Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
презентация по развитию речи по теме
Особенности логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.5 МБ |
slaydy.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"...НЕ ТОЛЬКО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, НО И ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО ХАРАКТЕРА, ЭМОЦИЙ И ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ НАХОДИТСЯ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЧИ". Л. С. ВЫГОТСКИЙ
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. ЛИСТОПАД.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ИГРА - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.
ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЭТАПЕ СЛОГОДЕЛЕНИЯ . Хлопочки» Детям предлагается отхлопывать слоги в словах. «Посели слово» изображением домиков. « Прошагай слова» Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг. «Слоговая цепочка» . Дети учатся выделять в словах первый и последний слоги.
ИГРЫ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.
ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.
РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ РУК, НОГ И КОРПУСА Сосулька Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька“растет”, поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело — сосулька “выросла”. После команды логопеда: “Солнышко пригрело и сосулька начала таять” медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — “сосулька растаяла и превратилась в лужу”. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления. Цветочек Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как “цветочек растет и тянется к солнышку”. Затем последовательно уронить кисти, изображая, что “солнышко спряталось, и головка цветка поникла”, расслабить предплечья, согнув руки в локтях — “стебелек сломался”, и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — “цветочек завял”. Кукла устала Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед. Незнайка Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТНР.
Т.о.,эффективная коррекция речевого дефекта у детей с ТНР возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению.
Предварительный просмотр:
СЛАЙД №1
Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.
СЛАЙД №2
Особую тревогу педагогической общественности вызывает рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР. Основным контингентом таких групп являются дети:
С общим недоразвитием речи (ОНР; ринолалия, осложненная ОНР; дизартрия, осложненная ОНР; алалия), дети с заиканием.
Для детей с ТНР характерно недоразвитие всех компонентов языковой системы. Так у детей данной категории позднее, чем у нормально развивающихся сверстников возникает период детского словотворчества и затягивается до 7 – 8 лет.
У детей с ТНР недостаточный уровень сформированности грамматического строя речи. Они затрудняются в словообразовании, допускают ошибки в употреблении предлогов, ошибки в падежных окончаниях, нарушение порядка слов в предложении.
Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны речи, отмечаются трудности дифференциации звуков, во владении звукобуквенным анализом. Дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картинок, пересказ произведений сложен для них, не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто основная мысль перебивается посторонними мыслями. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей.
СЛАЙД №3
В группе для детей с ТНР нашего дошкольного учреждения работают разные специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.
Успех корекционно-воспитательной работы в специализированной логопедической группе определяется- тесным взаимодействием учителя- логопеда и воспитателей.
Коррекционные задачи стоящие перед воспитателем:
Постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Целенаправленная активизация отработанной лексики.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление навыков чтения и письма.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, ведется тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. В группе оборудован логопедический уголок.
СЛАЙД №4
Коррекционная работа проводится и вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Изучение такого явления как листопад на участке.
СЛАЙД №5
Логопедические занятия по развитию речи и обучению грамоте проводятся в группах для детей с ТНР фронтально или подгруппой учителем-логопедом. Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Занятие по подгруппам чередуются с работой организуемой воспитателями и другими специалистами. Учитель-логопед проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты фиксируются. Так же проводятся индивидуально-коррекционные занятия по развитию звуковой стороны речи, развитию моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания и памяти, операций анализа, сравнения и общения. На индивидуальных занятиях проводится коррекция звукопроизношения, ведется работа по развитию фонематических процессов и развитие всех компонентов речи.
СЛАЙД №6
Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, другая –игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Поэтому детям с тяжелыми нарушениями речи, необходимо в игровой форме предлагать задания, направленные на формирование навыков звукового анализа (разложение слова на отдельные звуки) и синтеза (складывание слова из отдельных звуков), обучение чтению, развитие речи, предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: нарушение письма и нарушение чтения.
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий. При опоре на зрительный образ дети быстрее усваивают название предметов, их признаков и действий с ними.
