Конспект логопедического занятия на тему "Звук "С". Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи, связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребенка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребенка на высокий уровень – здесь необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребенка интерес к языку и побуждает его к творчеству.
Учение помимо знаний может приносить колоссальное удовольствие, быть интересным, дающим радость открытия и преодоления. А если вместе с детьми играют взрослые - педагоги, логопеды, родители, то такая игра позволит еще эффективнее решать задачи речевого, психического и личностного развития ребенка.
Поэтому гораздо результативнее не поучать и обучать, а играть, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо каждому ребенку.
Предлагаемый конспект логопедического занятия предназначен для фронтального занятия с группой детей (4-6 чел.) подготовительного возраста (6-7 лет), имеющих Общее Недоразвитие Речи III уровня.
Логопедические занятия по развитию речи и обучению грамоте в дошкольном возрасте уместно проводить в игровой форме со сказочными персонажами. Использование фольклорного сюжета играет значительную роль в коррекции дефектов речи. Дети с удовольствием втягиваются в театральное действие - оно эмоционально и динамично, и поэтому становится для них более понятным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 39.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема: «Звук «С» Посуда».
Цели:
- Уточнить и расширить словарь по теме «Посуда», познакомить с основными материалами, из которых делается посуда;
- Продолжить работу по формированию грамматической стороны речи (образование формы множественного числа имен существительных и уменьшительно-ласкательной формы);
- Формировать умение выделять звук «С» из слова в любой позиции;
- Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание;
- Продолжить работу по формированию внимания, памяти и конструктивного мышления;
- Развивать навыки пространственной ориентировки и координации движений;
- Учить детей работать в коллективе, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия;
- Воспитывать доброжелательность, инициативность, самостоятельность;
- Формировать интерес к учебной деятельности.
Образовательные задачи:
Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»;
- Формировать у воспитанников представления о видах посуды и ее назначении;
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование и правильное использование падежных конструкций; образование относительных прилагательных; образование формы множественного числа имен существительных; согласование существительных с числительными; образование и употребление простых распространённых предложений;
- Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
- Закреплять образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- Учить применять на практике полученные знания по теме «Посуда»;
- Совершенствовать слуховое внимание и память;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Корригировать и развивать связную устную речь (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса детей по лексической теме «Посуда»);
- Совершенствовать состояние грамматического строя речи (образовать и правильно использовать падежные конструкции и формы множественного числа имен существительных; образовать относительные прилагательные; образовать и употреблять простые распространённые предложения);
- Развивать умение согласовывать числительные с существительными;
- Корригировать и развивать правильное произношение звука С.
- Совершенствовать состояние слухового внимания и памяти;
- Развивать операции звукового анализа и синтеза;
- Корригировать и развивать кратковременную и долговременную память;
- Развивать зрительно-пространственное восприятие и представление;
- Развивать общую, мелкую и пальчиковую моторику;
- Развивать личностные качества детей, навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, контролировать и управлять своими эмоциями.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать трудолюбие, желание помочь ближнему, взаимопомощь;
- Совершенствовать коммуникативные качества, через игру;
- Воспитывать интерес к занятиям;
- Воспитывать умение работать в группе;
- Воспитывать самостоятельность;
- Воспитывать нравственные качества: любовь, бережное отношение к посуде и предметам быта, умение сопереживать чужому несчастью.
Здоровьесберегающие задачи:
- Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- Следить за правильной посадкой детей;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- Соблюдать режим охраны зрения;
- Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала по количеству детей;
- Дидактическая игра-пазл «Собери посуду» (разрезные картинки: чайник, сахарница, половник, сковорода, вилка);
- Дидактическая игра «Подбери и назови»;
- Предметы кухонной, чайной, столовой посуды (деревянная ложка, глиняная чашка, стеклянный стакан, пластмассовая вилка, фарфоровая тарелка);
- Таблички со словами «Кухонная», «Чайная», «Столовая»;
- Предметные картинки с изображением предметов посуды (сковорода, сахарница, стакан, салатник);
- Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (альбом №1);
- Интерактивная доска с проектором.
- Паучок для зрительной гимнастики.
