Проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Долгосрочный проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников". Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников"
Необходимость комплексного подхода назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воздействия даёт слишком медленную положительную динамику. Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции.
Мною разработан долгосрочный проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников".
Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Проект состоит из нескольких направлений коррекционной работы:
I. "Логопедический массаж". В настоящее время нарушения произношения у дошкольников так осложнены, что редко когда можно обойтись без логопедического массажа. Для эффективной коррекции тяжелых речевых нарушений использую уже существующие приемы классического массажа. К ним относятся: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и пассивные движения. В зависимости от методики применения приема и его дозировки массаж может оказывать расслабляющее или активизирующее действие. Логопедический массаж сочетаю с дыхательной и артикуляционной гимнастиками. Комплексы составляю индивидуально для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения.
II. "Дыхательная гимнастика". Так как физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями существенно ниже возрастной нормы, соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания отмечаю у них задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. В тех случаях, когда речевое дыхание ребенка нарушено незначительно, применяю одно-два упражнения дыхательной гимнастики, которые выполняем обычно перед артикуляционной гимнастикой. Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.
Для сохранения интереса детей к дыхательным упражнениям использую вертушки, султанчики, разноцветные мячики из синтепона, пластмассы, соломинки для сока, бабочки, снежинки, листья из цветной бумаги.
Для выработки фонационного дыхания использую следующие упражнения и игры: "Веселые звуки", "Сдуй шарик", "Змейка", "Жуки", "Насос", "Веселая песенка", "Волшебные слоги", "Волшебные слова", "Паровозик".
III. "Артикуляционная гимнастика". Для укрепления мышц артикуляционного аппарата дошкольников, развития силы, подвижности и дифференцированности органов, участвующих в речевом процессе, мною подобраны комплексы артикуляционной гимнастики при различных нарушениях звукопроизношения:
- Основной комплекс артикуляционной гимнастики;
- Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии;
- Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-Сь-З-Зь-Ц;
- Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч;
- Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х;
- Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-Ль;
- Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-Рь;
- Комплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки.
Широко использую картинный материал. К каждому упражнению подобрала картинку-образ. Картинки демонстрирую ребенку во время проведения гимнастики. Упражнения сопровождаю также и стихотворением. Любят дети и сказки про приключения язычка. Использование игровых приемов и моментов помогает отрабатыванию артикуляционных движений, а также повышает мотивацию ребенка к выполнению данных упражнений.
IV. "Пальчиковая гимнастика". Уровень развития детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На логопедических занятиях обязательно провожу одно-два упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику сочетаю с речевым сопровождением. Выполняя пальчиковую гимнастику, дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. По мере совершенствования мелкой моторики улучшается и развивается речь ребенка. Пальчиковую гимнастику подразделяю на пассивную и активную. Пассивная гимнастика - это массаж кистей рук путем поглаживания, легкого растирания и вибрации и пассивные упражнения для пальцев рук. Активная гимнастика - это упражнения, сопровождаемые стихами и потешками и без речевого сопровождения. Применяю следующие упражнения:
|
|
- "Зайчик" - "Человечек" - "Слоненок" - "Ёжик" - "Очки" - "Стул" - "Стол" - "Мячик" - "Собака" - "Кошка" - "Гусь" - "Замок" - Ёлка" - "Корзинка" - "Силач" | - "Братья" - "Варежка" - Кто приехал?" - "Моя семья" - "Белка" - Пальчики на прогулке" - "Апельсин" - "Пять малышей" - "Котята" - "Снежок" - "Снегири" - "Новые кроссовки" - "Компот" - "Посуда" - "На дворе" и др. |
Для развития мелкой моторики также применяю нетрадиционную гимнастику:
- Сухой фасолевый бассейн - в "бассейне" прячу мелкие игрушки или картинки, а ребенок должен их найти и назвать ласково (игра "У гномика в гостях") или подобрать к предметам слова мой, моя, моё, мои (игра "Жадина").
- Массажный шарик и колечки Су-Джок.
- Бельевые прищепки для массажа кончиков пальцев.
- Логопедическая щетка "Ёжик".
V. "Развитие фонематического восприятия". Неотъемлемой частью комплексного подхода к коррекции звукопроизношения являются игры и упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия, которые подбираю для каждого ребенка индивидуально, двигаясь от простых упражнений к более легким. Работу по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия строю поэтапно. К каждому этапу подобрала дидактические игры и упражнения:
1-й этап - узнавание неречевых звуков: "Отгадай, что звучит", "Шумящие мешочки", "Волшебная палочка", "Где позвонили?", "Похлопаем", "Угадай, что делать", "Угадай, кто идет", "Угадай, кто кричит".
2-й этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз: "Узнай свой голос", "Далеко-близко", "Угадай, кто сказал", "Три медведя".
3-й этап - различение слов, близких по своему звуковому составу: "Слушай и выбирай", "Верно-неверно", "Так ли это звучит?", "Похожие слова", "Съедобное-несъедобное".
4-й этап - дифференциация слогов: "Повтори" - воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога, воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками, воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками, воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука, воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
5-й этап - дифференциация фонем: "Похлопаем", "Повтори".
6-й этап - развитие навыков элементарного звукового анализа: "Сколько звуков", "Кто первый?", "Где звук живёт?", "Кто больше?", "Отгадай слово".
Цель представленных игр и упражнений - научить дошкольников слушать и слышать логопеда, себя, свою речь, находить правильную артикуляцию для звуков.
VI. "Нейропсихологическая коррекция". Нарушение звукопроизношения часто осложнено неврологической симптоматикой либо нарушением поведения, поэтому, для достижения положительной динамики коррекционно-образовательный процесс осуществляю в сотрудничестве с неврологами и психиатрами психолого-медико-педагогического центра "Сознание" и краевого психо-неврологического диспансера. Взаимодействуя с данными специалистами, обсуждаю динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решаю общие задачи.
VII. "Речедвигательная ритмика". Каждому звуку соответствует физиологически обусловленное определенное движение. Сочетая произнесение звука с движением, вызываю искаженный звук, а затем автоматизирую звук в слогах, словах, фразе, стихотворении, рассказе и в речи. Сопровождающее движение по мере автоматизации звука постепенно убирается, оставляя закрепленное правильное произношение звука.
Данный проект реализую на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Работу выстраиваю в тесном взаимодействии с воспитателями, родителями и узкими специалистами ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников
Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-778899-1481910664.jpg)
Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников
Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1086119-1543158545.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Актуальность использования метода моделирования в работе с детьми:•Дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес.•Использование символов, аналогий облегчает и ус...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/22/picture-1342652-1629626195.jpg)
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации". В статье обоснованы возмо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-1427253-1666296185.jpg)
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения (коррекция звукопроизношения + развитие речи) «Сказочный звук С. Звук С в словах и словосочетаниях»
Конеспект занятия по автоматизации звука С в словах и словосочетаниях....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/18/picture-1451854-1702908251.jpg)
Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-1118626-1606555203.jpg)
Мастер - класс для педагогов "Игры с песком в коррекции звукопроизношения дошкольников"
Мастер - класс позволит в наглядной форме показать педагогам ДОУ игры с песком для формирования правильного звукопроизношения у дошкольников...