«Гласные звуки»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

Суродеева Ольга Геннадьевна

конспект открытого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_attestatsiyu_2017.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

Конспект

фронтального занятия

в подготовительной логопедической группе

Тема: «Гласные звуки»

 

Составила

 учитель-логопед

Суродеева Ольга Геннадьевна

г. Люберцы 2017 г.

Цель: совершенствовать фонематический слух и восприятие.

Программные задачи:

Коррекционно – образовательные:

  - закрепить правильное произношение гласных звуков [а, у, о, э, и, ы];

  - формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;

 Коррекционно – развивающие:

 - учить детей выделять гласные звуки [а, у, о, э, и, ы] из состава слогов, слов;

 - развивать артикуляционную моторику;

 - учить детей изменению силы и высоты голоса;

 - развивать фонематический слух и восприятие;

 - формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Программное содержание:

 1. Организационный момент: приветствие, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие диафрагмального дыхания.

 2. Ход ООД: знакомство с темой занятия игра «Билетики».

  • Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний: игра «Ушки на макушке», задание на определение место звука в слогах, словах.
  • Динамическая пауза: Игра “Гласные звуки”; 
  • Фонетический анализ и синтез слов: игра: “Волшебный мешочек”; игра «Иностранные буквы».

3. Итог занятия: Оценка деятельности детей.

Оборудование: схема звуков, букв А, У, О, Э, И, Ы, мольберт, красные фишки, синие фишки.

Методы и приёмы: беседы, вопросы, игры.

Ход ООД:

I.Вводная часть (Организационный момент).

Дети стоят в кругу на ковре.

Логопед: Доброе утро ребята!

Дети: ответы детей.

Логопед: Улыбнитесь друг другу, и начнём с вами занятия в хорошем настроении.

Ребята мы с вами должны вспомнить наше правило поведения на занятии.

Дети:

Говорим всегда красиво

Громко и неторопливо

Плавно, чётко говорим

И конечно не спешим.

Логопед:                                 А ещё хочу сказать: 

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Давайте разомнем наши губки и язычок.

 Развитие артикуляционной моторики.

 - упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

 - упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

Развитие диафрагмального дыхания.

 - А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Логопед вместе с детьми произносит стихотворение:

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

II. Основная часть.

Логопед: Ребята в это замечательное осеннее утро мы отправимся в сказочную страну в страну «АБВГДЕЙ – ка». Отправимся мы туда на волшебном поезде.

А в поезд мы можем войти только…

Дети: ответы детей. (по билетам)

Логопед: Вам нужно посмотреть на картинку и определяет, какой звук «спрятался» в начале слова.

Дети: Дети, получают билеты, отвечают. (дети, отвечая, встают за логопедом, создавая импровизированный поезд. Игра «Билетики») 

Логопед: Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили? (Ответы детей)

Логопед: Как называются эти звуки?

Дети: гласные.

Логопед: Почему они гласные? (Ответы детей)

Логопед: Ну, что отправляемся. (звучит музыка, дети садятся за столы). Вот мы и в волшебной сказочной стране. В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.

Задание №1. Упражнение «Ушки на макушке»

Логопед отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

Ответы детей.

Логопед: Молодцы, справились с заданием.  

Задание№2. Определение место звука в слогах, словах.

Дети выкладывают схемы слогов из цветных фишек.

 - Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.

Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками. Определение места звука в слове

- Звуковой анализ слова «Мак», «Кот», «Кит», «Бык», «Суп»

Логопед: ребята вы немного устали. Давайте отдохнём и выполним следующие движения. (Звучит музыка)

Динамическая пауза.

Игра: «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

 Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] -  во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил И добавки попросил!
Логопед: Следующие задание называется “Волшебный мешочек. Кто-то из вас получит задания, и будет отвечать, а остальные будут внимательно слушать. (Ребенок громко называет слово, написанное на листочке. Дети уточняют количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове.)

Логопед: Ребята, скажите, как обозначаем звук на письме?

Дети: буквой.

Логопед: Что такое буква? 

Дети: это то, что мы видим и пишем. Буква – это знак, обозначающий звуки на письме. Игра «Иностранные буквы».

Логопед: К нам в гости приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились. Ребята, а вам они не кажется какими-то странными.

Дети: ответы детей. (буквы недописанные)

Логопед: Возьмите карандаш и допечатайте буквы. 

Дети, дописывают элементы букв.

Логопед: что мы делали?

Дети: мы допечатали буквы правильно.

 

Ш. Итог занятия.  Рефлексия

Логопед: Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.

В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками

(дети украшают дерево листочками). Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями   - украсьте дерево листочком желтого цвета. Если вы испытывали затруднения - оранжевого. (Дети у которых оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).

Логопед: Какое дерево получилось?

Дети: Осеннее, разноцветное. 

Логопед: Наше путешествие в   страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем?

Дети: Чтобы узнать о других буквах?

Литература:

1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010. 

2.    Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.

3.    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. 

4.    Парамонова Л.Г.  Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998 5.    Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. –СПб.: Детство-пресс, 1999. 

6.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Ребята, скажите, как обозначаем звук на письме – буквой.

- Что такое буква-  это то, что мы видим и пишем.  

Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».

laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...