Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».
материал (подготовительная группа) на тему

Лиханова Юлия Александровна

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением развития (зрительная патология). Диагностические материалы (исследовательские методики) по проблеме подтверждают эффективность моей деятельности. 

Возможности игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков и личностной инициативы так же представлены мною на моем сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_opyta_raboty_na_temu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МА ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 62 г. Хабаровска.

Публичное представление опыта работы на тему

«Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности»

Воспитатель 1- квалификационной категории                                                                  Лиханова Юлия Александровна

2011 г.

Актуальность проблемы связана с поиском эффективных средств адаптации ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения к социальной среде, а так же организацией собственного поведения в социальном пространстве.

В специальной педагогике проведено много исследований, указывающих на то, что снижение зрения накладывает специфические особенности на ориентировку ребенка – дошкольника в социальной жизни. Обращается внимание, что для детей с данной патологией характерны трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими.

Специалисты обращают внимание на низкий уровень личностной активности многих дошкольников с нарушением зрения, слабо выражаемую потребность познавать связи и отношения социального пространства. Специальные исследования Н.М. Назаровой, А.А. Щегловой, Е.А. Стребелевой доказывают, что позитивный социальный опыт взаимодействия с окружающими обеспечивает достаточную практическую подготовку слабовидящих воспитанников к жизненным условиям, а так же содействует формированию у них знаний и умений, способствующих успешной социальной адаптации и социализации. Становится понятно, что важно вовлекать детей в социально значимую деятельность, которая бы активизировала коммуникативные навыки, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальные статус, а так же содействовала бы развитию процесса познания.

Модернизация всех компонентов образовательного процесса позволяет вовлекать воспитанников в разные формы активности, используя для этого методы проблемного и игрового обучения, проектный метод и многое другое.

        Цель: показать возможности детских видов деятельности в развитии коммуникативных умений и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Главная задача: научить детей активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми; способствовать становлению коммуникативных навыков и умений; развивать личностную инициативность, потребность в самореализации.

Ожидаемый результат: овладение коммуникативными навыками и умениями; формирование позитивного опыта осуществления социальных контактов и конструктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми; развитие личностной инициативы.

Содержание работы по освоению образовательного пространства я формирую на основе тематического планирования (планирование разрабатывается мною в соответствии с лексическими темами). Все образовательные области (например, познание, коммуникация, художественное творчество) объединяю под единой проблемой недели (лексической темой). Такая организация образовательного процесса оказывает развивающее и коррекционное воздействие на познавательные способности и коммуникативные навыки. Например, давая представления детям о домашних животных в области «познание»  - знакомлю их с ролью домашних животных в жизни людей, в области «художественное творчество» - обучаю навыку передачи этих образов в изображениях и подобное.

В свободной деятельности дети, используя трафареты, дидактические пособия по темам и подобное применяют полученные знания в практике собственной деятельности, а так же в разной форме выражают своё отношение к изучаемой проблеме (например, в свободном рисовании, лепке, игре и подобное), что так же осуществляется в тесном общении и взаимодействии друг с другом. Взаимодействуя друг с другом, они постигают социально приемлемые способы взаимоотношений, усваивают требования к собственным действиям и поступкам, разрешают возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты и подобное.

Образовательная деятельность

Вовлекая детей в образовательную деятельность, например, в область познания «Веселый новый год» (использовался интегрированный метод обучения) я стимулирую у детей личностную инициативу и коммуникативную активность. Так, задания познавательно – поискового характера развивали умение действовать по плану - схеме. Опираясь на знаки – подсказки дети осуществляли поиск спрятанных предметов. Игровая постановка проблемы поддерживала интерес к данной деятельности. Желание найти искомый предмет формировало опыт ведения диалогов, (дети учились выслушать партнера), учила ориентироваться в пространстве, действовать коллективно. Так, например, организация поисково – исследовательского задания  - поиск новогодних подарков и сюрпризов – поставила детей перед необходимостью обращаться с вопросами к участникам поиска (педагогу и сверстникам), просить о помощи, совете или, напротив, самому оказывать помощь. Включение экспериментальной деятельности – экспериментирование с материалами и свойствами предметов (со свойствами сахара) способствовало уточнению знаний и представлений детей о свойствах предметов; стимулировало к обсуждению происходящего, к придумыванию разнообразных вариантов на тему «Почему так происходит» и подобное. При проведении деятельности затрагивались проблемы правил конструктивного общения – вводились персонажи «Добрый клоун» и «Злючка»; дети подводились к осознанию необходимости доброжелательных отношений с окружающими, отрицание грубости и злости при общении.  