Ход занятия
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность учащихся (ребенка) | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Оргмомент | Просмотр слайдов на интерактивной доске. Чтение стихотворения. | - Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, милые! Давно вы к Федоре Егоровне в гости не заходили. Сейчас я вас за стол усажу, чаем горячим напою! (Слайд №1 на интерактивной доске) -Что такое? Не пойму!? Что случилось? Почему? Села бы я за стол, Да стол за ворота ушел. Сварила бы я вам щи, Да кастрюлю поди поищи! И чашки ушли, и стаканы… Остались одни тараканы… Ой, горе, Федоре, горе!!! (Слайд №2 на интерактивной доске) -Ну, ничего, присаживайтесь на то, что осталось в моем доме. | Дети слушают стихотворение и рассаживаются за парты полукругом. | Организовать детей. Настроить детей на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
II. Основной этап. Сообщение темы занятия | Артикуляционные упражнения Дидактическая игра-пазл «Собери посуду» Постановка вопросов по теме занятия. Сообщение темы занятия | -Посмотрю, что еще у меня есть. -Ой, бедная я, Федора, бедная! Одни осколки какие-то везде, да грязь и мусор. Помогите мне ребята прибраться, да заодно от тараканов и пауков избавиться. (Раздаются зеркала) -Полы мы вместе подметем. -Тараканов мы убьем. -Пауков метлой повыгоняем. -Пыль всю сдуем. -Помоем окна. -Очень хорошо!!! Отложите зеркала в сторону. -Осталось собрать только разбросанные черепки. (Раздаются элементы разрезных картинок) -Что у вас получилось? -Что получилось у Кати (Ромы, Димы…) -Как одним словом можно назвать все эти предметы? -Для чего нужна человеку посуда? -Какую еще посуду вы знаете? -Кто догадался, как называется тема нашего занятия? -Тема нашего занятия: «Посуда». (Слайд №3 на интерактивной доске). | Дети имитируют движения, глядя в зеркало Движение языком вправо-влево за нижними зубами. Цокают языком. Языком выметают из-за нижних зубов. Дуют в трубочку из языка. Язык поднимается вверх-вниз. Дети собирают пазлы с изображением посуды и называют. Дети отвечают на вопросы педагога. (чайник, сахарница, половник, сковорода, вилка). Дети отвечают на вопросы. | Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию. Развивать артикуляционный аппарат. Развивать тактильное восприятие. Развивать мелкую и пальчиковую моторику. Развивать зрительно-пространственное восприятие. Развивать внимание и зрительную памятью. Уточнять и расширять словарь по теме «Посуда». |
II.1. Актуализация темы | Демонстрация иллюстраций. Выделение звука. Характеристика звука. | -Я сейчас буду перечислять названия разной посуды. (На доске появляются картинки с изображением сковороды, сахарницы, стакана, салатника) -Скажите, какой первый звук слышим в каждом слове: сковорода, сахарница, стакан, салатник (С) (Слайд №4 на интерактивной доске). -Давайте все вместе произнесем общий звук, глядя в зеркала. (С-С-С) -Какой это звук, давайте дадим ему характеристику (Слайд №5 на интерактивной доске- звуковая схема): -Преграда есть или нет? (Поэтому он гласный или согласный?) (согласный) -Голос есть или нет? (Поэтому он звонкий или глухой?) (глухой) -Твердый или мягкий? -Итак, звук «С»- согласный, глухой, твердый. (Слайд №6 на интерактивной доске) (Зеркала собираются) -Итак, тема нашего занятия: «Звук «С». Посуда». | Дети выделяют первый звук слова Перед зеркалами дети произносят звук С, наблюдая за артикуляцией. Дети дают характеристику звука. | Совершенствовать навыки правильной артикуляции звука С. Формировать орфоэпически правильное произношение звука. Совершенствовать состояние слухового внимания и памяти Развивать операции звукового анализа. |
II.2. Формирование звукового анализа и синтеза | Игра на развитие слухового внимания. Выделение звука С на слух. Звуковой анализ, подбор схем. | -Давайте поиграем: я буду называть разную посуду, а вы, если услышите в ее названии звук «С»,- хлопните в ладоши (Слайд №7 на интерактивной доске): Салатник, сахарница, вилка, тарелка, сковорода, ложка, супница, чайник, миска, нож, солонка, кастрюля, самовар. -Молодцы, а теперь отгадайте, где в словах прячется наш звук «С» (в начале, середине или на конце слова)- покажите нужную схему: Салатник, сахарница, кастрюля, самовар, миска, супница. | Дети анализируют слова, выделяя звук С, и хлопают в ладоши. Дети выделяют звук С, и определяют его позицию. | Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию. Развивать слуховое внимание и память. Формировать умение выделять звук «С» из слова в любой позиции. Развивать операции звукового анализа. Воспитывать умение работать в группе. |
II.3 Изучение нового материала (ИНМ) Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда» | Объяснение учебного материала. Демонстрация иллюстраций. Работа над словом. Работа над словосочетанием. Физкультминутка | -Давайте вспомним, какая посуда пригодится нам для приготовления еды? (на доске появляются картинки с изображением названной посуды) -Где мы ее используем? Поэтому она называется кухонная. (На интерактивной доске слайд №8) -Назовите предметы посуды, которые используем при приеме пищи. (на доске- картинки) -Как называются приборы, которыми мы едим? (на доске-картинки) -Эта посуда и приборы используются за столом, поэтому называется столовая посуда. (На интерактивной доске слайд №9) -Что мы еще забыли назвать? (на доске - картинки) Зачем нужна эта посуда? Поэтому она называется чайная. (На интерактивной доске слайд №10) -Память у меня плоховата стала, все я путаю и забываю. Напомните мне еще раз, как называется посуда, в которой готовят еду?... Посуда, из которой мы едим?... А из которой мы пьем чай?... -Итак, посуда бывает столовая, кухонная и чайная. -Ой, что за звук за дверью? Кто там копошится? (На интерактивной доске появляется слайд №11) Ой, вы бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы пришли, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой, Я почищу вас песочком, Оболью вас кипяточком, И вы будете опять, Словно солнышко сиять. | Дети отвечают на вопросы по цепочке, в случае ошибки – поправляет сосед. Дети повторяют за взрослым движения | Пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас. Развивать умение устанавливать логические и причинно-следственные связи. Научить дифференцировать посуду по ее назначению. Развивать связную устную речь. Способствовать снятию общего утомления. Развивать общую моторику. Чередовать статические и динамические задания. |
