Советы логопеда родителям по развитию фонематического восприятия
консультация по логопедии на тему
Консультация для родителей. Одной из причин трудностей у детей, возникающих при обучении, является нарушение фонематической системы - основы устной и письменной речи. Ребенка окружает множество звуков, и задача родителей способствовать формированию предпосылок для развития фонематического восприятия на первом этапе и непосредственно формированию фонематического слуха на втором этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей. | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы логопеда родителям
по развитию фонематического восприятия.
Консультация для родителей
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Нарушение любой стороны речи может отразиться на дальнейшем обучении в школе, овладении письмом и чтением.
Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.
Фонематическая система включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Эти составляющие, как кирпичики образуют единый фундамент. Нарушение хотя бы одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение ее в целом, приводит к трудностям в овладении письмом.
Несформированность фонематической системы у детей дошкольного возраста с особенностями в речевом развитии проявляется по-разному. Так, у одних – нарушены фонематическое восприятие и фонематические представления, у других – в большей степени количественный и последовательный анализ звуков, у третьих – фонематический синтез, у четвертых – нарушения отмечаются на всех уровнях.
Самую многочисленную группу составляют дети с нарушениями фонематической системы на всех уровнях. Поэтому необходимо проводить работу по формированию всех фонематических процессов и начинать её как можно раньше.
Первым из перечисленных компонентов начинает формироваться фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие или фонематический слух – это способность воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Известно, что фонематическое восприятие как одна из составных частей процесса восприятия речи не является врожденной способностью человека. Оно формируется постепенно, в ходе развития ребенка.
Ребенок начинает реагировать на любые звуки с 2-4 недель от момента рождения, в 7-10 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку.
Далее фонематическое развитие происходит бурно, и примерно к трем годам ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Но, к сожалению это не всегда оказывается действительностью. В большинстве своем дети в 3 года заменяют одни звуки на другие, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова.
Как же вовремя помочь своему малышу? В первую очередь необходимо обратиться к специалистам. Ведь фонематическое восприятие - очень сложный процесс и его формирование проходит несколько этапов.
первый этап - формирование предпосылок, способствующих дальнейшему развитию фонематического восприятия.
второй этап – непосредственное формирование фонематического восприятия.
Вы, уважаемые родители, можете оказать огромную помощь педагогам. Ведь только комплексный, системный подход дает хорошие, устойчивые результаты.
Начинать заниматься можно с любого возраста, но обязательно с первого этапа. Но все же чем раньше начнётся работа, тем лучше будет усваиваться материал.
Сначала у детей воспитывается интерес к окружающим их звукам. Они учатся прислушиваться и внимательно слушать, узнавать и различать неречевые звуки, различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру голоса. У них формируется умение сопоставлять речевые звуки со звуками окружающей природы.
Ребенка окружает множество звуков: как неречевых - шум ветра, шелест листвы, крики птиц, работа двигателей машин и многие другие, так и речевых: чтение книг, рассказ взрослого, беседы. Необходимо помочь ему ориентироваться в этом огромном мире звуков.
Итак, как построить свои игры-занятия?
Сначала по дороге домой или из дома с вашим ребенком, попробуйте послушать, какие звуки можно услышать на улице, во дворе, в парке, возле дороги. Поиграйте с ним в игры: «О чем говорит улица (двор, лес)?», «Кто больше услышит», «Какая машина проехала, большая или маленькая?». Дома можно проводить кратковременные «минутки тишины», чтобы послушать, какие звуки могут быть в квартире.
Во время прогулок привлекайте внимание детей к предметам, которые могут издавать звуки. Например, осенью во время листопада пошуршите листьями, походите по опавшей листве, прислушиваясь к ее шуршанию. Зимой послушать скрип снега, весной – звон капели, пение птиц, жужжание насекомых. Кроме того, гул самолета и машин пусть тоже становится предметом внимания детей.
Приучать детей вслушиваться в звуки можно дома при прослушивании аудиозаписей звуков живой и неживой природы, музыки. А еще дома можно организовать интересные игры, используя различные бытовые предметы.
Цель приведенных ниже игр и упражнений — учить детей узнавать и различать неречевые звуки, развивать слуховое внимание и слуховую память.
Узнай, что звучит?
Оборудование. Звучащие игрушки: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушки и т.д.
На столе несколько звучащих игрушек. Предложите ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ему нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно с двух до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.
Разные звуки
Оборудование. Металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная шкатулка, пластмассовый стаканчик.
Перед ребенком выставляется от двух до пяти предметов, при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляются другие варианты звучания. Затем только на слух предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкого различия звучаний.
Узнай, что в коробочке.
Оборудование. Металлические баночки, сыпучие продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.
В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины. Ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, педагог каждый раз просит отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, то количество банок ограничивается вначале двумя, затем увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
Представленные ниже дидактические игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников
Грузовик.
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.
Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.
Наряди ёлку .
Цель: научить детей определять позицию звука в слове.
Оборудование: трёх-ярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.
Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.
Выложи домик.
Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.
Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.
Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.
Назови звук.
Цель: развитие слухового внимания.
Взрослый произносит несколько слов ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех слова: шуба, машина, малыш, сушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактическая деятельность логопеда)
Практический и консультативный материал для воспитателей, цель которого - профилактика ФФНР. Дается краткое описание проблемы нарушения фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольно...
Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...
Развитие фонематического восприятия. Занятие по совершенствованию связной речи в подготовительной к школе группе.Статья опубликованная в журнале "Логопед"№1/2014
Конспект занятия по совершенствованию связной речи в подготовительной к школе группе....
Конспект ООД учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возра...
Советы логопеда родителям по развитию речи
Несколько советов родителям по развитию речи ребенка Начнем с вас. Даже если Вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она...
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж], у детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда вусловиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж],у детей старшего дошкольного возраста...