Индивидуальна коррекционно-развивающая программа для ребенка с ОНР 1 уровня
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Индивидуальная программа с еженедельными занятиями.Составлена по ФГОС с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bobrovskiy.docx | 64.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 «Елочка» комбинированного вида города Белово»
Согласовано: Утверждено: ф.и.о. родителей Заведующая МБДОУ № 51
__________________ ___________Э.В.Шульгина __________________ «____» __________2016 г.
Индивидуальная коррекционная программа
на воспитанника средней группы «Теремок»
Бобровского Тимофея
Срок реализации: сентябрь 2016-май 2017 г.
Ответственный за реализацию
программы:
учитель-логопед МБДОУ № 51
Максимова В.Ю.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………….3
Цели и задачи программы…………………………………………………………………………3
Индивидуальные особенности дошкольника с ОНР 1 уровня………………………………….4
Планируемые результаты освоения программы………………………………………………….4
Содержание логопедической работы…………………………………………………....................5
Особенности организации обучения детей с ОНР 1 уровня…………………………………….7
Индивидуальный план работы,,,,,,,,,……………………………………………………………….7
Взаимосвязь специалистов…………………………………………………………………….....14
Работа с родителями……………………………………………………………………………….15
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с ребенком 4-5– летнего возраста, имеющего логопедическое заключения: Общее недоразвитие речи 1 уровня, обусловленное задержкой речевого развития.
Программа разработана для обеспечения коррекции нарушений развития ребенка, оказания ему квалифицированной помощи в освоении индивидуальной образовательной программы, а также его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Программа способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка посредством интеграции образовательных областей и взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Данная программа составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования"
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Конвенцией ООН о правах ребенка,
- Декларацией прав ребенка
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР МБДОУ детского сада №51 «Ёлочка» комбинированного вида города Белово (протокол № 17 педагогического совета от 30.08.2016 г).
Рабочая программа составлена с учетом «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова). Москва «Просвещение» 2009 г.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедической деятельности.
Цели и задачи программы:
Цель программы:
Организация эффективной коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с ребенком, имеющими логопедическое заключение: ОНР 1 уровень речевого развития.
Задачи программы:
- определение особенностей и уровня речевого развития ребёнка;
- создание для воспитанника оптимальных условий для коррекции речевых нарушений;
- обеспечение взаимодействия с семьей воспитанника с целью оптимизации коррекционного процесса;
- взаимосвязь с педагогами и специалистами МБДОУ.
Индивидуальные особенности дошкольника с ОНР 1 уровня
Данная программа составлена для Бобровского Тимофея, 4.01.2012г р. (4 года), посещающего среднюю группу. Заключение ПМПК от 22.03.2016 г, протокол № 76-16. Логопедическое заключение ПМПК: ОНР 1 уровня, обусловленное ЗРР, дизартрический компонент. Резидуальная энцефалопатия. Программа является коррекционно-развивающей и носит индивидуально-ориентированный характер.
Ребенок воспитывается в полной семье. В семье один ребенок.
По результатам комплексной диагностики специалистов ДОУ (логопеда, воспитателей) Тимофей выделен в группу детей, требующих особого внимания по всем разделам образовательной программы дошкольного учреждения, что является основанием для обучения ребенка по индивидуальной программе.
Речевое развитие ребенка отстает от возрастной нормы. В самостоятельном общении не может пользоваться фразовой речью, не владеет навыками связного высказывания. В речи использует обрывки лепетных слов (пить –пи), отдельные слова , совпадающие с нормами языка. При воспроизведении слов ребенок сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру. Употребляет в основном одно-двусложные слова, сложные слова подвергаются сокращению (палка-пака).
Речь малопонятна для окружающих, темп речи замедленный, голос сиплый, спокойный, дыхание свободное. В речи использует жесты, мимику. Понимание речи затруднено, нуждается в неоднократном повторении задания, выполняет простые речевые инструкции. Звукопроизношение нарушено заменой и отсутствием звуков.
Артикуляционный аппарат ребенка малоподвижен, артикуляционные позы удержать не может, резко ограничен подъем языка вверх, язык движется медленно, неточно.
Общая моторика нарушена наблюдается неловкость движений, темп выполнения медленный, нарушена переключаемость от одного движения к другому, не все позы удерживает, на физкультурной и музыкальной деятельности мальчик показывает нескоординированность, неточность и неловкость движений. Нет чувства ритма, отстает в темпе. Мелкая моторика развита слабо, наличие лишних движений, застраивания при переключении, моторная напряженность, испытывает трудности при удерживании карандаша, кисточки, ведущая рука правая.