СЛАЙД №7
Нормальное развитие речи ребенка связано с развитием движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке руки к письму и что не менее важно, все игры с пальчиками являются мощным средством для развития речевых центров коры головного мозга, они помогают согласовывать работу понятийного и двигательного центров речи. Для этого используем конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, раскладывание пуговиц, палочек, обведение контура, штриховка, нанизывание бусинок, и, конечно же, специальные упражнения для пальцев.
СЛАЙД №8
Игры, используемые на этапе обучения слогоделению.
Хлопочки» Детям предлагается отхлопывать слоги в словах, «укладывая» слоги на ладошки.
«Прошагай слова» Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг. «Слоговая цепочка». Дети учатся выделять в словах первый и последний слоги. Когда дети научатся составлять слова из известных слогов, им даются игры
«Посели слово» изображением домиков.
Для дифференциации мягких и твёрдых согласных используют игру «кулак и щечка».
СЛАЙД №9
Приступая к играм на формирование звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность и не перескакивать через этапы.
Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:
- соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа, выделении звука из слова, определении первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
- соблюдать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в разовом плане, по представлению;
- соблюдать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.
Обучение элементарным формам звукового анализа начинается
с игр на выделение звука из слова на слух. Первые игры посвящены узнаванию звуков. Для дифференциации мягких и твёрдых согласных используют игру «Кулачек и щёчка».
Их цель: научить узнавать на слух определенные звуки и различать их в словах, развитие фонематического слуха.
СЛАЙД №10
Игры, используемые на этапе обучения чтению.
Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графические изображения букв и предотвратить возможность дисграфии, с которой сталкивается большинство детей в школе. Практически параллельно с чтением дети начинают писать печатными буквами и таким образом закреплять графический обзор букв. Предупреждение таких ошибок идет на занятиях с помощью подключения тактильных, кинетических ощущений: изготавливаются буквы из наждачной, бархатной бумаги, а ребята проводят пальчиками по букве, пишут её в воздухе, чертят на ладони.
СЛАЙД №11
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
- в выработке длительного ротового выдоха;
- в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания.
Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
В логопедической работе над речевым дыханием детей используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Упражнения по А.Н. Стрельниковой:
- Два быстрых вдоха ( нюхаем воздух);
- Два быстрых вдоха по сигналу;
- Два быстрых вдоха при повороте головы;
- Два быстрых вдоха при поднесении ладони то к правому уху, то к левому;
- Два быстрых вдоха при поднимании подбородка;
- Два быстрых вдоха при наклоне головы к правому, левому плечу.
СЛАЙД №12
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ РУК, НОГ И КОРПУСА
Сосулька
Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что сосулька “растет”, поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело — сосулька “выросла”. После команды логопеда: “Солнышко пригрело и сосулька начала таять” медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — “сосулька растаяла и превратилась в лужу”. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.
Цветочек
Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как “цветочек растет и тянется к солнышку”.
Затем последовательно уронить кисти, изображая, что “солнышко спряталось, и головка цветка поникла”, расслабить предплечья, согнув руки в локтях — “стебелек сломался”, и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — “цветочек завял”.
Кукла устала
Глубоко зевнув, потянуться, подняв руки вверх и поднявшись на носочки, с выдохом расслабиться, опустить руки, наклонив голову вперед.
Незнайка
Поднять плечи как можно выше, а затем свободно опустить их вниз.
СЛАЙД №13
Необходимость введения новых информационных технологий в систему дидактики детского сада продиктовано временем.
В настоящее время использование компьютеров в обучении детей с проблемами в развитии доказывает свою перспективность и эффективность. Компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.
Данные специализированные, компьютерные, логопедические программы представляют собой серию упражнений различной сложности, направленных на коррекцию речевых нарушений, Внедряя в практику коррекционной работы информационные технологии мы пришли к следующим выводам: Компьютерные программы позволяют:
Внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений.
Многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал.
