Доклад "Звуковая культура речи"
презентация по логопедии на тему

Серкова Ирина Ивановна

Доклад для педагогов ДОУ в рамках семинара по речевому развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 «РАДУГА»

249000, Калужская обл., Боровский р-он, г. Балабаново, ул. Московская,15

Тел: 8-48438-2-18-67, e-mail: raduga-bal9@yandex.ru

Доклад на тему:

«Звуковая культура речи»

Подготовила:

учитель-логопед

высшей кв. категории

Серкова И.И.

СЛАЙД 1. ТЕМА

СЛАЙД 2. «Что значит и что могут дать несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

Буду всё время постоянно следить за собой……..Превращу жизнь в сплошной урок!

Таким путём я разучусь говорить неправильно!»

К.Станиславский

СЛАЙД 3. Эти слова сказал К.Станиславский – человек, который самым непосредственным образом нёс культуру  - в целом, культуру речевого общения – в частности, в массы.

СЛАЙД 4. Из чего же складывается культура общения?!

Согласно современному определению культура общения – сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства общения, характеризующее ценностные ориентации и нормативные парадигмы общения.

СЛАЙД 5. Таким образом, звуковая культура речи – несомненно, одна из составных частей культуры общения.

        Исходя из данных информационных источников, под звуковой культурой речи понимается фонетическая и орфоэпическая правильность речи, ее выразительность и четкая дикция. Таким образом, говоря о развитии, либо о  коррекции звуковой культуры в дошкольный период необходимо ставить и задачи, направленные и на формирование правильного звукопроизношения, и об умении говорить согласно нормам литературного произношения, и о владении средствами речевой выразительности. Для этого часто используются, давно ставшие хорошим спутником всех педагогов, дидактические игры (их примеры представлены для вас на столах).

 СЛАЙД 6. Следовательно, опираясь на данные проанализированной литературы можно сказать, что лишь ребёнок, который овладевает «безошибочным употреблением звуков речи во всех ситуациях общения»  является носителем звуковой культуры речи.

СЛАЙД 7. Рассматривая вопрос через призму коррекционного образования, надо отметить, что, пожалуй, самой актуальной проблемой в структуре речевой патологии является устранение дефектов звукопроизносительной стороны речи у дошкольников. Ведь, не устранив её, гораздо сложнее говорить об орфоэпических нормах и навыках выразительности речи и т.д..

Несомненно, направлением ситуации в русло нормативного звукопризношения может заниматься только специалист – учитель-логопед, но стратегия работы на данном этапе современного развития дошкольного образования должна носить не просто чётко организованный и систематический характер, но и включать в себя критерии, связанные с «целевыми ориентирами», предложенными проектом ФГОС дошкольного образования.  СЛАЙД 8. Надо отметить, что мероприятия по коррекции звукопризношения имеют, несмотря на разные формулировки сторогоструктурированный традиционный механизм: подготовительный этап, этап постановки звука, последующая его автоматизации, затем дифференциация звука, и выведение на уровень уверенной коммуникации.

СЛАЙД 9. Однако, несмотря на это в условиях современной педагогики, необходимо искать пути инновационных подходов в формировании звуковой культуры речи, так как коррекционная педагогика, наряду с общей педагогикой, прежде всего, должна сформировать целостно развитую личность, готовую к самореализации в дальнейшей жизни.

СЛАЙД 10. Итак, изучив опыт специалистов в области речевого развития, можно сказать о следующем:  инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.  Можно предложить примерную структуру:

1. Организационный этап.

2. Этап внедрения.

3. Деятельностный этап.

4. Аналитический этап.

Надо сказать, что на этапе современного развития дошкольного образования выделяется множество инновационных подходов, используемых и в формировании звуковой культуры речи в рамках коррекционного образования.

СЛАЙД 11. Однако,  анализируя собственный опыт педагогический опыт, подробнее хотелось бы остановиться на более эффективных средствах деятельности.

Итак, компьютерные технологии. Для специалиста - дополнительный набор средств в коррекции тех или иных отклонений, позволяющих оптимизировать процесс и значительно повысить эффективность работы. В нашем ДОУ это инновационное средство обучения находится на организационном этапе освоения - изучается специальная литература и опыт специалистов, активно работающих в этом направлении.

СЛАЙД 12. Например, очень полезен, в этом случае, опыт учителя-логопеда Шигиной Г.Ф. из Еврейского Автономного Округа г. Биробиджан, Миляевой Л.В. из Москвы.  Они применяют компьютерные презентации для проведения индивидуальных логопедических занятий.

СЛАЙД 13. Несмотря на  то, что  в нашем ДОУ данный опыт только изучается есть и первые шаги в его практическом применении: В прошлом учебном году было проведено занятие по логоритмике с использованием компьютерной презентации.