Планируемые результаты освоения Программы:
• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
• выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
• отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Содержание логопедической работы
Период | Основное содержание работы |
I период обучения: Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь | Развитие понимания речи Учить ребенка находить предметы, игрушки. Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем?. Учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов. Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам. Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка). Учить называть имена друзей, кукол. Учить подражанию: голосам животных; звукам окружающего мира; звукам музыкальных инструментов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки). Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики). Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики). Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя). Учить находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. Развитие просодической стороны речи Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности. |
II период обучения: Январь, февраль, март, апрель, май. | Работа над слоговой структурой слова Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой. Развитие понимания речи Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи сущ, глаголов, прилаг по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай. Учить указывать на определенные предметы: вот, это, тут. Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет). Развитие внимания, памяти, мышления Учить запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш. Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки. Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.). Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги). Учить определять лишний предмет из представленного ряда: 3 красных кубика и 1 синий; кукла, клоун, Буратино — шапка; Учить складывать картинки из двух, четырех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные… шары») |
Особенности организации обучения детей с ОНР 1 уровня
Логопедическая НОД с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей. Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:
• развитие понимания речи;
• развитие активной подражательной речевой деятельности;
• развитие внимания, памяти, мышления детей.
В течение всего учебного года индивидуальная деятельность проводятся 3 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия 10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 игровых задания или игры продолжительностью 4—5 минут. Содержание деятельности рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам.
Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения:
1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
2 период - январь, февраль, март, апрель, май
Сроки | Содержание работы |
1-11 сентября | Первичная диагностика, заполнение документации |
11 сентября – 31 мая | Коррекционная непосредственно –образовательная деятельность. |
1 января – 15 января | Промежуточная диагностика познавательно – речевого развития. |
16 мая – 31 мая | Итоговая (мониторинговая) диагностика речевого развития. |
Индивидуальный план работы
Сентябрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Игрушки
Цели: Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции, учить звукоподражанию, вырабатывать сильный ротовой выдох.
Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «заборчик», «окошко».
Дыхательное упражнение: «Воздушный шарик»
Пальчиковая гимнастика:
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю (Кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)
Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой – «катаем машинку».)
Звукоподражание: О-о-о - рычит мишка, И-и-и – ржет лошадка, Пи-пи-пи – пищит цыпленок, Бум-бум – гремит барабан, Оп-оп – прыгает мячик, Бах – упали кубики
Д\и для активизации словаря: «Мишка спит».
Сентябрь, 4-я неделя. Лексическая тема: Фрукты
Цели: Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать фрукты. Познакомить с прилагательными большой, маленький. Учить вести односторонний диалог (логопед задает вопрос, ребенок отвечает на него), развивать движения кистей рук.
Артикуляционная гимнастика: «лошадка», «иголочка», «чистим зубки».
Дыхательное упражнение: «Ветерок»
Пальчиковое упражнение: «Положи яблоки в ведерки»
Звукоподражание: М-м-м! – вкусная груша, Фу-у-у! – кислое яблоко.
Д\и для активизации словаря: «Покажи и назови фрукт» по картинкам», «Договори словечко».
Составление и проговаривание предложений: Мама купила яблоко. Папа купил яблоко, Тима купил яблоко.
Октябрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Овощи
Цели: Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить, формировать умение договаривать за логопедом слоги, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание
Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «заборчик», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Овощи толстушки, овощи –худышки»
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим (ребром правой ладошки бьем по ладони левой руки)
Мы капусту солим, солим (кончиками пальцев солим)
Звукоподражание: Ам! – зайчик ест капусту, У-ух! – тянем морковочку, О-о-о-х! – капуста растет, О-г-о-о! – большая тыква,
Д\и для активизации словаря: «Назови овощи» по картинкам.
Октябрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Семья
Цели: Вызывать желание говорить. Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких людей. Учить произносить двусложные слова из открытых слогов. Вырабатывать правильную артикуляцию гласных звуков А, У. Развивать сильный, плавный выдох.
Артикуляционная гимльногонастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»
Звукоподражание: д\и «Повтори и послушай»: А-а-а! – мама качает малыша; Уа! Уа! – плачет малыш; О-о-ох! – стонет старая бабушка
Д\и для активизации словаря: «Кто это?» по картинкам (Муха, дети, тетя, баба).
Октябрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Части тела
Цели: Формировать потребность в речевом общении и умение договаривать за логопедом слоги и слова. Учить показывать чати тела в соответствии с просьбой взрослого. Формировать пассивный словарь по теме. Подражать движениям рук взрослого.
