И рыхлить, и поливать.

Выдра

Под корягою не видно

Домик старой мокрой выдры.

Берег крут, под ним в тиши

Ныряют выдры малыши.

Маме

Вышиваем крестиком мы подарок маме.

Мамочке понравится сделанное нами.

 Вот ромашки скромные, бабочки порхают…

Кудрявую берёзку дочурки вышивают.

ОБЖ

Брать без спросу детям спички –

Это вредная привычка.

Разводить костры опасно –

Это всем должно быть ясно!

Укол

- Как прошёл твой денёк,

 Милый мой родной сынок?

Что ты ел? Как ты спал?

Что ты нового узнал?

- Ничего я не узнал!

Я полдня с утра рыдал!

Получил укол, был зол!

Лучше б в садик не пошёл…

Котёнок

Крошечный котёнок плачет,

Голодный мокнет под дождём.

 - Мама милая, родная,

Давай его к себе возьмём.

Приласкаем эту крошку,

Согреем, рыбкой угостим.

Молоком наполним плошку

И буду я смотреть за ним.

Чёрное

Чернеет чёрной ночью дом.

От страха затаился в нём.

Там клумба яркая цветов

Как груда чёрных валунов.

И даже старый пёс Барбос

Чернее  самых страшных снов.

Виноград

Белый, розовый и синий

Виноград лежит в корзине,

Крупный, средний, мелкий

В голубой  тарелке.

Собралась вокруг стола

Из округи детвора.

Все ребята очень рады

Угощаться виноградом.

Ольха

Ольховые серёжки

На веточках висят.

Коричневые шарики

Для ольхи – наряд.

Моряки

Ветер волны поднимает,

Лодки, корабли бросает.

Гром и шторм, стеною дождь.

Всех людей бросает в дрожь.
Лишь моряки от земли

В море ведут корабли.

Наша армия

Наша армия сильна,

Охраняет нас она.

Моряки, стрелки, танкисты,

Лётчики, артиллеристы

На страже Родины стоят

Защищают всех ребят!

ОБЖ

Знай опасные предметы

И явления на свете:

Молния, огонь и лёд,

Лес, дорога, переход,

Электричество и газ –

Полны опасности для нас…

Незнакомец и лекарство –

Это всё таит коварство!

Футбол

Раскатились в поле

Перекати – поле.

Ветер их гоняет –

Он в футбол играет,

Ищет он ворота,

Гол забить охота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Рифмовки для автоматизации звуков [ Р ], [Ш ], [Ж], [Ч ], [ Щ ].

Дети очень любят добавлять словечко в стихах и рифмовках. Первый раз эти рифмовки можно прочитать полностью, чтобы ребёнок понял, какое слово надо добавлять. А затем взрослый читает начало, а ребёнок ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...