Конспект логопедического занятия на тему "Звук "С". Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лактаева Мария Александровна

Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи, связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребенка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребенка на высокий уровень – здесь необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребенка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Учение помимо знаний может приносить колоссальное удовольствие, быть интересным, дающим радость открытия и преодоления. А если вместе с детьми играют взрослые - педагоги, логопеды, родители, то такая игра позволит еще эффективнее решать задачи речевого, психического и личностного развития ребенка.

Поэтому гораздо результативнее не поучать и обучать, а играть, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо каждому ребенку.

         Предлагаемый конспект логопедического занятия предназначен для фронтального занятия с группой детей (4-6 чел.) подготовительного возраста (6-7 лет), имеющих Общее Недоразвитие Речи III уровня.

Логопедические занятия по развитию речи и обучению грамоте в дошкольном возрасте уместно проводить в игровой форме со сказочными персонажами. Использование фольклорного сюжета играет значительную роль в коррекции дефектов речи. Дети с удовольствием втягиваются в театральное действие - оно эмоционально и динамично, и поэтому становится для них более понятным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Звук «С» Посуда».

Цели:

  1. Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда», познакомить с основными материалами, из которых делается посуда;
  2. Продолжить работу по формированию грамматической стороны речи (образование формы множественного числа имен существительных и уменьшительно-ласкательной формы);
  3. Формировать умение выделять звук «С» из слова в любой позиции;
  4. Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание;
  5. Продолжить работу по формированию внимания, памяти и конструктивного мышления;
  6. Развивать навыки пространственной ориентировки и координации движений;
  7. Учить детей работать в коллективе, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия;
  8. Воспитывать доброжелательность, инициативность, самостоятельность;
  9. Формировать интерес к учебной деятельности.

Образовательные задачи:

Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»;

  • Формировать у воспитанников представления о видах посуды и ее назначении;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование и правильное использование падежных конструкций; образование относительных прилагательных; образование формы множественного числа имен существительных; согласование существительных с числительными; образование и употребление простых распространённых предложений;
  • Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
  • Закреплять образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
  • Учить применять на практике полученные знания по теме «Посуда»;
  • Совершенствовать слуховое внимание и память;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Корригировать и развивать связную устную речь (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса детей по лексической теме «Посуда»);
  • Совершенствовать состояние грамматического строя речи (образовать и правильно использовать падежные конструкции и формы множественного числа имен существительных; образовать относительные прилагательные; образовать и употреблять простые распространённые предложения);
  • Развивать умение согласовывать числительные с существительными;
  • Корригировать и развивать правильное произношение звука С.
  • Совершенствовать состояние слухового внимания и памяти;
  • Развивать операции звукового анализа и синтеза;
  • Корригировать и развивать кратковременную и долговременную память;
  • Развивать зрительно-пространственное восприятие и представление;
  • Развивать общую, мелкую и пальчиковую моторику;
  • Развивать личностные качества детей, навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, контролировать и управлять своими эмоциями.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь;
  • Совершенствовать коммуникативные качества, через игру;
  • Воспитывать интерес к занятиям;
  • Воспитывать умение работать в группе;
  • Воспитывать самостоятельность;
  • Воспитывать нравственные качества: любовь, бережное отношение к посуде и предметам быта, умение сопереживать чужому несчастью.

Здоровьесберегающие задачи:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • Следить за правильной посадкой детей;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • Соблюдать режим охраны зрения;
  • Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • Индивидуальные зеркала по количеству детей;
  • Дидактическая игра-пазл «Собери посуду» (разрезные картинки: чайник, сахарница, половник, сковорода, вилка);
  • Дидактическая игра «Подбери и назови»;
  • Предметы кухонной, чайной, столовой посуды (деревянная ложка, глиняная чашка, стеклянный стакан, пластмассовая вилка, фарфоровая тарелка);
  • Таблички со словами «Кухонная», «Чайная», «Столовая»;
  • Предметные картинки с изображением предметов посуды (сковорода, сахарница, стакан, салатник);
  • Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (альбом №1);
  • Интерактивная доска с проектором.
  • Паучок для зрительной гимнастики.

