«Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка по логопедии на тему
«Коррекция речевых нарушений у детей
с ОНР посредством
театрализованной деятельности»
Слайд№ 3
Для того чтобы дети успешно преодолевали имеющиеся у них нарушения речи, необходимо найти путь, который будет способствовать раскрепощению и развитию каждого ребенка. Одним из таких путей, на мой взгляд, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Принимая в ней участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, учатся владеть игрушкой и всеми доступными видами театра.
Слайд№ 4
Главной целью является коррекция, развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность.
Умелое использование театрализованной деятельности позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-развивающей работы:
· Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
· Пополнение и активизация словаря
· Развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий
· Развитие эмоциональной сферы и выразительности речи
· Совершенствование монологической и диалогической форм речи
· Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе
Слайд № 5
Коррекционная работа на логопедических занятиях с использованием театрализованной деятельности включает:
· Артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах (перевоплощение в героев этюда): «покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»).
· Скороговорки, чистоговорки рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками): «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», «Со-со-со у Сони колесо», игра «Подскажи словечко».
· Упражнения для эмоционального развития детей (развитие мимики, жестов, с элементами пантомимы) на материале любой лексической темы:
«Ты – козлёнок, заблудившийся в лесу» «Домашние животные»;
«Покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», «разбили любимую чашку» «Посуда»;
«Белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…» «Дикие животные»;
Игры на развитие выразительной мимики: Ем лимон, Обиделись, Удивились, Получили подарок, Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
Игры – пантомимы: «Лиса», «Озорной щенок», упражнения «Маленький народ»; «Изобрази настроение», «Что было бы, если бы…»
Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника по произведениям В. Г. Сутеева: «Мешок яблок», « Веселый огород»,
«Яблоко».
· Развитие памяти с расширением словарного запаса – «Шел козел по лесу» «Какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения);
· Лексика и грамматика: «Кто больше слов скажет», «Кто назовет больше действий», «Найди точное слово»;
· Слуховое восприятие – «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию», «Что не так» - небылицы;
· Упражнения для развития интонационных средств выразительности речи:
Скороговорки на темп речи (быстро-медленно):
«Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».
Игры на развитие тембра речи (низкий-высокий): «Кого встретил колобок», «Великаны-лилипуты»; изображение голосом реплик сказочных героев в упражнениях «Как говорит мышка?», «Как говорит мишка?»,
· На формирование чувства ритма: простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз: дидактическая игра «Лови – говори», «Прошагай, кто из героев быстрее доберётся»;
· Игры на развитие речевого дыхания: «Бабочка, лети!», «Чья птичка дальше улетит?», «Считай до пяти», «В лесу», «Лебединое перышко», «Шарик».
· Пальчиковые игры: «Рукавичка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
· Театральные этюды: «Изобрази героя», «Изобрази жестом», «Хвастливый заяц», игра «Дедушка Молчок», «Театральная разминка», «Самолеты и бабочки»
· Игры – драматизации: игры – диалоги, «Курочка Ряба», «Репка», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок», (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).
Мною был систематизирован материал: методическая литература и художественные произведения различных жанров, диалоги;
Создала картотеку театрализованных игр; картотеку на развитие эмоций, речевых игр и упражнений.
Подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Слайд № 6
Для детей с ОНР при изучении каждой лексической темы, подбираю материал для занятий таким образом, чтобы он многократно повторялся в пределах ознакомления с той или иной лексической темой. Это способствует лучшему усвоению материала, успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми при общении со сверстниками в свободной деятельности.
В соответствии с комплексно-тематическим планированием «В гостях у сказки» содержание логопедических занятий, объединенные одной темой с использованием театрализованной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.
Например, сказка «Волк и семеро козлят»:
· Отгадывание загадок на тему «Сказки», «Герои сказок»
· Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
· Артикуляционная гимнастика «Волк»
· Игры с движениями «Мы весёлые ребята»
· Дидактическая игра «Мама и детки», «Чей детеныш?»
· Н/печатные игры «Спешим к маме», «Кто что ест?»
· Игра «Что лишнее?»
· Дидактическая игра «У кого есть…?»
· Игра «Разные голоса».
· «Посчитаем животных»,
· «Назови какой, какая».
· «Угадай, кто отзывается».
· Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
· Рассказывание по ролям
Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных, логоритмических и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Таким образом, театрализованная деятельность успешно интегрируются с другими видами деятельности.
Слайд № 7
В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, поэтому поддерживаю их заинтересованность к театрализованной деятельности, а так же перевоплощению в сказочных персонажей.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые несут в себе активизирующее воздействие, на речевую деятельность, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.
Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев знакомых сказок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Но сказка – это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих передо мной.
Естественно, вся эта кропотливая работа является «работой «только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего Игра. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом она, становится самостоятельной деятельностью детей.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует коррекции речевых нарушений: центр театра «Юные артисты», в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте. Ширмы, декорации, маски и другие атрибуты которые периодически обновляем и изготавливаем новые совместно с детьми и родителями, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.
Роли так же разыгрываются в центре «Веселая семейка», песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне и актерами-детьми, и теми, кто пока не участвует в постановках, а выступает в роли зрителя или наблюдателя.
Слайд № 8
Использование театрализованной деятельности в логопедической работе с детьми развивает коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы. У детей развивается речевая деятельность: артикуляционная моторика, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство, диалогическая и монологическая речь. В результате чего отмечается положительная динамика повышения уровня речевого развития детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_rechevyh_narusheniy_u_detey.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция речевых нарушений у детей
с ОНР посредством
театрализованной деятельности»
Слайд№ 3
Для того чтобы дети успешно преодолевали имеющиеся у них нарушения речи, необходимо найти путь, который будет способствовать раскрепощению и развитию каждого ребенка. Одним из таких путей, на мой взгляд, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Принимая в ней участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, учатся владеть игрушкой и всеми доступными видами театра.
Слайд№ 4
Главной целью является коррекция, развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность.
Умелое использование театрализованной деятельности позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-развивающей работы:
- Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
- Пополнение и активизация словаря
- Развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий
- Развитие эмоциональной сферы и выразительности речи
- Совершенствование монологической и диалогической форм речи
- Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе
Слайд № 5
Коррекционная работа на логопедических занятиях с использованием театрализованной деятельности включает:
- Артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах (перевоплощение в героев этюда): «покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»).
- Скороговорки, чистоговорки рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками): «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», «Со-со-со у Сони колесо», игра «Подскажи словечко».
- Упражнения для эмоционального развития детей (развитие мимики, жестов, с элементами пантомимы) на материале любой лексической темы:
«Ты – козлёнок, заблудившийся в лесу» «Домашние животные»;
«Покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», «разбили любимую чашку» «Посуда»;
«Белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…» «Дикие животные»;
Игры на развитие выразительной мимики: Ем лимон, Обиделись, Удивились, Получили подарок, Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
Игры – пантомимы: «Лиса», «Озорной щенок», упражнения «Маленький народ»; «Изобрази настроение», «Что было бы, если бы…»
Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника по произведениям В. Г. Сутеева: «Мешок яблок», « Веселый огород»,
«Яблоко».
- Развитие памяти с расширением словарного запаса – «Шел козел по лесу» «Какая бывает коза…» (по кругу подобрать и запомнить определения);
- Лексика и грамматика: «Кто больше слов скажет», «Кто назовет больше действий», «Найди точное слово»;
- Слуховое восприятие – «Узнай по описанию героя сказки», «Нарисуй по описанию», «Что не так» - небылицы;
- Упражнения для развития интонационных средств выразительности речи:
Скороговорки на темп речи (быстро-медленно):
«Я иду, иду, бегу, бегу-бегу, бегу-бегу-бегу-бегу».
