Культура речи: показатель общей культуры человека
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №341
городского округа Самара
Родительская гостиная
Разработала:
Королёва Елена Александровна
Самара, 2014
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня!
Итак, начнём.
1. Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:
Дети, какие вежливые слова вы знаете?
А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы
считаете вежливым, почему?
Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?
2. Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение,
радует и даже лечит людей.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся
ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти
мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших
детей.
Многие родители как гром среди ясного неба поражает поведение их
детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг
грубит, хлопает дверью…
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы
детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.
Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и
откликнется.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно
ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше
всего страдаем от недостатка культуры в людях ( внешнее проявление
культуры – вежливость, и культуры внутренней).
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель
которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости,
сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В
одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во
всём, с чем мы входим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что
200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к
законам и несоблюдавших их граждан наказывали.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об
этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём
ответы на многие вопросы.
Обратимся к анкетам. Педагог делает анализ 1-го вопроса анкеты:
Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?
Основные правила культурного поведения, которые должны быть
сформированы у дошкольника 4-5 лет.
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей,
играть вместе общими игрушками, уступать.
Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к
завтраку, обеду.
Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в
автобусе, в общественных местах.
У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое
значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и
сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение
дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом
уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».
С чего начинать воспитание культуры?
Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой
семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать
его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой
сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном
фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным
замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности.
Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл
себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи,
если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя
совсем плохо – маска дракона.
Анализ 3-го вопроса анкеты: Что, по-вашему, является главным в
воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков
культурного поведения и хороших манер является личный пример
взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И
именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Представьте такую ситуацию:
Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке.
Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок,
заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком
отправляются домой.
- Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития
ребёнку правил культуры поведения? (Нет, мама тоже должна была
попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).
Далее перечисляются методы, которые используют родители для привития
детям навыков культурного поведения и хороших манер, и которые они
указали в третьем вопросе анкеты:
Чтение книг с ярким примером хороших манер
Общение с авторитетными для ребёнка людьми
Постоянство и настойчивость в обучении
Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
Влияние общества
Круг общения.
Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты. В
детском саду мы так же используем и следующее:
Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой
(разыгрывание детьми сценок на данную тему)
Решение проблемных ситуаций
Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.
Речевой этикет
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом»,
подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только
правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого
этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли
примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение –
самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только
тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или
приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,
даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими
людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь,
как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете
газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного
обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а
просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его,
высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им
вежливости? Задумайтесь над этим.
3. Включается спокойная музыка.
Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками «Секреты
воспитания вежливого ребёнка» Прочитайте их. Многие из советов,
конечно же, проверены вами на практике и, наверняка, имеют
положительные результаты.
4. Известная поэтесса А.Барто в одном из своих стихотворений писала:
«Когда не ладятся дела
Мне помогает похвала»
Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда
не всё получается, авансом или же следует хвалить только за
результат?
Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за
самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли
успехи?
Конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление
вежливости?»
(передаётся игрушка по кругу)
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня
без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция
«Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в
присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы
увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила
поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую
порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад,
вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а
дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и
хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
5. Приглушается свет.
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих
детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на
подносах.
Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку
красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно –
жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.
Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после
посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
Аккуратно складывает одежду.
Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и
высмаркивается бесшумно.
Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто,
благодарит за оказанную помощь.
Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией,
чувством вины.
Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной
просьбы, соответственно правилам, извиняется.
При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до
свидания».
Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.
Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует
поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу
и упражнения.
ОКНО – очень короткие новости на тему «Вежливость и культура»
1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»?
Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить
«извините», если же очень виновны – то «простите».
2. Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более
на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь
предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных
жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок
головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он
говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие. Ещё один
пример неуместного употребления жестов. Например, однажды президент
Америки Буш произвёл на Австралийцев шокирующее впечатление. Он
воспользовался знаком победы – «V». В Австралии этот знак считается
неприличным.
Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите,
как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому
что всё в наших руках.
Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли
ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у
каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и
зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для
того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Семенар-практикум "Работа над общей культурой речи педагога"
Семенар-практикум по теме: "Работа над общей культурой речи педагога" предназначен для практического использования. Направлен на повышение общей культуры педагогов, повышение педагогической комп...
Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».
Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...
Консультация для родителей "От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка"
Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим ...
Культура речи - показатель профессионального мастерства педагога
Актуальность совершенствования культуры речи педагога:- пример для овладения детьми (а порой и родителями) нормами родного языка, культуры общения и поведения;- повышение имиджа профессии воспит...
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...