Я увидела, как «Веселый новый год» объединял детей, развивал у них умение видеть и решать проблему, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Экспериментирование и исследовательская деятельность

В практике нашего дошкольного учреждения все больший акцент делается на создание условий для развития поисковой активности детей. Потребность делиться результатами своих наблюдений, открытий побуждает детей к осуществляю коммуникативных контактов (дети не могут взаимодействовать не общаясь друг с другом), самовыражению и проявлению инициативы (высказывают идеи, предлагают свои варианты решения и подобное). Так, например, цикл лексических тем «Весна», «Перелетные птицы» и подобное способствовали не только освоению программного содержания, но и развитию детского экспериментирования, исследовательской деятельности, объединившись одной проблемой «Как весна приходит к нам». Вовлеченные в исследовательский процесс, дети получили представления о росте и развитии растений, например, размышляли над вопросом «Как вырастить лук?», объясняли, почему он так нужен людям весной. Они наблюдали и фиксировали свои результаты (наблюдений в природе, экспериментов со снегом, льдом и подобное), творчески подходя к их оформлению – выпущена газета, оформлены папки с тематическими рисунками и аппликациями и подобное. Потребность реализовать себя в этих видах активности исходила из собственных возможностей  и интересов каждого ребенка.

Следует указать, что создаваемая мною ситуация успеха положительным образом отразилась на формировании у детей положительной самооценки. Все дети очень гордились продуктами своей деятельности, демонстрируя их родителям, старшим товарищам соседней группы, предлагая для участия в выставках ДОУ, украшая ими интерьер группы и своей комнаты (квартиры).

Развитию исследовательских и творческих начал способствовало создание в группе мини - музея «Опадающих листьев». Основной целью создания мини  - музея «Опадающих листьев» было показать круговорот веществ в природе; связь растений и почвы; значение опавших листьев для предохранения почвы от промерзания. Одновременно, участие детей в этой деятельности содействовало формированию творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

При создании нашего мини - музея было учтено, что в младшем возрасте детям даются лишь знания о значении опавших листьев для предохранения почвы от промерзания. Данные знания предлагаются в следующей интерпретации: теплое одеяло из опавших листьев укутывает землю и согревает её зимой.

Экспонаты для музея, рассказывающие об опавших и живых листьях дети создавали в процессе вовлечения в художественную и исследовательскую деятельность. Это способствовало формированию у них творческой активности и коммуникативных умений и навыков (мотивировала детей на поиск нужной информации, стимулировала потребность обращаться за помощью к товарищам и взрослым и подобное). Участие в социально значимой деятельности объединяло детей, повышалась их самооценка и личностный статус.

Педагогическое проектирование и детская проектная деятельность

Познакомившись с технологией проектирования (Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева, Л.М. Кларина) я пришла к мнению о том, что в процессе осуществления проектной деятельности происходит усвоение детьми позитивного социального опыта реализации собственных замыслов, создаются условия для самовыражения, разностороннего общения и взаимодействия детей и взрослых, а так же для формирования социальных качеств детей.

Указанные выше авторы отмечают, что реализация проектного метода помогает многим детям чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников; успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.

 

Тема проекта была предложена группой девочек. Воодушевленные сериалом «Винкс», они предложили провести в группе бал. Мы решили поддержать инициативу девочек и так появился творческий проект «Бал принцесс». В процессе подготовки возникла проблема, которая определила круг вопросов: что такое бал и как он должен проходить, как готовиться к этому празднику. Проблемные вопросы мы обсуждали вместе и в результате  я, как педагог акцентировала идею приготовить друг другу сюрпризы. Тут возникла новая проблема,  - какие это будут сюрпризы. Выдвигались различные идеи, высказывались разные варианты замыслов – дети получали положительный социальный опыт проявления инициативы.

Практика собственной педагогической деятельности убедила меня, что детям помогают осваивать социальное пространство и активно действовать в нем групповые праздники и развлечения, организуемы и осуществляемые совместно с родителями. Именно в процессе проведения и подготовки праздника каждый из детей может проявить себя, самовыразиться.

Праздники и развлечения

По предложению родителей и с учетом мнения детей мы подготовили и провели к Дню защиты детей праздник «Индейские приключения». Отмечу, что родители группы приняли в этом празднике самое активное участие (помогали планировать и организовывать деятельность и подобное). В процессе подготовки праздника «Индейские приключения» дети размышляли, как можно назвать себя – придумывали индейские имена, каким танцем выразить характер «индейского» имени; как охотники могут «читать» следы животных и распознавать их и подобное. Войти в образ персонажей ролевой игры детям «Индейцы» помогли родители, приготовив для них костюмы с индейскими атрибутами, а многочисленные стимулирующие атрибуты игры (например, перо за каждую удачную «охоту», «индейский костёр», «труда – лаз из группы в прихожую» и подобное) ввести в игровую ситуацию, стимулировать творчество и инициативу. Красной линией на празжнике проводилась тема дружбы и сотрудничества при выполнении общей задачи – «Удачной охоты». Итогом игры стало составление слова «ДРУЖБА» из воздушных шаров. Положительный результат этого праздника проявился в росте самооценки и личностной активности у ряда детей. Следует указать, что мамы этих детей специально участвовали в реализации праздника, чтобы показать пример проявления личностной активности и общения с окружающими. Настроить детей на контакты с внешним миром.

Положительный момент работы был в том, что внутри данного праздника успешно осуществлялись задачи, связанные с развитием разных сторон личности ребенка (дети расширили свой кругозор, у них развивались психические процессы, формировались личностные качества, каждый смог выразить себя посредством творческой деятельности).  