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

(ребенка)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. Оргмомент

Просмотр слайдов на интерактивной доске.

Чтение стихотворения.

- Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, милые! Давно вы к Федоре Егоровне в гости не заходили. Сейчас я вас за стол усажу, чаем горячим напою!

(Слайд №1 на интерактивной доске)

-Что такое? Не пойму!?

Что случилось? Почему?

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы я вам щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы…

Остались одни тараканы…

Ой, горе, Федоре, горе!!!

(Слайд №2 на интерактивной доске)

-Ну, ничего, присаживайтесь на то, что осталось в моем доме.

Дети слушают стихотворение и рассаживаются за парты полукругом.

Организовать детей.

Настроить детей на занятие.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II. Основной этап.

Сообщение темы занятия

Артикуляционные упражнения

Дидактическая игра-пазл «Собери посуду»

Постановка вопросов по теме занятия.

Сообщение темы занятия

-Посмотрю, что еще у меня есть.

-Ой, бедная я, Федора, бедная! Одни осколки какие-то везде, да грязь и мусор. Помогите мне ребята прибраться, да заодно от тараканов и пауков избавиться.

(Раздаются зеркала)

-Полы мы вместе подметем.

-Тараканов мы убьем.

-Пауков метлой повыгоняем.

-Пыль всю сдуем.

-Помоем окна.

-Очень хорошо!!! Отложите зеркала в сторону.

-Осталось собрать только разбросанные черепки. (Раздаются элементы разрезных картинок)

-Что у вас получилось?

-Что получилось у Кати (Ромы, Димы…)

-Как одним словом можно назвать все эти предметы?

-Для чего нужна человеку посуда?

-Какую еще посуду вы знаете?

-Кто догадался, как называется тема нашего занятия?

-Тема нашего занятия: «Посуда».

(Слайд №3 на интерактивной доске).

Дети имитируют движения, глядя в зеркало

Движение языком вправо-влево за нижними зубами.

Цокают языком.

Языком выметают из-за нижних зубов.

Дуют в трубочку из языка.

Язык поднимается вверх-вниз.

Дети собирают пазлы с изображением посуды и называют.

Дети отвечают на вопросы педагога.

(чайник, сахарница, половник, сковорода, вилка).

Дети отвечают на вопросы.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать тактильное восприятие.

Развивать мелкую и пальчиковую моторику.

Развивать зрительно-пространственное восприятие.

Развивать внимание и зрительную памятью.

Уточнять и расширять словарь по теме «Посуда».

II.1. Актуализация темы

Демонстрация иллюстраций.

Выделение звука.

Характеристика звука.

-Я сейчас буду перечислять названия разной посуды.

(На доске появляются картинки с изображением сковороды, сахарницы, стакана, салатника)

-Скажите, какой первый звук слышим в каждом слове: сковорода, сахарница, стакан, салатник (С)

(Слайд №4 на интерактивной доске).

-Давайте все вместе произнесем общий звук, глядя в зеркала. (С-С-С)

-Какой это звук, давайте дадим ему характеристику (Слайд №5 на интерактивной доске- звуковая схема):

-Преграда есть или нет? (Поэтому он гласный или согласный?) (согласный)

-Голос есть или нет? (Поэтому он звонкий или глухой?) (глухой)

-Твердый или мягкий?

-Итак, звук «С»- согласный, глухой, твердый. (Слайд №6 на интерактивной доске)

(Зеркала собираются)

-Итак, тема нашего занятия: «Звук «С». Посуда».

Дети выделяют первый звук слова

Перед зеркалами дети произносят звук С, наблюдая за артикуляцией.

Дети дают характеристику звука.

Совершенствовать навыки правильной артикуляции звука С.

Формировать орфоэпически правильное произношение звука.

Совершенствовать состояние слухового внимания и памяти

Развивать операции звукового анализа.

II.2. Формирование звукового анализа и синтеза

Игра на развитие слухового внимания.

Выделение звука С на слух.

Звуковой анализ, подбор схем.

-Давайте поиграем: я буду называть разную посуду, а вы, если услышите в ее названии звук «С»,- хлопните в ладоши (Слайд №7 на интерактивной доске):

Салатник, сахарница, вилка, тарелка, сковорода, ложка, супница, чайник, миска, нож, солонка, кастрюля, самовар.

-Молодцы, а теперь отгадайте, где в словах прячется наш звук «С» (в начале, середине или на конце слова)- покажите нужную схему:

Салатник, сахарница, кастрюля, самовар, миска, супница.

Дети анализируют слова, выделяя звук С, и хлопают в ладоши.

Дети выделяют звук С, и определяют его позицию.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Развивать слуховое внимание и память.

Формировать умение выделять звук «С» из слова в любой позиции.

Развивать операции звукового анализа.

Воспитывать умение работать в группе.

II.3

Изучение нового материала (ИНМ)

Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда»

Объяснение учебного материала.

Демонстрация иллюстраций.

Работа над словом.

Работа над словосочетанием.

Физкультминутка

-Давайте вспомним, какая посуда пригодится нам для приготовления еды?

(на доске появляются картинки с изображением названной посуды)

-Где мы ее используем?

Поэтому она называется кухонная.

(На интерактивной доске слайд №8)

-Назовите предметы посуды, которые используем при приеме пищи.

(на доске- картинки)

-Как называются приборы, которыми мы едим?

(на доске-картинки)

-Эта посуда и приборы используются за столом, поэтому называется столовая посуда.

(На интерактивной доске слайд №9)

-Что мы еще забыли назвать?

(на доске - картинки)

Зачем нужна эта посуда? Поэтому она называется чайная.

(На интерактивной доске слайд №10)

-Память у меня плоховата стала, все я путаю и забываю. Напомните мне еще раз, как называется посуда, в которой готовят еду?...

Посуда, из которой мы едим?...

А из которой мы пьем чай?...

-Итак, посуда бывает столовая, кухонная и чайная.

-Ой, что за звук за дверью? Кто там копошится?

(На интерактивной доске появляется слайд №11)

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пришли, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой,

Я почищу вас песочком,

Оболью вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять.

Дети отвечают на вопросы по цепочке, в случае ошибки – поправляет сосед.

Дети повторяют за взрослым движения

Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас.

Развивать умение устанавливать логические и причинно-следственные связи.

Научить дифференцировать посуду по ее назначению.

Развивать связную устную речь.

Способствовать снятию общего утомления.

Развивать общую моторику.

Чередовать статические и динамические задания.

II.4.

Закрепление изученного материала (ЗИМ).

Образование множественного числа существительных

Работа над предложением.

-Назовите еще раз, какая посуда была собрана из черепков (чайник, сахарница, половник, сковорода, вилка). Все правильно. Но раньше у меня этой посуды было много. Как мы скажем, если этих предметов много?

(На интерактивной доске слайд №12-14)

Например: Это чашка а у меня были – чашки;

Это сковорода-…

Это сахарница-…

Это чайник-…

Это половник-…

Это вилка-…

-А давайте посчитаем мою посуду.

(Слайды №15-17)

-Молодцы!

-Ой, посмотрите, паучок вылез.

Дети отвечают на вопросы.

По цепочке дети образовывают формы множественного числа.

Дети считают посуду.

Определить уровень усвоения пройденного материала.

Закрепить умение образовывать формы множественного числа имен существительных.

Учить согласовывать существительные с числительными.

Воспитывать умение работать в группе.

