Экологическое воспитание дошкольников логопедической группы через дидактическую игру
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Рожкова Вера Ивановна

Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Одно неосторожное слово взрослого может приучить ребёнка к мысли, что необязательно радоваться всему живому. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пёрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всё живое.  Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке необходимо учить ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы. У дошкольников воспитывается умение видеть красоту голубого неба, зеленого леса, цветочной поляны, отдельного дерева, цветка, животного, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

Наиболее действенными считаю комплексные  игры, которые позволяют  решить разные задачи развития дошкольника и строятся на разных видах деятельности, сочетание которых способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру-пособие «Зоомагазин», которая сочетает в себе традиционные и инновационные формы помощи детям  с ОНР, а также  способствует  повышению экологической культуры и помогают воспитывать  личность, любящую и сохраняющую родную природу.

Стадию активного ознакомления с окружающим его миром проходит каждый ребенок. И домашние животные играют на данном этапе свою, особую роль - они способны сделать детство любого малыша богаче и счастливее. Огромное значение домашние животные имеют и в воспитании детей. Дети, у которых дома живут домашние питомцы, при выполнении различных поручений обычно более ответственны, наблюдательны, проявляют неподдельный интерес к окружающему миру; они очень коммуникабельны, причем не только с ровесниками, но и со взрослыми.

Дети старшего дошкольного возраста уже практически самостоятельно ухаживают за своими питомцами, но иногда им могут помочь и родители. Нередко детишки данной возрастной категории заводят по несколько домашних животных (хомячка и попугайчика, кошку и морскую свинку) и с удовольствием познают их образ жизни. Самые же любимые домашние питомцы у детей этого возраста – собаки и кошки, ведь они способны на проявления искренней привязанности к детям.

 

Цель данного пособия: формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним питомцам, уточнение и закрепление названий домашних обитателей, их породы, обогащение активного словаря, закрепления знаний о том, что разные «товары» продаются в разных специализированных  магазинах; развитие грамматического строя; развитие внимания, зрительного восприятия, элементарных математических представлений (счёт); развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове; развитие связной речи; активизация познавательных процессов.

Задачи:

1) Формировать знания детей о домашних питомцах;

2) Развить представления о потребностях животных для их роста и развития;

3) Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Ожидаемые результаты:

• Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.

• Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

• Желание детей и родителей завести домашнего питомца.

Значение домашних животных в жизни детей

§     Домашние животные положительно влияют на атмосферу в семье, существенно снижают стрессы и даже способны излечить своих хозяев от различных недугов.

§     В восприятии детей домашние животные нередко связывают сказочный мир с реальным. И действительно, между котом Пушком и котом в сапогах разница не так уж и велика.

§     Так как животные более непосредственны в своих проявлениях, они более близки детям, чем загадочные и далекие взрослые.

§     Животные помогают в решении насущной проблемы недостаточного внимания со стороны мамы и папы, с ними всегда можно поговорить, поиграть.

§     Удивительное общение. В этом общении есть только чувства, их пронизывает взаимный поток эмоциональной энергии – и никакого логического компонента!

§     Животные дают детям стимул подражать и имитировать их поведение, тем самым познавая окружающий мир.

Восприятие природы и животных помогает развивать у ребенка такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, внимательное и чуткое отношение ко всему живому

Такое влияние сложно переоценить. Важнейшей задачей развития дошкольников является произвольность поведения. Ребенку также важно уметь контролировать себя для последующего гармоничного развития в обществе. Бывает, что во время игры с собакой или кошкой ребенок случайно причинит животному боль, и ответная реакция животного будет негативной: рычание, визг, уход в сторону и т. д. Этими простейшими проявлениями домашние питомцы способствуют появлению у детей осознанной регуляции поведения и сводят на нет малейшие проявления агрессии. Со временем у младшего хозяина домашнего животного начинает формироваться крайне важное чувство заботы и ответственности – когда повзрослеет, именно это чувство он будет распространять на окружающих и других членов семьи. При общении с домашними питомцами дети получают знания без слов, напрямую, учатся слышать самих себя, а также развивают свой чувственный мир, причем вне влияния социального шаблона.

Приобретая новые знания об образе жизни и питании рыбок, попугаев, рептилий, черепах, об их породах, особенностях размножения и поведения в различных ситуациях, детишки развивают наблюдательность. Бесспорно, это очень ценный навык для будущих школьников.

А благодаря уходу за аквариумом, клеткой у юных натуралистов вырабатываются не только навыки ухода за различными живыми существами, но и общие трудовые навыки.

    Многофункциональность данного пособия  позволяет использовать её в решении таких задач, как повторение и запоминание речевого материала, тренировка нужного речевого варианта, развитие речевых возможностей, формирование определённых навыков, необходимых способностей и психических функций, т.е. основных задач коррекционной работы.

Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны. И тогда может быть в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_mrio.docx704.48 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников логопедической группы через дидактическую игру.