Театрализованно – речевая деятельность

Взаимодействия слабовидящих воспитанников с социумом включает в себя создание условий для разностороннего общения детей со сверстниками и другими людьми. Ориентацией детей к общению со сверстниками и развитию коммуникативной сферы явились для нас театрализованные представления. Участие в театрализованных представлениях (для сверстников из соседних групп, для своих ровесников из «Детского центра охраны и развития зрения») способствовало обогащению социального опыта каждого ребенка, содействовало расширению кругозора и осуществлению различных коммуникаций, в том числе и за пределами группы и ДОУ. Большое внимание при организации  театрализованной деятельности уделялось созданию условий для организации речевой практики детей. В результате появлялись условия для активизации разговорной речи детей, формирования навыков диалогической речи в процессе решения возникающих проблемных ситуаций. Так же дети учились согласовывать, контролировать собственные речевые умения, у них формировалась активная диалогическая позиция, развивалось умение слышать и понимать товарищей.

В итоге я убедилась, что вовлечение детей в активную и разностороннюю деятельность является действенным средством развития коммуникативных умений и навыков, а так же стимулирует рост личностной активности и инициативы детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Замечено, что дети становятся более свободными в общении со сверстниками и взрослыми, не стесняются выражать свои суждения, мысли, инициировать идеи, проявлять  творчество и подобное. Так же у детей проявляется потребность участвовать в деятельности, имеющей социальную направленность, например, участвовать в конкурсах, праздниках, как внутри ДОУ, так и за его пределами. Рост активности воспитанников выражается и в стремлении посещать кружки, работающие на базе ДОУ и подобное.

Результативность и эффективность своей работы по проблеме я отследила посредством проводимой в течение трех лет диагностики.  

Анализ результатов работы за три года показывает наличие положительной динамики развития коммуникативных умений и навыков, а так же рост личностной инициативы, проявившихся в разнообразных видах детской деятельности (исследовалось овладение игровой деятельностью, деятельностью общение, оценивалась степень социальной активности и другое). Динамика развития коммуникативных умений в 2008-2009 г. составила 41,6 %, в 2009-2010 г. – 50 %, в 2010-2011 г. –58,33 %. У воспитанников отмечается повышение познавательной мотивации деятельности, социальной активности, личностной инициативы. Дети активно вступают в диалог с взрослым и сверстниками в процессе общения и осуществления совместной деятельности, могут применять в практике общения способы конструктивного взаимодействия, у них формируются социальные умения и навыки.

Приложение

Материалы к диагностике коммуникативных навыков  и личностной инициативы детей с нарушением зрения за 20010 – 2011 год.

В диагностике приняли участие 12 воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет.

Диагностическое исследование (сентябрь) выявило у детей недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков и инициативы (в игре, в общении, в познавательной деятельности и подобное).

Недостаточный уровень коммуникативных умений и навыков проявился в игровом опыте воспитанников, а так же в условиях взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Отмечено снижение потребности в контактах с окружающими (не склонны к проявлению коммуникативной инициативы, в основном контактируют избирательно); выявлены проблемы адаптации к новым ситуациям, условиям. Мы так же обратили внимание на то, что дети часто конфликтуют с партнерами по игре и общению.

Повторная диагностика, проведенная мною в конце учебного года, показала наличие положительной динамики развития коммуникативных умений и навыков. У моих воспитанников произошли положительные изменения, как качественного, так и количественного характера.

В качестве диагностического материала использовались: беседа по теме «Проблемные ситуации» и наблюдение за сюжетно – ролевой игрой.

Беседа на тему «Проблемные ситуации»

Цель: оценка коммуникативных умений и личностной инициативы.

Вопросы к беседе

1.        Ты вышел во двор и увидел, что твои товарищи уже играют. Как ты попросишь, чтобы тебя приняли в игру?

2. Представь себе, что ты и твои друзья попали в комнату, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Что ты предложишь там делать? В какие игры предложишь поиграть?

3. Твой друг плачет, у него потерялась игрушка. Ты поможешь ему успокоиться? Как?

Оценка результата: Помимо ответов детей на вопросы мы оценивали общий уровень развития ребенка вступать в общение (умение рассуждать на тему, строить предложения, стремление вступать в диалог и подобное).

Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью

Цель: оценка коммуникативных умений и личностной инициативы; изучение умения сотрудничать  в процессе общей деятельности.

Выполнение: наблюдение осуществлялось за самостоятельной игровой деятельностью детей (сюжетно – ролевой игрой, дидактической игрой, игровым общением в процессе совместной постройки из кубиков).

Оценка результата: Мы оценивали умения проявлять игровую инициативу, вступать в общение по поводу игры (ролевой и реальное общение), разрешать конфликтные ситуации, налаживать коммуникативные контакты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему:"Развитие коммуникативных умений и навыков ансамблевого исполнения при игре на шумовых инструментах"

В данном материале говорится об одном из видов исполнительской деятельности - игра на инструментах, с  опорой на прогамму Т.Э.Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками". Эту програ...

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»

Выступление из опыта работына тему:«Развитие речи детей через упражнениев правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»...

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Представление опыта работы по теме "Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельност".

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятель...