Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактическая деятельность логопеда)
консультация по логопедии (младшая, средняя группа) на тему
Практический и консультативный материал для воспитателей, цель которого - профилактика ФФНР. Дается краткое описание проблемы нарушения фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Предлагаются игры на учебный год по возрастам и литература для работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практический и консультативный материал учителя-логопеда | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактическая работа)
Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:
- фонематический слух т.е способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию;
- и элементарный звуковой анализ.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения.
Это вызвано:
- либо - нарушением моторики артикуляционного аппарата;
- либо - недостаточным развитием фонематического восприятия;
- либо - нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.
Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.
Например: трёхлетняя девочка Вера на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея».
Если ребенка спросить еще раз «Тебя зовут Вея?», то можно услышать такое объяснение «Не Вея, а Вея ». Это доказывает то, ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками, узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.
В свою очередь недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
С целью профилактики речевых нарушений мы рекомендуем проводить определенные упражнения в игровой форме, которые способствуют развитию неречевого слуха у детей младшего дошкольного возраста, как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом, и речевого слуха у детей среднего дошкольного возраста
Игры можно проводить в течение года в свободной деятельности. На месяц рекомендуем планировать и проводить не менее двух игр. Всего за учебный год будет проведено 14 дидактических игр. При планировании развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста можно условно выделить 7 блоков игр различной направленности:
1 блок игр включает только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
2 блок – игры на определение направления звучания.
3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.
4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.
5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.
7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.
Во время проведения игр рекомендуем использовать: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.
В основу можем предложить методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).
Примерное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие неречевого слуха у детей младшего дошкольного возраста
Сроки | Игры | Задачи |
октябрь | “Что звучало?” | развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”. |
“Шуршит, трещит” | дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”. | |
ноябрь | “Где колокольчик (барабан, погремушка)?” | определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки. |
“Где позвонили?” | определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”. | |
декабрь | “Дождь льет и капает” | различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний). |
“Прискакал или пришел?” | развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику. | |
январь | “Веселые куклы”
| соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки. |
“Фрукты” | различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”. | |
февраль | “Коробочка гремит” | дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки. |
“Найди пару” | дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию. | |
март | “Высокие — низкие” | одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки. |
“Собака и щенок” | развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки. | |
апрель | “Дождик” | слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук). |
“Нарисуй звук” | слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания. |
Для развития речевого слуха у детей среднего дошкольного возраста можно предложить игры и упражнения, которые так же разделим на блоки.
1 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.
2 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.
3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.
4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.
5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.
6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.
Примерное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста
Сроки | Игры | Задачи |
октябрь | “Будь внимательным” | выделять заданное слово из ряда других. |
“Кто самый внимательный?” | выделять заданное слово из текста. | |
ноябрь | “В лесу” | дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко. |
“Медведица и медвежонок” | развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом. | |
“Вьюга воет, а ветерок помогает” | развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков. | |
декабрь | “Успокой Таню” | выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”. |
“Дадим ромашке попить” | учить выделять гласный А из ряда других. | |
январь | “Паровозик” | выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”. |
“Песни леса” | продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков. | |
февраль | “Угадайка” | дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику. |
“Дом большой — дом маленький” | дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику. | |
март | “Повтори за мной” | дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах. |
“Повторялки” | развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги. | |
апрель | “Аленушка-ревушка” | учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память. |
“Весенний дождик” | развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением. |
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ИГР
«Путешествие на волшебном автобусе»
Цель: учить детей различать и узнавать различные неречевые звуки (шум деревьев, гул автомашин, крики детей, смех, разговор и т.д.); развивать желание участвовать в коллективной игре, помочь почувствовать радость от общения.
Оборудование: макет автобуса, выполненный из плиты ДВП, руль, флажки по количеству детей, аудиозапись шумов.
Ход игры.
Внести в группу макет автобуса. Предложить детям отправиться в путешествие на волшебном автобусе.
- Мы сегодня поедем в волшебную страну, а волшебная она потому, что всех мы будем слышать, но не увидим. Но это ведь самое интересное! мы будем отгадывать, что услышим. Согласны? Тогда в путь! Но кто же поведет наш автобус? Пусть это будет Данила, он сегодня был очень вежлив и внимателен.
Дети занимают места в автобусе, воспитатель включает (незаметно для детей) магнитофон.
- Что вы слышите? Что бы это могло быть? (выслушать различные предположения детей).
- Конечно , это шумят деревья за окном нашего автобуса.
- Ой ну а это что за гул? (гудки автомашин). Наверное. мы кому-то преградили путь, а ну-ка, водитель, поворачивай правее!
- Ну, а это что? (слышится смех).
- Как вы думаете, кто смеется девочка или мальчик?
- А это что? (звон колокола)
- Как вы думаете, а это что происходит? (запись детских криков и смеха)
(Игра продолжается, пока дети ею заинтересованы).
- Ну, вот и кончилось наше путешествие по волшебной стране, пора домой. Водитель, дай прощальный гудок! (Ребенок подражает гудку автобуса).
«В какой коробке мышка?»
Цель: различать шумы, издаваемые различными предметами.
Оборудование: коробки с различными предметами (пробки металлические от стеклянных бутылок, пробки от пластиковых бутылок, скрепки, газета, целлофан ит.д.), ширма, игрушечная мышка.