Использовать различный стимульный материал: картинки, буквы, звучащую речь.
Работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможности ребенка.
Одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти дошкольника.
Преимущество компьютерных программ состоит в том, что они позволяют с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны - более активно воздействуют на ребенка. Этому способствует то, что компьютерные программы построены исключительно на основе игровых приемов. Дети могут не замечать, что выполняя веселое задание они усваивают сложные лингвистические понятия, накапливают речевой запас, работают над разными сторонами устной и письменной речи.
Доступная и привлекательная игровая ситуация, а также разнообразия методов выполнения одного и того же упражнения, делают процесс обучения полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка дошкольника.
СЛАЙД №14
Эффективная коррекция речевого дефекта возможно лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Прогноз развития таких детей во многом определяется эффективностью взаимодействия педагогов и родителей. Лучше всех помочь ребёнку с отклонениями в развитии могут именно родители, поскольку они знают своего ребёнка лучше, чем кто-либо. Наблюдения за ребёнком в быту могут, в свою очередь, стать ценной информацией для специалистов. Сотрудничество с родителями начинается с первого дня поступления ребёнка в группу. С индивидуальной беседы с родителями, заполнением речевой карты, включающей ряд вопросов о ребёнке, о его характере и развитии речи, уже на этом этапе (и во время следующих встреч). Стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Во время беседы рекомендуем родителям завести «тетрадь домашних заданий», чтобы работа по обучению детей стала совместной; логопед обучает ребёнка на занятиях, а родич ели закрепляют пройденный материал дома.
Объясняем родителям, что все задания, рисунки, схемы в тетради следует выполнять вместе с ребёнком. Просматривать тетради нужно как можно чаще, не только выполнять последнее задание, но и повторять предыдущее.
Все дети очень любят свои тетради. Они с гордостью показывают их другим детям, педагогам, рассказывают, что там нарисовано. Даже у ребёнка, который мало интересуется окружающим и поначалу не проявляет интереса к занятиям, эта тетрадь вызывает желание показать, а главное - рассказать.
На первой странице тетради записываем необходимую информацию для родителей, некоторые общие рекомендации.
В сентябре проводим, логопедическое обследование детей, которое проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятиях, наблюдений за поведением и игрой детей в свободное время. Обследование проводится по следующим разделам: произносительная сторона речи (звукопроизношение, речевой слух, словарь, грамматический строй речи, связная речь). Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребёнка.
Результаты обследований доводятся до сведения родителей. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы - заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе отмечаются сильные и слабые стороны речи ребёнка, намечаются пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего её совершенствования, определяется, что будут делать педагоги, а что родители, их участие в речевом развитии ребёнка не должно быть разрозненным. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребёнок.
Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию их детей. На родительском собрании даётся информация о системе логопедических занятий с детьми, о днях консультаций для родителей, даются индивидуальные и ряд общих рекомендаций, советов.
Популярной формой работы с родителями является папка-передвижка, в которой даны рекомендации и советы о том, чем, как, а главное, зачем нужно заниматься с ребенком данного возраста.
Для поддержания постоянного контакта с родителями, на протяжении всего учебного года учителем-логопедом проводятся индивидуальные консультации и занятия с детьми в присутствии родителей, в удобное для родителей время заранее назначенное.
В конце учебного года в группах проводятся собрания, подводятся итоги, даются задания на лето, родители получают рекомендации логопеда: над чем нужно поработать каждому из детей. Отмечаются не только успехи детей, но и активная работа тех родителей, которые занимались со своими детьми в течение всего года и стали настоящими помощниками.
СЛАЙД №15
Эффективная коррекция речевого дефекта возможно лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....
Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций
Статья про сесорную комнату...
«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».
Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...
Особенности взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Статья раскрывает теоретические основы взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Театрализованные игры в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. ( Для учителей-логопедов)
Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» ...
"Фразовый конструктор" в логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Коррекционная работа с детьми с ЗРР...