Мир окружающий ребёнка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Задача взрослых помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему. Об этом должны заботиться родители и педагоги, формируя у детей познавательное и гуманно-ценностное отношение к природе. Одно неосторожное слово взрослого может приучить ребёнка к мысли, что необязательно радоваться всему живому. Часто бывает так, что малыш поднял с земли птичье пёрышко или камушек и тут же слышит от мамы, что нельзя брать в руки грязное. Необходимо не только показать какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь всё живое.  Наша задача приблизить детей к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке необходимо учить ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе. Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

С помощью мультимедийных презентаций дети ярче воспринимают предметы и явления природы. У дошкольников воспитывается умение видеть красоту голубого неба, зеленого леса, цветочной поляны, отдельного дерева, цветка, животного, тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Ребенок учится наблюдать, замечать отличительные признаки разных времен года, домашних и диких животных, животных, живущих в жарких и холодных странах, насекомых и т. д. Обобщаются и систематизируются представления детей о живой и неживой природе, временах года, развивается интерес к родному краю.

Наиболее действенными считаю комплексные  игры, которые позволяют  решить разные задачи развития дошкольника и строятся на разных видах деятельности, сочетание которых способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру-пособие «Зоомагазин», которая сочетает в себе традиционные и инновационные формы помощи детям  с ОНР, а также  способствует  повышению экологической культуры и помогают воспитывать  личность, любящую и сохраняющую родную природу.

Стадию активного ознакомления с окружающим его миром проходит каждый ребенок. И домашние животные играют на данном этапе свою, особую роль - они способны сделать детство любого малыша богаче и счастливее. Огромное значение домашние животные имеют и в воспитании детей. Дети, у которых дома живут домашние питомцы, при выполнении различных поручений обычно более ответственны, наблюдательны, проявляют неподдельный интерес к окружающему миру; они очень коммуникабельны, причем не только с ровесниками, но и со взрослыми.

Дети старшего дошкольного возраста уже практически самостоятельно ухаживают за своими питомцами, но иногда им могут помочь и родители. Нередко детишки данной возрастной категории заводят по несколько домашних животных (хомячка и попугайчика, кошку и морскую свинку) и с удовольствием познают их образ жизни. Самые же любимые домашние питомцы у детей этого возраста – собаки и кошки, ведь они способны на проявления искренней привязанности к детям.

 

Цель данного пособия: формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним питомцам, уточнение и закрепление названий домашних обитателей, их породы, обогащение активного словаря, закрепления знаний о том, что разные «товары» продаются в разных специализированных  магазинах; развитие грамматического строя; развитие внимания, зрительного восприятия, элементарных математических представлений (счёт); развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове; развитие связной речи; активизация познавательных процессов.

Задачи:

1) Формировать знания детей о домашних питомцах;

2) Развить представления о потребностях животных для их роста и развития;

3) Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Ожидаемые результаты:

• Понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными.

• Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

• Желание детей и родителей завести домашнего питомца.

Значение домашних животных в жизни детей

  • Домашние животные положительно влияют на атмосферу в семье, существенно снижают стрессы и даже способны излечить своих хозяев от различных недугов.
  • В восприятии детей домашние животные нередко связывают сказочный мир с реальным. И действительно, между котом Пушком и котом в сапогах разница не так уж и велика.
  • Так как животные более непосредственны в своих проявлениях, они более близки детям, чем загадочные и далекие взрослые.
  • Животные помогают в решении насущной проблемы недостаточного внимания со стороны мамы и папы, с ними всегда можно поговорить, поиграть.
  • Удивительное общение. В этом общении есть только чувства, их пронизывает взаимный поток эмоциональной энергии – и никакого логического компонента!
  • Животные дают детям стимул подражать и имитировать их поведение, тем самым познавая окружающий мир.

Восприятие природы и животных помогает развивать у ребенка такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, внимательное и чуткое отношение ко всему живому

Такое влияние сложно переоценить. Важнейшей задачей развития дошкольников является произвольность поведения. Ребенку также важно уметь контролировать себя для последующего гармоничного развития в обществе. Бывает, что во время игры с собакой или кошкой ребенок случайно причинит животному боль, и ответная реакция животного будет негативной: рычание, визг, уход в сторону и т. д. Этими простейшими проявлениями домашние питомцы способствуют появлению у детей осознанной регуляции поведения и сводят на нет малейшие проявления агрессии. Со временем у младшего хозяина домашнего животного начинает формироваться крайне важное чувство заботы и ответственности – когда повзрослеет, именно это чувство он будет распространять на окружающих и других членов семьи. При общении с домашними питомцами дети получают знания без слов, напрямую, учатся слышать самих себя, а также развивают свой чувственный мир, причем вне влияния социального шаблона.

Приобретая новые знания об образе жизни и питании рыбок, попугаев, рептилий, черепах, об их породах, особенностях размножения и поведения в различных ситуациях, детишки развивают наблюдательность. Бесспорно, это очень ценный навык для будущих школьников.

А благодаря уходу за аквариумом, клеткой у юных натуралистов вырабатываются не только навыки ухода за различными живыми существами, но и общие трудовые навыки.

    Многофункциональность данного пособия  позволяет использовать её в решении таких задач, как повторение и запоминание речевого материала, тренировка нужного речевого варианта, развитие речевых возможностей, формирование определённых навыков, необходимых способностей и психических функций, т.е. основных задач коррекционной работы.

Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны. И тогда может быть в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Согласно указу президента РФ от 1-ого августа 2015г. Под №392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых территорий&r...

Проект «Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры, театрализацию и использование мнемотаблиц»

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью....

Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эт...