Ход игры
Детям предлагается рассмотреть, потрогать, пошуметь предметами, находящимися в коробках. Затем, спрятав коробки за ширму, и показав игрушечную мышку, предложить угадать в какой коробке она побывала.
«В гостях трех медведей»
Цель: учить детей различать силу звука, соотносить с силой и размерами животного.
Оборудование: макет домика трех медведей ( по росту детей), шапочки-маски трех медведей, миски, ложки трех размеров, фланелеграф, силуэты медведей.
Ход игры.
Вначале педагог на фланелеграфе показывает трех медведей, озвучивает их в различных ситуациях. Затем предлагает детям поиграть в трех медведей. Троим детям поиграть в трех медведей. Троим детям одевают шапочки медведей и они уходят в домик, издают поочередно шумы ( топают, хлопают, стучат, рычат и т.д.). Остальные дети угадывают, если угадали правильно, герой показывается в окошке домика.
«Чудесный сундучок домовенка Кузи».
Цель: учить прислушиваться к звукам, издаваемым различными предметами, различать их звучание.
Оборудование: игрушка-самоделка типа би-ба-бо, домовенок Кузя, сундучок, карандаш, колокольчик, погремушка, стакан и металлический шарик и т.п.
Ход игры.
К детям приходит домовёнок Кузя с чудо-сундучком. Он достает свои сокровища из сундучка и сообщает детям, что все они звучат, демонстрируя как. Затем предлагает закрыть глаза и угадать, какой предмет он берет. (Можно использовать ширму).
«Звучащие человечки»
Цель: учить различать по звучанию «человечков», называть цвета, определять силу звука.
Оборудование: жестяные баночки, заполненные различными предметами: скрепки, горох, пшено и т.д., обклеенные бумагой разных цветов (знакомых детям), расписанных под человечков-гномиков.
Ход игры.
Детей знакомят с веселыми гномиками «звучащими человечками». Предлагают послушать как они звучат. Определить какой гномик звенит громче, а какой тише. Предлагают поиграть с гномиками в прятки. Гномик только тогда «выходит» из своего «укрытия», когда дети его правильно назовут.
«Как мы волка обманули»
Цель: учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки.
Оборудование: шапочка волки, ширма.
Ход игры.
Выбирается водящий – волк, дети – зверюшки прячутся за ширмой ( по примеру воспитателя). волк отгадывает и называет, кто отозвался – животное или детеныш, если волк ошибается, водящий меняется.
«Шутки дедушки Ау»
Цель: учить детей различать слова близкие по звуковому составу.
Оборудование: игрушка би-ба-бо, дедушка Ау, картинки для фланелеграфа, фланелеграф.
Ход игры
К детям в группу приходит дедушка Ау и приносит различные предметные картинки. Предлагает детям назвать предмет. Например, собака. Дети называют правильно. Дедушка Ау начинает повторять за детьми и постоянно ошибается, меняя начальный звук. Кобака, робака, шобака; затем называет правильно. ( дети, естественно, стараются исправить старика). Воспитатель предлагает детям в следующий раз хлопать в ладоши, когда дедушка ошибается.
«Помогите гномику Гоше навести порядок в своем королевстве»
Цель: учить различать слова близкие по звучанию, но разные по значению.
Оборудование: большая картина, изображающая королевство гномика, карточка с изображением предметов, названия которых близки по звучанию (ком, сом, лом, дом,; бак, рак. мак, лак,; жук, лук, сук), игрушка-гном.
Ход игры.
В гости к детям приходит гном Гоша. Расстилает на ковре «карту» своего королевства. И рассказывает историю о том, как злой волшебник все перевернул вверх дном в его королевстве и бедный гном никак не может там разобраться. (У дерева там большой лук, а в огороде вырос жук, и на цветок уселся сук...)
Воспитатель предлагает детям помочь гному разложить все по местам.
«История про девочку, птичку и волка»
Цель: учить детей различать гласные фонемы а, у, и.
Оборудование: на каждого ребенка картинки с изображением девочки, птички и волка.
Ход игры.
-Сегодня я вам расскажу историю про девочку, которая пошла одна в лес и заблудилась, ей стало страшно одной в лесу и она заплакала: «а-а-а-а». Она еще не знала, что в лесу живет волк, который всегда грустит и поет «у-у-у-у». А еще там живет птичка, которая весело поет «и-и-и-и».
- Дальше я буду рассказывать историю, а вы мне будете помогать, как только я скажу «а-а-а-а» - это значит девочка, вы поднимете карточку с девочкой, как только я скажу «у-у-у-у» - вы поднимете карточку с волком , как только я скажу «и-и-и-«поднимайте карточку с изображением птички. (Воспитатель предлагает детям потренироваться).
Затем продолжает развивать сюжет о девочке, птичке и волке (со счастливым концом).
Подробное описание других игр вы найдете в указанном методическом источнике: Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).—СПб.: «Паритет», 2003.—112 с—(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста
Развитие мышления, памяти, воображения, понимание перехода одного качества в\' другое....
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Музыкально - дидактические игры в детском саду...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игр...
"Развитие фонематического восприятия у детей младшего и старшего дошкольного возраста"
Выступила с сообщением с целью расширения знаний о приемах работы по развитию фонематического восприятия...
Развитие фонематических процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Раннее детство (от 0 до 4 лет) является значимым и ответственным периодом в развитии речи ребёнка, так как к трём годам у ребёнка при нормальном речевом развитии формируется ядро языка – определ...
Картотека игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей с тнр среднего дошкольного возраста
методическая разработка логопеда для воспитателей по развитию фонематического слуха у детей с тнр...