II.4. Закрепление изученного материала (ЗИМ). | Образование множественного числа существительных Работа над предложением. | -Назовите еще раз, какая посуда была собрана из черепков (чайник, сахарница, половник, сковорода, вилка). Все правильно. Но раньше у меня этой посуды было много. Как мы скажем, если этих предметов много? (На интерактивной доске слайд №12-14) Например: Это чашка а у меня были – чашки; Это сковорода-… Это сахарница-… Это чайник-… Это половник-… Это вилка-… -А давайте посчитаем мою посуду. (Слайды №15-17) -Молодцы! -Ой, посмотрите, паучок вылез. | Дети отвечают на вопросы. По цепочке дети образовывают формы множественного числа. Дети считают посуду. | Определить уровень усвоения пройденного материала. Закрепить умение образовывать формы множественного числа имен существительных. Учить согласовывать существительные с числительными. Воспитывать умение работать в группе. |
Зрительная гимнастика. | -На кончике ручки сидит паучок, давайте последим за ним глазами, куда он поползет. (Педагог водит ручкой влево-вправо, вверх-вниз, по кругу, восьмеркой). | Дети следят глазами за движением паучка. | Соблюдать режим охраны зрения. | |
II.4 Закрепление изученного материала (ЗИМ). | Работа с объектами быта. Образование относительных прилагательных. Работа над предложением. | -Ребята, я вам раздам посуду, посмотрите и ответьте - из каких материалов сделана ваша посуда? (Раздается посуда: деревянная ложка, глиняная чашка, стеклянный стакан, пластмассовая вилка, фарфоровая тарелка) -Если посуду сделали из стекла, то она какая? (стеклянная) А из пластмассы? (пластмассовая) Из фарфора? (фарфоровая) Из глины? (глиняная) Из дерева? (деревянная) -Напомните мне, если посуда стеклянная, то она сделана из какого материала? (стекло). Слово «стекло» начинается с какого звука? (С) -Какая посуда может быть стеклянная? (тарелки, стаканы, салатники…) -Слово стакан с какого звука начинается? (С). -Для чего используем стакан? (пить сок, воду, молоко, компот, кисель…). | Дети рассматривают посуду и исследуют материал, из которого она сделана. Дети отвечают на поставленные вопросы полным предложением. | Познакомить с основными материалами, из которых делается посуда. Развивать тактильное восприятие. Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных. Проконтролировать уровень усвоения речевого материала Упражнять в умении составлять предложения. Закрепить умение образовывать и употреблять простые распространённые предложения. |
II.5 Контроль знаний и умений. (КЗ). | Самостоятельная работа в тетрадях. Опрос. | -Ребята, вернулась, наконец, моя посуда, да вот только перепуталась вся. Помогите мне навести порядок - надо расставить всю посуду по местам. -Откройте свои тетради на стр.42 (4-2), посмотрите на левую страницу. Надо провести карандашом дорожки от каждого предмета посуды до ее места. -Давайте проверим, что у вас получилось. Например: У меня кастрюля - это кухонная посуда. Она должна стоять в кухонном шкафу. А что у вас? | Дети открывают тетради и выполняют задание. Дети по цепочке проверяют задание, отвечая полным предложением. | Проконтролировать уровень усвоения речевого материала. Закрепить умение образовывать и употреблять простые распространённые предложения. Воспитывать умение работать в группе. |
III. Итог занятия. | Подведение итогов занятия. Оценивание работы. | -Какие вы хорошие помощники, что бы я делала без вас?! -Теперь вся посуда расставлена по местам и на кухне Федоры царят чистота и порядок. Спасибо вам за помощь! (Слайд №19 на интерактивной доске) -Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? -О чем говорили на занятии? -Что получалось хорошо? -Что давалось с трудом? Вот вам награда за усердие и прилежание. До новых встреч! (Слайд №20) | Дети вспоминают, чем занимались на занятии. Самоанализ работы на занятии. | Подвести итоги работы на занятии. Развивать долговременную память. Оценить деятельность детей. |
(Если время остается, можно использовать слайд №18- найди спрятанную посуду)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого логопедического занятия на тему "Посуда" (по Нищевой)
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее значении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана. Формирование пон...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Посуда"
Представлен конспект логопедического занятия(закрепление) в подготовительной к школе группе....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"
Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....
Конспект логопедического занятия по теме "ПОСУДА"
Логопедическое занятие для дошкольников среднего возраста с ОНР. Цель занятия: активизация, обогащение словаря по лексической теме "Посуда"; формирование грамматического строя речи.....
конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....
Конспект логопедического занятия по теме "Посуда"
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)...
Конспект логопедического занятия по теме "Посуда".
Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических средств и связной речи по теме "Посуда" для детей с ОНР в средней группе....