Взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

статья "взаимодействие педагогов с родителями в процессе работы с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_e.s._episheva.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов с родителями в  процессе работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

                                                                    Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №3

                                                                    Епишева Е.С.

В нашей работе нужна система,

Постепенность, увлеченность и знание.

Если плохо- то не надо!

Если делать то  с умом!

В каждом деле есть отрада,

А успех в тебе самом.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование. Приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Ни дна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому так важно тесное сотрудничество педагогов и родителей.

Уже на первом этапе прихода ребенка в группу с тяжелыми нарушениями речи необходимо убедить родителей в том что без их участия все усилия логопеда и воспитателя  недостаточны.

Наш опыт позволил определить, разнообразные формы работы с родителями по преодолению речевых недостатков. Одними  из них мы хотели бы поделиться.

Цель нашей работы:

Привлечение родителей к образовательному процессу.

Задачи:

  1. Повысить заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
  2. Активизировать педагогический потенциал родителей.
  3. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Взаимодействие с родителями в нашей группе, проходит как в традиционных так и нетрадиционных формах.

К традиционным относятся задания логопеда для выполнения с детьми различных заданий, по автоматизации поставленных звуков речи, закреплению лексико-грамматических тем, подготовки руки к письму и др.

Регулярно обновляя информацию в «Родительском уголке», мы стараемся выставлять для родителей наглядную информацию на стенде в виде папок с рекомендациями по закреплению полученных знаний.

А так же предлагаем рекомендуемую литературу, материал по формированию звукопроизношения и развития связной речи, которая периодически обновляется. Проводим индивидуальные консультации для родителей совместно с учителем-логопедом.

Нами была организована совместная деятельность детей и родителей «Игры за круглым столом».

На наш взгляд, такое мероприятие гораздо эффективнее, чем традиционное родительское собрание, поскольку за короткий промежуток времени позволяет  решить целый ряд задач:

- Знакомство родителей с особенностями коррекционной -развивающей работы с детьми тяжелыми нарушениями речи в ДОУ;

- Демонстрация знаний, умений и навыков которыми овладели дети за данный период.

Также на этом мероприятии родители получали информацию о том над чем и как нужно работать со своими детьми. Учились делать артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику, правильно выполнять индивидуальные задания по закреплению звукопроизношения.

Родителям предлагали перед зеркалом  самим выполнить комплекс артикуляционных упражнений, в сопровождении учителя-логопеда.

Еще оной нетрадиционной формой взаимодействия с родителями стало введение «Альбомов для составления домашних рассказов». У большинства детей речевой группы имеются нарушения связной устной речи: они не умеют пересказывать, составлять развернутые, красочные рассказы по картине, рассказы из собственного опыта. Темы для составления домашних рассказов предлагается воспитателями в соответствии тематической недели. После составления  рассказа ребенком родитель записывает его в альбом, помогает сделать ему рисунок или приклеить картинку либо фотографию. Все рассказы из Альбомов прочитываются и обсуждаются в группе, устраивается выставка альбомов.

Второй год в саду используем такую форму работы с родителями, как проведение досуга «Радость распахнула все окошки».

Досуг был приурочен к Дню детской книги. К сожалению, в последнее время родители порой стали мало читать свои детям, даже не знают, какую  именно литературу нужно читать в том или ином возрасте.

На этом мероприятии мы приобщали родителей к совместной деятельности с детьми. Нами был разработан и реализован краткосрочный проект «В гостях у сказки».

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели и  родители. Продолжительность проекта один месяц. В рамках проекта совместно с родителями были проведены следующие виды работы:

  1. Анкетирование;
  2. Изготовление книжки-малышки по выбранной сказке;
  3. Изготовление сказочного персонажа своими руками.
  4. Развлечение «Рисуем и рассказываем сказку вместе»
  5. Викторина совместно с родителями «В гостях у сказки».

Тем самым выявили и поддержали творческие способности, умение преодолевать трудности и страхи. Укрепили союз «Ребенок-Родитель-Педагог». Мы с уверенностью можем сказать, что ни одна, даже лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется во взаимодействии с семьей.

Два раза в год при встрече с родителями мы демонстрируем презентацию «Ныша жизнь в детском саду». Благодаря этому родители их пассивных наблюдений и слушателей становятся союзниками и активными партнерами. Показ презентации «Наша жизнь в детском саду» дает возможность родителям всегда быть в курсе того, что происходит в группе, чему новому дети научились, что желательно закрепить в домашних условиях. А также позволяет  родителям увидеть своих детей в различных режимных моментах.

Применение различных форм  родителей  дает положительные результаты: они более активно участвуют в жизни группы и сада, больше общаются между собой и делятся успехами и неудачами своих детей, больше уделяют внимание домашним заданиям с детьми и самое главное- правильно подходят к выполнению того или иного задания..

Таки образом, многолетний опыт в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного  процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Взаимодействие педагогов и родителей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие специалистов (учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО), воспитателей и родителей в условиях логопедической группы для детей с ТНР по направлени...

Особенности взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Статья раскрывает теоретические основы взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

Консультация для педагогов "Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи."

Квест технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....

Консультация для родителей "Технологии работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи"

В консультации для родителей приведены технологии работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....