Консультация для педагогов "Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"
консультация

Емельяненко Екатерина Владимировна

Данная консультация адресована воспитателям и другим педагогам дошкольной образовательной организации, работающим с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). В консультации раскрывается понятие "тяжелые нарушения речи", к которым относятся: - общее недоразвитие речи (ОНР) - заикание - нарушения голоса - нарушения темпа и ритма речи Особое внимание уделяется специфическим особенностям детей с ТНР, которые необходимо учитывать в педагогической работе: 1. Системный характер речевого нарушения, затрагивающий не только речевую сферу, но и другие психические процессы. 2. Замедленный темп речевого развития, более поздние сроки овладения речью. 3. Неравномерность проявлений нарушений - различие в степени выраженности дефектов у разных детей. 4. Взаимосвязь речевых и неречевых процессов, влияние речевых нарушений на формирование игровой, познавательной деятельности, поведение ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов "Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"

Уважаемые коллеги!

В нашем дошкольном учреждении значительное число детей имеют тяжелые нарушения речи (ТНР). Это особая категория детей, требующая специальных условий воспитания и обучения.

Под тяжелыми нарушениями речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. К ТНР относятся:

- общее недоразвитие речи (ОНР)

- заикание

- нарушения голоса

- нарушения темпа и ритма речи

Работая с детьми, имеющими ТНР, необходимо учитывать следующие особенности:

1. Системный характер речевого нарушения. Помимо собственно речевых функций, у детей могут быть нарушены и другие психические процессы: память, внимание, мышление, моторика.

2. Замедленный темп речевого развития. Овладение речью у таких детей происходит значительно позже и с большими трудностями, чем у их сверстников.

3. Неравномерность проявлений нарушений. У одного ребенка могут наблюдаться недостатки звукопроизношения, у другого - бедность словарного запаса и сложности в построении фразы.

4. Взаимосвязь речевых и неречевых процессов. Нарушения речи могут оказывать негативное влияние на формирование игровой, познавательной деятельности, поведение ребенка.

В работе с детьми, имеющими ТНР, необходима комплексная коррекционно-развивающая помощь. Важно взаимодействие всех специалистов ДОУ: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя.

Основными направлениями работы должны стать:

- развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексической, грамматической, связной)

- формирование навыков звукового анализа и синтеза

- развитие познавательных и психических процессов

- коррекция поведенческих нарушений

Лишь совместные скоординированные усилия педагогов ДОУ и семьи обеспечат максимально возможную коррекцию речевых нарушений у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"

Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы)....

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи

Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"

Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....

Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...