Зрительная гимнастика.

-На кончике ручки сидит паучок, давайте последим за ним глазами, куда он поползет.

(Педагог водит ручкой влево-вправо, вверх-вниз, по кругу, восьмеркой).

Дети следят глазами за движением паучка.

Соблюдать режим охраны зрения.

II.4

Закрепление изученного материала (ЗИМ).

Работа с объектами быта.

Образование относительных прилагательных.

Работа над предложением.

-Ребята, я вам раздам посуду, посмотрите и ответьте - из каких материалов сделана ваша посуда? (Раздается посуда: деревянная ложка, глиняная чашка, стеклянный стакан, пластмассовая вилка, фарфоровая тарелка)

-Если посуду сделали из стекла, то она какая? (стеклянная)

А из пластмассы? (пластмассовая)

Из фарфора? (фарфоровая)

Из глины? (глиняная)

Из дерева? (деревянная)

-Напомните мне, если посуда стеклянная, то она сделана из какого материала? (стекло). Слово «стекло» начинается с какого звука? (С)

-Какая посуда может быть стеклянная? (тарелки, стаканы, салатники…)

-Слово стакан с какого звука начинается? (С).

-Для чего используем стакан? (пить сок, воду, молоко, компот, кисель…).

Дети рассматривают посуду и исследуют материал, из которого она сделана.

Дети отвечают на поставленные вопросы полным предложением.

Познакомить с основными материалами, из которых делается посуда.

Развивать тактильное восприятие.

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных.

Проконтролировать уровень усвоения речевого материала

Упражнять в умении составлять предложения.

Закрепить умение образовывать и употреблять простые распространённые предложения.

II.5

Контроль знаний и умений.

(КЗ).

Самостоятельная работа в тетрадях.

Опрос.

-Ребята, вернулась, наконец, моя посуда, да вот только перепуталась вся. Помогите мне навести порядок - надо расставить всю посуду по местам.

-Откройте свои тетради на стр.42 (4-2), посмотрите на левую страницу. Надо провести карандашом дорожки от каждого предмета посуды до ее места.

-Давайте проверим, что у вас получилось. Например: У меня кастрюля - это кухонная посуда. Она должна стоять в кухонном шкафу. А что у вас?

Дети открывают тетради и выполняют задание.

Дети по цепочке проверяют задание, отвечая полным предложением.

Проконтролировать уровень усвоения речевого материала.

Закрепить умение образовывать и употреблять простые распространённые предложения.

Воспитывать умение работать в группе.

III.

Итог занятия.

Подведение итогов занятия.

Оценивание работы.

-Какие вы хорошие помощники, что бы я делала без вас?!

-Теперь вся посуда расставлена по местам и на кухне Федоры царят чистота и порядок. Спасибо вам за помощь! (Слайд №19 на интерактивной доске)

-Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?

-О чем говорили на занятии?

-Что получалось хорошо?

-Что давалось с трудом?

Вот вам награда за усердие и прилежание.

До новых встреч! (Слайд №20)

Дети вспоминают, чем занимались на занятии.

Самоанализ работы на занятии.

Подвести итоги работы на занятии.

Развивать долговременную память.

Оценить деятельность детей.

(Если время остается, можно использовать слайд №18- найди спрятанную посуду)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого логопедического занятия на тему "Посуда" (по Нищевой)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнение  и расширение представлений о посуде, ее значении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана. Формирование пон...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Посуда"

Представлен конспект логопедического занятия(закрепление) в подготовительной к школе группе....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....

конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда»  «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: "Посуда"

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: "Посуда"...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме : посуда

Конспект НОД Тема: «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда»Образовательная область «Речевое развитие»  Интеграция образовательных областейПознавательное ...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема: "Посуда"

Конспект подгруппового логопедического занятия для старшей - подготовительной группы с ТНР - ОНР III.Цель: закрепить представления детей о посуде....