Игры на развитие тембра речи (низкий-высокий): «Кого встретил колобок», «Великаны-лилипуты»; изображение голосом реплик сказочных героев в упражнениях «Как говорит мышка?», «Как говорит мишка?»,
- На формирование чувства ритма: простукивание, прохлопывание, протопывание ритмического рисунка слов и фраз: дидактическая игра «Лови – говори», «Прошагай, кто из героев быстрее доберётся»;
- Игры на развитие речевого дыхания: «Бабочка, лети!», «Чья птичка дальше улетит?», «Считай до пяти», «В лесу», «Лебединое перышко», «Шарик».
- Пальчиковые игры: «Рукавичка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
- Театральные этюды: «Изобрази героя», «Изобрази жестом», «Хвастливый заяц», игра «Дедушка Молчок», «Театральная разминка», «Самолеты и бабочки»
- Игры – драматизации: игры – диалоги, «Курочка Ряба», «Репка», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок», (в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе).
Мною был систематизирован материал: методическая литература и художественные произведения различных жанров, диалоги;
Создала картотеку театрализованных игр; картотеку на развитие эмоций, речевых игр и упражнений.
Подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Слайд № 6
Для детей с ОНР при изучении каждой лексической темы, подбираю материал для занятий таким образом, чтобы он многократно повторялся в пределах ознакомления с той или иной лексической темой. Это способствует лучшему усвоению материала, успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми при общении со сверстниками в свободной деятельности.
В соответствии с комплексно-тематическим планированием «В гостях у сказки» содержание логопедических занятий, объединенные одной темой с использованием театрализованной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.
Например, сказка «Волк и семеро козлят»:
- Отгадывание загадок на тему «Сказки», «Герои сказок»
- Чтение сказки «Волк и семеро козлят»
- Артикуляционная гимнастика «Волк»
- Игры с движениями «Мы весёлые ребята»
- Дидактическая игра «Мама и детки», «Чей детеныш?»
- Н/печатные игры «Спешим к маме», «Кто что ест?»
- Игра «Что лишнее?»
- Дидактическая игра «У кого есть…?»
- Игра «Разные голоса».
- «Посчитаем животных»,
- «Назови какой, какая».
- «Угадай, кто отзывается».
- Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
- Рассказывание по ролям
Имитационным движениям (сказочных животных) обучаем детей на физкультурных, логоритмических и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Таким образом, театрализованная деятельность успешно интегрируются с другими видами деятельности.
Слайд № 7
В коррекционной работе с детьми с ОНР всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес, поэтому поддерживаю их заинтересованность к театрализованной деятельности, а так же перевоплощению в сказочных персонажей.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые несут в себе активизирующее воздействие, на речевую деятельность, расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.
Дети с огромным удовольствием играют в сказку, исполняют роли сказочных героев, придумывают действия для героев знакомых сказок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Но сказка – это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих передо мной.
Естественно, вся эта кропотливая работа является «работой «только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего Игра. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом она, становится самостоятельной деятельностью детей.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует коррекции речевых нарушений: центр театра «Юные артисты», в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте. Ширмы, декорации, маски и другие атрибуты которые периодически обновляем и изготавливаем новые совместно с детьми и родителями, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.
Роли так же разыгрываются в центре «Веселая семейка», песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне и актерами-детьми, и теми, кто пока не участвует в постановках, а выступает в роли зрителя или наблюдателя.
Слайд № 8
Использование театрализованной деятельности в логопедической работе с детьми развивает коммуникативные умения детей и повышает эффективность коррекционной работы. У детей развивается речевая деятельность: артикуляционная моторика, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство, диалогическая и монологическая речь. В результате чего отмечается положительная динамика повышения уровня речевого развития детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».
Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...
«Семь ключей к познанию себя. Формирование адекватного образа-«Я» у детей с нарушениями зрения посредством образно-пластической деятельности»
Данная работа посвящена проблеме формирования адекватного образа - «Я» у ребенка с нарушением зрения через образно-пластическую деятельность (тезисы авторской программы)....
Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
Разработан перспективно-тематический план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...
Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности
Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...