СЛАЙД 14. Интересно также использование такого направления коррекцинно- развивающей деятельности как Биоэнергопластика. Это направление используется в нашем ДОУ с 2007 года и подтвердило свою состоятельность на практике уже давно. Преследуя цель развития подвижности артикуляционного аппарата посредством сочетания  его движений с движениями рук, этот метод несомненно позволяет реализовать принцип комплексности в логопедической науке и также оптимизировать процесс работы.

СЛАЙД 15.

Кроме того, довольно популярным становится в работе современных педагогов  такое явление как логопедические сказки. Логосказка -  как и обычная сказка для детей  несёт в себе какое-либо смысловое, поучительное наполнение и сочетает при этом "коррекционную нагрузку", которая подбирается с учётом поставленной цели занятия.

Логопедическая сказка позволяет быстро привлечь интерес к тем задачам, которые необходимо реализовать  во время коррекционной деятельности, подойти к их решению использовав интегративный метод  работы, комплексный подход и т.п.. Данное направление уже применяется многими педагогами, в том числе и по развитию звуковой культуры речи, так например, известны  такие специалисты как: Дидковская Инга Владимировна, Ржевская С.И., Батяева С.В., Съёмщикова Т.А..

СЛАЙД 16. Логосказка может существовать как самостоятельная единица и как часть в коррекционного занятия, даваться с использованием опорных схем и наглядного показа в сочетании с рассказыванием. Может использоваться при решении любой задачи в вопросе развития звуковой культуры речи: в формировании фонетической и орфоэпической правильности речи, ее выразительности и четкой дикции.

В нашем ДОУ применение  логосказки только  начинает осваивается, но уже сейчас становится понятно, что данный вид работы интересен детям  и позволяет педагогу решить с помощью них широкий спектр проблем, в частности связанных и со звукопроизношением.

 Таким образом, исходя всего вышесказанного можно прийти к выводу, что работа над звуковой культурой речи с использованием традиционных и инновационных подходов приведёт к формированию у  дошкольника компетентности в области культуры общения, что несомненно скажется на развитии культуры у него в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Звуковая культура речи» Подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад №9 «Радуга» Серкова Ирина Ивановна

Слайд 2

« Что значит и что могут дать несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора! Буду всё время постоянно следить за собой…….. Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путём я разучусь говорить неправильно!» К.Станиславский

Слайд 3

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ КУЛЬТУРА

Слайд 4

Культура общения - сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства общения, характеризующее ценностные ориентации и нормативные парадигмы общения.

Слайд 5

Звуковая культура речи - фонетическая и орфоэпическая правильность речи, её выразительность и чёткая дикция.

Слайд 6

Носитель звуковой культуры речи ребёнок, который овладевает «безошибочным употреблением звуков речи во всех ситуациях общения"

Слайд 7

Звуковая культура речи в коррекционном образовании Занятия носят организованный и систематический характер ФГОС «целевые ориентиры» ЛОГОПЕД

Слайд 8

Традиционная структура коррекции звукопроизношения Подготовительный этап. Этап постановки звука. Этап автоматизации звука ( в различных позициях). Этап дифференциации звука ( в различных позициях). Этап уверенной коммуникации.

Слайд 9

Звуковая культура речи в современной педагогике Целостно развитая личность, готовая к дальнейшей самореализации Традиционный механизм работы Инновационные подходы в работе

Слайд 10

Инновация Служит определённой цели. Имеет этапы реализации: Организационный этап. Этап внедрения. Деятельностный этап. Аналитический этап.

Слайд 11

Инновационные подходы в формировании звуковой культуры речи Компьютерные технологии. Биоэнергопластика. Логосказка.

Слайд 12

Компьютерные презентации ЦЕЛЬ: повысить интерес к логопедическим занятиям, оптимизировав деятельность педагога

Слайд 13

Опыт ДОУ в использовании компьютерных презентаций -логоритмическое мероприятие – «Путешествие в сказку»

Слайд 14

Биоэнргопластика Цель: развивать подвижность подвижность артикуляционного аппарата посредством сочетания его движений с движениями рук, реализуя принцип комплексности

Слайд 15

Логосказка несёт в себе какое-либо смысловое, поучительное наполнение и сочетает при этом "коррекционную нагрузку", которая подбирается с учётом поставленной цели занятия.

Слайд 16

Логосказка может даваться с использованием: - опорных схем наглядного показа с сочетанием рассказывания

Слайд 17

Звуковая культура речи - первая ступень в формировании культуры человека СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.

Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....

Культура речи: показатель общей культуры человека

Воспитание культуры поведения детей....

Консультация для родителей "От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка"

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...