Особенности взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии на тему
Статья раскрывает теоретические основы взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сокова Елизавета Васильевна
г. Армавир, МАДОУ №29
k.e.v_arm@mail.ru
Особенности взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с ТНР
Знать необходимо не затем,
чтоб только знать,
но для того, чтобы научиться делать.
В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР.
Коррекционно-образовательная работа в группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения осуществляется под руководством учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателей. Каждому специалисту, работающему с данной категорией дошкольников, важно понимать, что неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасту неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе, а также спровоцирует развитие вторичных отклонений (снижение уровня познавательной деятельности, задержка психического развития, нарушения коммуникации и др.).
Успех коррекционно-воспитательной работы в специализированной логопедической группе определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Логопедизации в ДОУ определяется взаимодействием учителя-логопеда и специалистов (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Педагоги логопедической группы строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной пространственно-речевой среде.
Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной деятельности дошкольников.
Так, учитель – логопед:
- способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ, что требует взаимодействия в работе педагогических работников, законных представителей с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития;
- несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с ОВЗ;
- проводит занятия с детьми группы компенсирующей направленности;
- создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей;
- консультирует педагогических работников группы по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Как правило, у детей с ТНР кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние данной категории дошкольников неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется.
Таким образом, деятельность педагога – психолога направлена на содержание психического здоровья каждого воспитанника логопедической группы:
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлении индивидуальных планов развития воспитанника;
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации.
У части детей с ТНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре осуществляется по трем направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
При этом каждый из специалистов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- обучение умению связно выражать свои мысли;
- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
- развитие психологической базы речи;
- совершенствование мелкой моторики;
- участие учителя-логопеда в режимных моментах.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
- слухового внимания и слуховой памяти;
- оптико-пространственных представлений;
- зрительной ориентировки на собеседника;
- координации движений;
- умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
- темпа и ритма дыхания и речи;
- орального праксиса;
- просодики;
- фонематического слуха.
Инструктор по физической культуре:
Развитие и формирование:
- слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
В задачу воспитателя детского сада логопедической группы входит обязательное выполнение требований примерной образовательной программы, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Работа воспитателя по развитию речи теснейшим образом коррелирует с деятельностью логопеда и педагога-психолога. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется первичное представление о названиях основных цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными.
Воспитатели группы компенсирующей направленности:
- организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;
- согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с ОВЗ с учителем-логопедом и педагогом-психологом;
- соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с ОВЗ;
- создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях и другой деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.
Все специалисты ДОУ предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми с ТНР, руководствуясь следующими принципами:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения предлагаемого материала.
Эффективность коррекционной работы с детьми ОВЗ (ТНР) определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре и воспитателя дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Таким образом, успех коррекционно-образовательной работе в группе для детей с ТНР определяется последовательностью и систематичностью взаимосвязи всех специалистов ДОУ. Учитывая особенности речевого развития, а также развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников с ТНР, в руках педагогов будущее дошкольников, поэтому необходимо создать наиболее оптимальные условия для преодоления всех имеющихся нарушений.
Литература
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Травинова Г.Н. Конструктор образовательной программы детского сада. – М.: Сфера, 2012г. -224с.
- https://open-lesson.net/6216
- http://logoportal.ru/statya-14785/.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...
Взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья "взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с тяжелыми нарушениями речи...
Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
РЕЧЬ, МАССАЖ, РИТМ, МУЗЫКА – В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Речь тесно связана с ритмом, музыкой и массажем, когда все работает в содружестве, речь становится лучше....
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Материал предназначен для педагогов детского сада....
характеристика особенностей работы с детьми имеющими тяжелые нарушения речи
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Приоритетными задачами...
Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....