Артикуляционная гимнастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».
Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»
Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»
Звукоподражание:-Топ – малыш идет, Ам – мальчик кушает, Фу – девочка не хочет есть,
Ох – болит зуб, Ух – дядя работает, Эх – мальчик танцует, Ха-ха-ха – дети смеются.
Д\и для активизации словаря: «Это я». «Назови части тела»- голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза.
Октябрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Осень
Цели: Учить понимать слова обобщающего значения. Учить различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.
Артикуляционная гимнастика: «футбол», «вкусное варенье», «чистим зубки».
Дыхательное упражнение: «Осенние листья»
Пальчиковая гимнастика:
Вышла осень погулять («Идём» указательным и средним пальцами одной руки)
Стала листья собирать (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую).
Д\и для активизации словаря: «Где много, а где мало?», «Что растет на дереве, а что на грядке».
Составление предложений: Ваня, на яблоко. Тима, дай дыню.
Ноябрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели: Учить употреблять существительные в родительном падеже. Учить проговаривать слова и предложения. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика: «парус», «вкусное варенье», «змейка».
Дыхательное упражнение: «Согрей кошечку »
Пальчиковая гимнастика:
Киска, киска киска брысь (машет рукой, прогоняя воображаемую кошку)
На дорожку не садись (погрозить указательным пальцем)
Наша деточка пойдет (указательным и средним пальцем шагать)
Через киску упадет.
Д\и для активизации словаря: «Назови части тела», «Кого нет?», «Кто как голос подает»
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Учить проговаривать слова и предложения: Это кот. Тут Тома. У Томы кот. Вот бык.
«Кто что ест?»
Ноябрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Домашние животные
Цели: Учить проговаривать слова и предложения. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика: «парус», «вкусное варенье», «змейка».
Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»
Пальчиковая гимнастика:
Вот какой коташка (качают головой вправо-влево)
Круглая мордашка (обводят ладонью вокруг лица)
И на каждой лапке (сжимают и разжимают пальчики)
Коготки-царапки (кребут пальцами по ладони).
Д\и для активизации словаря: «Отгадай кто это?», «Кто что ест?»
Составление предложений «Кто как ест»-Корова жует, лошадь жует, коза жует, свинья жует, собака грызет, кошка лакает.
Ноябрь,3-я неделя.
Лексическая тема: Дикие животные
Цели: Вводить в словарь глаголы прыгать, бегать, спать, стоять. Согласовывать относительные местоимения с сущ. Развивать моторику артикуляционного аппарата,
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «футбол», «парус».
Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Д\и для активизации словаря:
«Мой, моя»- Мой зайчик, мой кабан. «Найди картинку».
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Кто что делает?»- Лиса бежит. Белка сидит.
Ноябрь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Дикие животные
Цели: Учить употреблять cущ в дательном падеже. Развивать моторику артикуляционного аппарата,
Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «футбол», «парус».
Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Д\и для активизации словаря: «Закончи предложение»-короткие уши у (белки), короткий хвостик у (зайца), длинные уши у (зайца), пушистый хвост у белки.
«Кому что дадим?»-мясо-волку, малину-медведю, мед-медведб, морковку-зайцу, яблоко-ежику, орехи-белке, грибы-белке.
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Кто где спит?». Лиса спит в норке. Белка спит в дупле. Волк спит в логове. Медведь спит в берлоге.
Декабрь, 1-я неделя.
Лексическая тема: Одежда.
Цели: Пополнять пассивный словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки. Развивать сильный ротовой выдох.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Варенье», «Горка».
Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
Д\и для активизации словаря: «Большой-маленький»-большое платье-маленькое платье, «Кто что оденет?»- Коля оденет кофту,
«Один-много»- одна майка-много маек.
Составление предложений по демонстрируемым действиям: Я одеваю кукле майку (юбку, платье, рубашку, шубу, пальто, носки)
Декабрь, 2-я неделя.
Лексическая тема: Обувь
Цели: Расширять словарный запас глаголами: надеваю, обуваю, снимаю, гулять, ходить, бегать.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Варенье», «Горка».
Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:
(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),
Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Юбку, кофточку, платочки.
Д\и для активизации словаря: «Что обувают летом, а что зимой», «Что купила мама?»-Мама купила сапоги. Мама купила туфли. Мама купила валенки.
Составление предложений по картинке: Оля обула туфли. Мака обула валенки. Наташа обула тапки.
Декабрь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Новый год.
Цели: Учить понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке. Учить употреблять местоимения с предлогом у, личные местоимения.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Лопатка».
Дыхательное упражнение: «Сдуй снежинку»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бусы на елку»
Д\и для активизации словаря: «Укрась елочку», «У кого?»-у меня шарик, у меня конфета.
Составление предложений по сюжетной картине: Наступил Новый год. Дети рады. Они наряжают елочку. На елочке висят игрушки, шары. Ёлочка красивая.
Январь, 3-я неделя.
Лексическая тема: Зима
Цели: Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Активизировать моторику речевого аппарата. Развивать память, внимание, мышление.
Артикуляционная гимнастика: «Качели», «варенье», «Парус».
Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: учить проводить прямые горизонтальные линии «Прокати комочки по дорожкам».
Д\и для активизации словаря: «Назови ласково», «Повтори , не ошибись»
Заучивание стихотворения: Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех.
Январь, 4-я неделя.
Лексическая тема: Зимние забавы
Цели: Учить употреблять существительные ед и мн числа. Составлять предложения по картинке.
Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Ёжик», «Бегемот».
Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: учить проводить прямые горизонтальные линии «Прокати комочки по дорожкам».
Д\и для активизации словаря: «Один-много», «Назови слова»
Составление предложений: Мальчик везет санки. Девочка едет с горки. Дети катаются на лыжах. Детям весело.
Февраль, 1-я неделя.
Лексическая тема: Домашние птицы
Цели: Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Повторять предложения за педагогом.
Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Ёжик», «Индюк».
Дыхательное упражнение: «Перышко, лети!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Нарисуй волны для уточки».
Д\и для активизации словаря: «Кто как голос подает?», «Назови птиц»
Составление предложений по картине: Девочка кормит кур. Девочка кормит цыплят, мальчик кормит гусей.
Февраль, 2-я неделя.
Лексическая тема: Домашние птицы
Цели: Учить употреблять числительные один, два. Расширять глагольный словарь.
Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Уточки»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Накорми курочку» .
Д\и для активизации словаря: «Сосчитай птиц», «Что делает курица?»- ходит, бегает, летает, плавает, ныряет, кудахтает, пеет, пищит, пьет воду
Составление предложений по картине «Лиса и гуси».
Февраль, 3-я неделя.
Лексическая тема: Посуда
Цели: Формировать обобщающее понятие посуда. Формировать глагольный словарь. Закрепление названий основных цветов.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Чайник кипит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Пальчиковый бассейн»
Д\и для активизации словаря: «Какая чашка?», «Назови посуду»
Составление предложений: Я мою тарелку (ложку, чашку). Буду резать….Буду варить…..
Февраль, 4-я неделя.
Лексическая тема: Продукты питания.
Цели: Продолжать расширять словарь сущ, прилагательных, глаголов.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Пальчиковый бассейн»
Д\и для активизации словаря: «Горячий или холодный?», «Угости Карлсона»
Составление предложений: Это уха. Ваня ест уху. Это дыня. Ваня ест дыню. Это вода. Коля пьет воду.
Март, 1-я неделя.
Лексическая тема: Мамин праздник.
Цели: Продолжать пополнять словарь прилагательных. Развивать диалогическую речь.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Качели», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Подуй на одуванчик»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бусы для мамы»
Д\и для активизации словаря: «Подарок маме», «Помощник»
Заучивание стихотворения к утреннику.
Март, 2-я неделя.
Лексическая тема: Весна.
Цели: Закреплять употребление cущ ед и множ числа, числительных один, два, три с сущ. Развивать речевое дыхание.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Солнышко» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Один -много», «Сосчитай -ка»
Составление предложений по картине «Весна»: Солнце светит. Небо голубое. Сосульки капают. На улице лужи. Снеговик тает.
Март, 3-я неделя.
Лексическая тема: Признаки весна.
Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три с сущ. Активизировать словарь глаголов.
Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Ветерок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Обведи листочки по контуру».
Д\и для активизации словаря: «Сосчитай-ка», «Кто что делает?»
Составление предложений по картине «Весна пришла»
Март, 4-я неделя.
Лексическая тема:
Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три с сущ.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Маляр», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Солнышко» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «», «Сосчитай -ка»
Составление предложений по картине «Весна»: Солнце светит. Небо голубое. Сосульки капают. На улице лужи. Снеговик тает.
Апрель, 1-я неделя.
Лексическая тема:
Лексическая тема: Мебель.
Цели: Формировать обобщающее понятие “мебель”, названия предметов мебели и их назначения. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Лопата», «Змейка».
Дыхательное упражнение: «Катись, карандаш!»
Пальчиковая игра: выкладывание предметов мебели по образцу из счетных палочек.
