Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания
консультация (подготовительная группа)

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой в желании охранять и беречь природу.

В дидактической игре экологического содержания заложены огромные воспитательные, образовательные, развивающие и коррекционные возможности. В процессе экологических игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает речь и другие психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие и воображение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания

Природа – это богатейшая кладовая,

неоценимое богатство для интеллектуального,

нравственного и речевого развития ребенка.

В. А. Сухомлинский

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране – одна из актуальнейших задач нашего времени.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Своим многообразием, красочностью и динамичностью она привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали Л.И. Грехова, В.А. Дрязгунова, А.С. Макаревич, С.Н. Николаева и др.

В дидактической игре экологического содержания заложены огромные воспитательные, образовательные, развивающие и коррекционные возможности. В процессе экологических игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает речь и другие психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие и воображение). Через игру дети учатся наблюдать, определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки, делать выводы. Размышляя о природе, ребенок обогащает свою связную речь, слуховое внимание, учится правильно произносить звуки.

Дети с недостатками речевого и психического развития воспринимают легче то, что их окружает, а природа окружает повсюду и всегда. Использование дидактических игр экологического содержания способствует решению многих коррекционных задач.

Задачи:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
  • формирование и развитие: фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, навыков правильного звукопроизношения;
  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

Предлагаю подборку дидактических игр экологического содержания, которые позволяют решить поставленные коррекционные задачи.

  1. Дидактическая игра «Жалоба»

Дидактическая задача. Закреплять знания о животных, умение узнавать животное по его описанию. Развивать диалогическую речь.

Оборудование. Карточки с текстом «жалобы».

Игровое действие. Выслушать жалобу и узнать о ком идёт речь. Вспомнить, какую пользу он (она) приносит.

Ход игры.

Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом “жалобы” животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами!

А польза от меня людям большая.

Ответ: Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Жалоба 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.

Ответ: Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Она уничтожает насекомых.

  1. Дидактическая игра «Я знаю пять названий деревьев (кустов, листьев, грибов, цветов, овощей)….»

Дидактическая задача: Активизировать словарь по лексическим темам. Развивать слуховое восприятие

Игровое действие. Знаешь сам, научи других.

Правило. Внимательно слушать; назвать не менее 5 слов – названий.

Ход игры.

Дети стоят широким кругом, выбирается ведущий, который поднимает над головой открытую ладонь и громко называет, загибая пальцы, названия деревьев или кустов. Остальные дети могут делать это же с ведущим, а затем и самостоятельно.

  1. Дидактическая игра «Свой предмет ты найди, а чужого не бери»

Дидактическая задача: Развивать пространственные ориентировки, наблюдательность, зрительную память; Развивать лексико-грамматический строй речи, правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением В, НА, ЗА, ОКОЛО, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ, ПО …..;

Игровое действие. Выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением.

Правило. Внимательно слушать и находить местоположение названных предметов с последующим оречевлением.

Ход игры.

Предмет прячется за какое-то дерево или куст. «Раз, два, три, четыре, пять, вам пора (цветок, листок, кружок, мешок,…..) искать.

Даются ориентиры с произнесением предлогов. Кто находит предмет, обязательно объясняет, где он его обнаружил.

  1. Дидактическая игра «Клад»

Дидактическая задача. Развитие пространственной ориентации, внимания, памяти, умения ориентироваться на местности, накопление словаря.

Игровое действие. Найти предмет по инструкции логопеда.

Правило. Начать выполнять движение, можно только выслушав всю инструкцию.

Ход игры.

Инструкцию может давать как взрослый, так и ребёнок. Выберите кладоискателя и отведите его в сторону. Тем временем спрячьте какие-нибудь предметы в отдаленном уголке участка, позовите кладоискателя и дайте ему такое задание:

Инструкция 1

«Клад справа от берёзы», «Клад между сиренью и рябиной», «Клад в клумбе с ирисами», «Клад в траве за клумбой с бархатцами».

Инструкция 2

"Пойдёшь прямо, дойдешь до пенька, от него повернешь направо, дойдешь до забора, затем повернешь налево, пройдешь три шага прямо и начинай искать — в том месте находится клад". При необходимости повторите кладоискателю описание маршрута. Когда игрок найдет клад, выберите нового кладоискателя и повторите игру.

  1. Дидактическая игра «Весёлый мяч»

Дидактическая задача. Описать или назвать изменения в природе по вопросам педагога.

Игровое действие. Ответ на вопрос логопеда.

Правило. На вопрос отвечает только тот, у кого в руках мяч.

Ход игры.

После наблюдений за изменениями в природе, дети становятся в круг, педагог бросает мяч и задаёт вопросы, тот, у кого мяч, отвечает на вопросы:

- какие листья на берёзе, рябине, сирени?

- какие цветы появились?

- сколько одуванчиков видели по дороге?

- у какого дерева облетели листья, но остались семена?

- какое дерево зимой помогает выжить снегирям? и т.д.

  1. Дидактическая игра «О чём рассказывает улица?»

Дидактическая задача. Развитие слухового внимания.

Игровое действие. С закрытыми глазами послушать звуки улицы.

Правило. Слушать молча, с закрытыми глазами.

Ход игры.

Дети закрывают глаза и прислушиваются к окружающей среде. (Несколько минут).

Что можно услышать? (шум проезжающих машин, музыка из открытых окон, разговор людей, пение птиц, шуршание листьев, звук ветра, лай собаки…)

  1. Дидактическая игра «Осень».

Дидактическая задача. Закреплять знания по теме «Осень». Развивать слуховое внимание.

Игровое действие. Педагог рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается.

Правило. Если педагог говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.

Ход игры.

Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)

Осенью становится холоднее, чем летом.

Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)

Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)

Осенью некоторые птицы улетают на юг.

Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

Осенью медведь и ёжик засыпают.

  1. Дидактическая игра «Смысловые пары»

Дидактическая задача. Развивать навык словесно-логического мышления. Закреплять обобщающие функции слов.

Игровое действие. Подбор логических пар к заданным словам.

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие - результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову - стимулу (например: собака – будка, птица - …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?

Смысловые пары:

Самолёт – пилот, поезд - …, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок - …, ножки – сапожки, ручки - …, птица – пёрышки, кошка - …, зайка – морковка, корова - …, кораблик – причал, автобус - …, мышка – норка, белка - …, ножницы – бумага, молоток - …, цветы – ваза, суп - …, малыш – коляска, кенгурёнок - …, кондитер – пирожные, художник -…, волосы – заколочка, пальчик - …

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой в желании охранять и беречь природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Конспект по развитию речи через дидактическую игру экологического содержания "Домашние животные"

Расширять и закреплять словарь по теме "Домашние животные" Воспитывать у детей бережное отношение и чувство сопереживания к животным,умение играть вместе....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Презентация "Развитие словаря через дидактические игры экологического содержания"

Презентация "Развитие словаря через дидактические игры экологического содержания"...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания»

       Дети любят играть. Они с удовольствием по много раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослог...