«Гласные звуки»
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район Московской области
Конспект
фронтального занятия
в подготовительной логопедической группе
Тема: «Гласные звуки»
Составила
учитель-логопед
Суродеева Ольга Геннадьевна
г. Люберцы 2017 г.
Цель: совершенствовать фонематический слух и восприятие.
Программные задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепить правильное произношение гласных звуков [а, у, о, э, и, ы];
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»;
Коррекционно – развивающие:
- учить детей выделять гласные звуки [а, у, о, э, и, ы] из состава слогов, слов;
- развивать артикуляционную моторику;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Программное содержание:
1. Организационный момент: приветствие, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие диафрагмального дыхания.
2. Ход ООД: знакомство с темой занятия игра «Билетики».
- Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний: игра «Ушки на макушке», задание на определение место звука в слогах, словах.
- Динамическая пауза: Игра “Гласные звуки”;
- Фонетический анализ и синтез слов: игра: “Волшебный мешочек”; игра «Иностранные буквы».
3. Итог занятия: Оценка деятельности детей.
Оборудование: схема звуков, букв А, У, О, Э, И, Ы, мольберт, красные фишки, синие фишки.
Методы и приёмы: беседы, вопросы, игры.
Ход ООД:
I.Вводная часть (Организационный момент).
Дети стоят в кругу на ковре.
Логопед: Доброе утро ребята!
Дети: ответы детей.
Логопед: Улыбнитесь друг другу, и начнём с вами занятия в хорошем настроении.
Ребята мы с вами должны вспомнить наше правило поведения на занятии.
Дети:
Говорим всегда красиво
Громко и неторопливо
Плавно, чётко говорим
И конечно не спешим.
Логопед: А ещё хочу сказать:
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Давайте разомнем наши губки и язычок.
Развитие артикуляционной моторики.
- упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;
- упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».
Развитие диафрагмального дыхания.
- А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.
Логопед вместе с детьми произносит стихотворение:
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
II. Основная часть.
Логопед: Ребята в это замечательное осеннее утро мы отправимся в сказочную страну в страну «АБВГДЕЙ – ка». Отправимся мы туда на волшебном поезде.
А в поезд мы можем войти только…
Дети: ответы детей. (по билетам)
Логопед: Вам нужно посмотреть на картинку и определяет, какой звук «спрятался» в начале слова.
Дети: Дети, получают билеты, отвечают. (дети, отвечая, встают за логопедом, создавая импровизированный поезд. Игра «Билетики»)
Логопед: Назовите, все звуки, которые вы сейчас произносили? (Ответы детей)
Логопед: Как называются эти звуки?
Дети: гласные.
Логопед: Почему они гласные? (Ответы детей)
Логопед: Ну, что отправляемся. (звучит музыка, дети садятся за столы). Вот мы и в волшебной сказочной стране. В стране АБВГДЕЙ-ка вас ждут интересные игры и задания, с помощью которых мы закрепим знания о гласных звуках и буквах.
Задание №1. Упражнение «Ушки на макушке»
Логопед отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.
Ответы детей.
Логопед: Молодцы, справились с заданием.
Задание№2. Определение место звука в слогах, словах.
Дети выкладывают схемы слогов из цветных фишек.
- Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.
Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками. Определение места звука в слове
- Звуковой анализ слова «Мак», «Кот», «Кит», «Бык», «Суп»
Логопед: ребята вы немного устали. Давайте отдохнём и выполним следующие движения. (Звучит музыка)
Динамическая пауза.
Игра: «Гласные звуки»
Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
[А] – на Астре расцветает,
[И] – на Иволге летает,
[О] – на Ослике сидит,
[У] – на Улицу глядит,
[Э] – на Эхо отозвался,
[ы] - во внутрь слов забрался,
СЫром тЫкву закусил И добавки попросил!
Логопед: Следующие задание называется “Волшебный мешочек. Кто-то из вас получит задания, и будет отвечать, а остальные будут внимательно слушать. (Ребенок громко называет слово, написанное на листочке. Дети уточняют количество слогов в каждом из слов, предлагает выделить и определить позицию гласных звуков в названном слове.)
Логопед: Ребята, скажите, как обозначаем звук на письме?
Дети: буквой.
Логопед: Что такое буква?
Дети: это то, что мы видим и пишем. Буква – это знак, обозначающий звуки на письме. Игра «Иностранные буквы».
Логопед: К нам в гости приползла гусеница и привезла буквы, с которыми мы познакомились. Ребята, а вам они не кажется какими-то странными.
Дети: ответы детей. (буквы недописанные)
Логопед: Возьмите карандаш и допечатайте буквы.
Дети, дописывают элементы букв.
Логопед: что мы делали?
Дети: мы допечатали буквы правильно.
Ш. Итог занятия. Рефлексия
Логопед: Вам понравилось играть в стране АБВЕГДЕЙ-ка.
В стране Абвгдей-ка растёт это дерево, давайте украсим его листочками
(дети украшают дерево листочками). Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями - украсьте дерево листочком желтого цвета. Если вы испытывали затруднения - оранжевого. (Дети у которых оранжевые листочки - закрепляют материал на индивидуальном занятии).
Логопед: Какое дерево получилось?
Дети: Осеннее, разноцветное.
Логопед: Наше путешествие в страну завершается, но я думаю мы ещё туда вернёмся. Как вы думаете, зачем?
Дети: Чтобы узнать о других буквах?
Литература:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. М.: Просвещении, 2010.
2. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Гаврилушкина О.П., Голубева Г.Г. и др.; Под. Ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
4. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998 5. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. –СПб.: Детство-пресс, 1999.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Ребята, скажите, как обозначаем звук на письме – буквой.
- Что такое буква- это то, что мы видим и пишем.
Правило: Буква – это графический знак, обозначающий звуки на письме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии"День рождения звука"...
Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте: " Гласная буква О, гласный звук О"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23376236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Тема: «Вызывание подражания звукам. Отработка гласных звуков. Звук А». (Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта)
Конспек занятия направлен на формирование правильного произношения звука «А»....