Д\и для активизации словаря: «Запомни и повтори», «Большой-маленький»
Д\и «Выполни команды»- сядь на стул, ляг на кровать, иди к шкафу, иди к столу, возьми из шкафа мяч, положи мяч на стол
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Где котенок?»-котенок на стуле, котенок на диване, котенок на окошке, котенок на кресле
Апрель, 2-я неделя.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: Продолжать формировать обобщающее понятие транспорт. Учить употреблять существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, множественного числа.
Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Лопата», «Змейка».
Дыхательное упражнение: «Самолет летит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Проведи машинку по дорожкам»-рисование волнистых линий
Д\и для активизации словаря: «Назови ласково», «Один-много».
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Машина едет. Машина стоит, машина гудит. Машина синяя. Машина белая. Машина большая.
Апрель, 3-я неделя.
Лексическая тема: Транспорт
Цели: Учить правильно показывать и называть транспорт. Учить называть части машины. Активизировать словарь глаголов. Уточнять произношение гласных и согласных звуков. Учить строить предложения из двух слов.
Артикуляционная гимнастика: «иголочка», «заборчик», «футбол».
Дыхательное упражнение: «Плыви, кораблик!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Проведи машинку по дорожкам»-рисование волнистых линий
Д\и для активизации словаря: «Что едет? что летит? что плывет?», «Назови части машины».
Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Это Вова. У Вовы машина. Вова, дай машину. Машина гудит.
Апрель, 4-я неделя.
Лексическая тема: Насекомые
Цели: Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Лети, бабочка!».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Бабочка» штриховка.
Д\и для активизации словаря: «Где бабочка?», «Вверху или внизу»
Составление предложений по вопросам: Бабочка летает. Кузнечик прыгает. Плела летает. Жук ползет.
Май, 1-я неделя.
Лексическая тема: Цветы
Цели: Учить согласовывать прилагательные с сущ, Учить употреблять cущ в родительном падеже. Формировать плавный вдох, развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Часики».
Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Цветочек» из мозаики.
Д\и для активизации словаря: «Какой цветок», «Чего не стало?»
Составление предложений: У мамы маки. Маки красные. У Сони ромашка. Она белая.
Май, 2-я неделя.
Лексическая тема: Лето
Цели: Развивать диалогическую речь, согласовывать cущ с прилагательным.
Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Иголочка», «Часики».
Дыхательное упражнение: « Дуем на листочки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук: «Дождик и тучка».
Д\и для активизации словаря: «Какой, какая?» солнышко-желтое, трава зеленая, небо голубое.
Составление предложений по картине «Что делаю дети летом?»
Взаимосвязь специалистов
Интеграция усилий логопеда и специалистов ДОУ реализуется в ходе совместного планирования непосредственно-образовательной деятельности, составления общих планов коррекционной работы с детьми, проведении консилиумов, оформлении рекомендаций для родителей. Музыкальный руководитель использует ритмические упражнения, пальчиковую гимнастику, логопедические распевки, дыхательную гимнастику. Воспитатель закрепляет навыки детей, полученные на индивидуальной логопедической деятельности, в режимных моментов, прогулках, театрализованной и игровой деятельности. Педагоги систематически ведут «Тетрадь взаимодействия работы логопеда и воспитателей» с целью преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Медицинский работник
осуществляет контроль по соблюдению требований санитарно – эпидемиологических норм и правил; осуществляет оценку физического развития по данным антропометрических показателей; осуществляет оценку состояния здоровья посредством регулярных осмотров.
Работа с родителями
Учитель- логопед является координатором коррекционно- образовательной работы логопедической группы. Знакомство с семьей, ребенком: проведение анкетирования.
Родители:
- проведение игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребенка;
-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка дома;
-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Информирование родителей о ходе коррекционного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и практические консультации, тематические родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток, семинары, мастер-классы.
Родители получают информацию о коррекционно-развивающей работе еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальной тетради.
Знакомство с семьей, ребенком: проведение анкетирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка
Материал содержит планирование работы воспитателей средней группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождени...
Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе
В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...
Методическая разработка для проведения индивидуального коррекционно-развивающего занятия со слепым ребенком "Необычный гость"
Материал предназначен педагогам ДОУ, работающим с детьми с нарушением зрения....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня
Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ на ребенка с низким уровнем развития психических процессов
Так как на тот момент статус ОВЗ у ребенка с синдромом Дауна не был присвоен, занятия проводились, как с ребенком с низким уровнем развития психическх процессов. Целью было создание благоприятных усло...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.
Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...