Культура речи: показатель общей культуры человека
методическая разработка по теме

Воспитание культуры поведения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samara.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №341

городского округа Самара

Родительская гостиная

Разработала:

Королёва Елена Александровна

Самара, 2014

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня!

Итак, начнём.

1. Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:

Дети, какие вежливые слова вы знаете?

А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы

считаете вежливым, почему?

Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?

Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?

2. Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение,

радует и даже лечит людей.

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся

ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти

мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших

детей.

Многие родители как гром среди ясного неба поражает поведение их

детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг

грубит, хлопает дверью…

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы

детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет.

Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и

откликнется.

Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно

ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше

всего страдаем от недостатка культуры в людях ( внешнее проявление

культуры – вежливость, и культуры внутренней).

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель

которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости,

сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В

одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во

всём, с чем мы входим в общество.

Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что

200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к

законам и несоблюдавших их граждан наказывали.

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об

этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём

ответы на многие вопросы.

Обратимся к анкетам.  Педагог делает анализ 1-го вопроса анкеты:

Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок?

Основные правила культурного поведения, которые должны быть

сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей,

играть вместе общими игрушками, уступать.

Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к

завтраку, обеду.

Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в

автобусе, в общественных местах.

У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое

значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и

сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение

дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом

уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».

С чего начинать воспитание культуры?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой

семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать

его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой

сказки. Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея, в волшебном

фартуке которой секрет. Пусть от неё появится записка с шуточным

замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности.

Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вёл

себя прекрасно во всех отношениях – появится улыбающаяся маска феи,

если слегка провинился – маска одного из гномов, если ведёт себя

совсем плохо – маска дракона.

Анализ 3-го вопроса анкеты: Что, по-вашему, является главным в

воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков

культурного поведения и хороших манер является личный пример

взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И

именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Представьте такую ситуацию:

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в раздевалке.

Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребёнок,

заглядывая в группу, говорит до свидания. И мама с ребёнком

отправляются домой.

- Как вы думаете, всё ли правильно было с делано со стороны привития

ребёнку правил культуры поведения?  (Нет, мама тоже должна была

попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми).

Далее перечисляются методы, которые используют родители для привития

детям навыков культурного поведения и хороших манер, и которые они

указали в третьем вопросе анкеты:

Чтение книг с ярким примером хороших манер

Общение с авторитетными для ребёнка людьми

Постоянство и настойчивость в обучении

Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье

Влияние общества

Круг общения.

Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты. В

детском саду мы так же используем и следующее:

Игры-инсценировки, инсценировки с последующим разбором, беседой

(разыгрывание детьми сценок на данную тему)

Решение проблемных ситуаций

Пословицы и поговорки о добрых отношениях между людьми.

Речевой этикет

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом»,

подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только

правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого

этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли

примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение –

самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только

тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или

приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,

даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими

людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь,

как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете

газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного

обихода бранные, тем более нецензурные слова.

А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а

просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его,

высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им

вежливости? Задумайтесь над этим.

3. Включается спокойная музыка.

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками «Секреты

воспитания вежливого ребёнка» Прочитайте их. Многие из советов,

конечно же, проверены вами на практике и, наверняка, имеют

положительные результаты.

4. Известная поэтесса А.Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела

Мне помогает похвала»

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда

не всё получается, авансом или же следует хвалить только за

результат?

Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка: за

самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли

успехи?

Конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление

вежливости?»

(передаётся игрушка по кругу)

Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня

без похвалы, без слов восхищения. У нас в группе существует традиция

«Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в

присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребёнка, и вы

увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила

поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую

порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад,

вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а

дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и

хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

5. Приглушается свет.

А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих

детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на

подносах.

Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку

красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно –

жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после

посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.

Аккуратно складывает одежду.

Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и

высмаркивается бесшумно.

Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто,

благодарит за оказанную помощь.

Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией,

чувством вины.

Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной

просьбы, соответственно правилам, извиняется.

При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до

свидания».

Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т.д.

Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует

поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу

и упражнения.

ОКНО – очень короткие новости на тему «Вежливость и культура»

1. В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»?

Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить

«извините», если же очень виновны – то «простите».

2. Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более

на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь

предмет, то показывать нужно всей ладонью. Что касается различных

жестов, это вообще очень серьёзная тема. Например, в Болгарии, кивок

головой означает, что человек не согласен с чем-то, то есть он

говорит «Нет», а покачивание головой подтверждает согласие. Ещё один

пример неуместного употребления жестов. Например, однажды президент

Америки Буш произвёл на Австралийцев шокирующее впечатление. Он

воспользовался знаком победы – «V». В Австралии этот знак считается

неприличным.

Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите,

как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому

что всё в наших руках.

Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли

ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти вопросы у

каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и

зависеть он будет от нашего желания и умения.

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для

того, чтобы понять наших детей к высотам культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семенар-практикум "Работа над общей культурой речи педагога"

Семенар-практикум  по теме: "Работа над общей культурой речи педагога" предназначен для практического использования. Направлен на повышение общей культуры педагогов, повышение педагогической комп...

Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...

Консультация для родителей "От культуры речи взрослого до культуры речи ребенка"

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Так давайте объединимся и дадим нашим ...

Культура речи - показатель профессионального мастерства педагога

Актуальность совершенствования культуры речи педагога:- пример для овладения детьми (а порой и родителями) нормами родного языка, культуры общения и поведения;- повышение  имиджа профессии воспит...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...