Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Лесная школа"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Лесная школа"
Скачать:
Предварительный просмотр:
- МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида
- Тема: «Лесная школа »
- ( итоговое занятие по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе детей с ОНР.)
- Беляева Н.А.
- Учитель – логопед
- Саранск, 2017 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности “Лесная школа” по формированию грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе.
ТЕМА: “Лесная школа”.
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о весне и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по темам “Весна”, “Дикие животные и их детёныши”, “Лес, растения”. Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление относительных и притяжательных прилагательных; образование формы существительного в родительном падеже множественного числа; изменение и употребление форм существительного по падежам единственного и множественного числа (дат., предлож. падежах)
согласование прилагательных с существительными в роде, и числе; образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование однокоренных слов от слова заяц.
Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений с предлогами, употребление приставочных глаголов.).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятель-ности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, мольберт, мяч, картинки с изображением цветов,насекомых, игрушка заяц, схема предложения, магнитафон, звонок.
Предварительная работа. Прогулка на территории детского сада, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Рассматривание картин по теме весна, с изображением весенних цветов, насекомых, деревьев. Заучивание приветствия “Здравствуйте”. Разучивание физминутки.
Ход занятия.
I. Организационный момент. [Установление эмоционального контакта.]
Приветствие “Здравствуйте”.
Л: Здравствуйте дети, поприветствуйте наших гостей.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький цветок.
Здравствуй добрый человек.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень….. ( здороваются)
II. Объявление темы занятия.( Развитие монологической речи. )
Л: Стала тёплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна
В гости к нам пришла …
Дети хором: Весна.
-Свое место займет тот, кто назовет признаки весны.
- Сегодня мы совершим необычное путешествие в загадочный весенний лес.
Послушайте звуки волшебного леса. (Звучит запись звуков леса.)
- Что вы услышали? Ответы детей.
III. Дыхательные упражнения “В лесу”.
С использованием запаха хвои.
Л: В весеннем лесу воздух чистый и свежий. Давайте глубоко подышим (вдох – выдох через нос).
(слышится детский плач)
Л: - Что такое? Что случилось? Кто плачет и почему? Вот и загадка в лесу.
Ответы детей.
Л: Ой! Кто же это?
Д: Зайчик.
Л: Зайчик плачет, надо его успокоить.
IV. Упражнение “Семь слов”. [Образование однокоренных слов от слова заяц.]
Л: Мы сейчас поиграем, зайчик послушай нас. Игра называется “Семь слов”. Попробуем назвать семь слов-родственников от слова заяц.
Как назовём ласково зайца? (зайчик)
А как ещё? (зайка)
А ещё? (заинька)
Как назовём детёныша зайца? (зайчонок)
Как назовём мама зайца? (зайчиха)
Чей хвост у зайца? (заячий)
Молодцы! Отлично!
Л: Опять плачет. Надо пожалеть.
V. Игра “Назови ласково”. [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Л: Я буду говорить про большого зайца. А вы проговаривайте про маленького зайчонка, ласково:
У зайца короткий хвост. – У зайчонка коротенький хвостик.
У зайца длинные уши – У зайчонка длинненькие ушки.
У зайца трусливое сердце. – У зайчонка трусливенькое сердечко.
У зайца серая шерсть – У зайчонка серенькая шёрстка.
У зайца розовый нос. – У зайчонка розовенький носик.
У зайца хитрые глаза. – У зайчонка хитренькие глазки.
У зайца чёрные лапы. – У зайчонка чёрненькие лапки.
У зайца умная морда. – У зайчонка умненькая мордочка.
Зайчонок грустный, может он мне на ушко скажет, почему он грустит.
На старой липе в лесу
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
А прочитать он не может …..
Л: Зайка миленький не плачь…мы тебе поможем.
Дети хором: Мы тебе поможем…
Миша прочитай пожалуйста объявление.
«Открыта школа для зверей и птиц!»
- Кому адресовано это объявление? Кому будет интересно учиться в школе?
(Птицам: ласточкам, грачам, сорокам, чижам..
Животным: ежатам, лисятам, волчатам, медвежатам…)
Л: Зайка ты не плачь, а собирайся в школу.
VI . Упражнение “Кто как передвигается?”
В лесу живут разные животные и птицы, и они по-разному передвигаются. Я начну предложение, вам его нужно закончить.
Медведь по лесу шёл-шёл и к школе... пришёл.
Лиса по лесу бежала-бежала и к школе.... прибежала.
Змея по лесу ползла-ползла и к школе ….приползла.
Белка по веткам прыгала-прыгала и к школе….припрыгала.
Сорока над лесом летела-летела и … прилетела.
Зайчик по лесу скакал-скакал и к школе … прискакал.
Игра « Школа.»
звенит звонок.
VII . Игра с мячом “Один – много”. [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в родительном падеже множественного числа).]
Л: Прозвенел звонок.
Начался урок.
Л: В лесу много деревьев, всех их не пересчитаешь и не назовёшь. Вот так загадка… Поиграем в игру “Один – много” с мячом.
Л: . Я бросаю вам мяч и называю дерево, а вы ловите мяч и называете много таких деревьев.
Д: Берёза – много берёз
Сосна – много сосен …
VIII. “Физкультурная пауза”. [Развитие общей моторики.]
Музыкальная пауза « Зайка»
IX. Упражнение “ Цветы”.
Л: Прозвенел опять звонок,
Значит начался урок!
На уроке животные и птицы говорили о весенних приметах, мы их тоже знаем. Самая красивая примета, и удивительная загадка природы, когда распускаются цветы…. Цветы распускаются и в лесу, и в поле, и в саду, и на ваших столах тоже могут распуститься цветы, переверните картинки и посмотрите.
На перевёрнутых карточках нарисованы цветы. Нужно взять и перевернуть картинку. Сказать по образцу:
Я рад подснежникам…
(Василькам, фиалкам, ландышам , ромашкам … )
Картинки выставляются на магнитную доску.
Л: Посмотрите, как красиво!
Какие цветы? Подберите слова-признаки.
(Цветы яркие, нежные, ароматные…)
X . Упражнение “Составь предложение”. [Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений по вопросам). Употребление предлогов.]
Л: В лесной школе -перемена.
Можно прыгать и играть, и кого-нибудь поймать…
-Я предлагаю вам поймать насекомых (на столах картинки с насекомыми)
-Весной насекомык просыпаются после зимней спячки.
-А чтобы насекомое поймать, нужно составить предложение про это насекомое по схеме. Схема предложения с предлогом на мольберте.
Д: Кузнечик прыгнул в траву.
Бабочка села на цветок.
(Дети называют предложения и опускают картинки в коробку- ловушку.)
Л: Вот звенит звонок,
Пора заканчивать урок.
Звенит звонок.
XI. Окончание занятия.
Вот и закончились уроки в лесной школе.
Зайчонок говорит вам спасибо.
Вы помогли ему прочитать объявление и теперь он учится в лесной школе и ему там интересно..
Л: Ребята, а вам было интересно? Что понравилось в школе?
Ответы детей.
Зайчик прощается: До свидания. Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"
Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...
Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Профессии"...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....