Консультация для педагогов: "Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми".
консультация по развитию речи на тему

Марина Владимировна Шонкова

В данном материале вы узнаете об использовании пиктограмм в работе с неговорящими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл piktogramy.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми.

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием. Имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить таким детям в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать интеграции таких детей в широкий социум.

Эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммами называют символические изображения, заменяющие слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

-как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит. Но в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограмм.- сохранить у ребенка желание и мотивацию общаться;

-как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

-как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);

-как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

                 Этапы обучения ребенка работе с пиктограммами.

1.Ознакомление ребенка со знаком- символом и уточнение его понимания:

-идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

-выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;

-выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

-конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т.п. и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы  в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

-выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый;

-выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того, что произносил взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

-составить из пиктограмм пару. Првый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действия, которое можно производить с эти предметом. Например, кукла---играть, яблоко---есть. Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой. На которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать---уши, пить—вода;

-среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например, к группе одежды;

-найти и исправить  ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например: уши--смотреть, глаза—слушать;

-найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

-дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее среди других;

-составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

-составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

-подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

-составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма)—обобщающее понятие—закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами—самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Метод пиктограмм предназначен для коррекционно- педагогической работы с неговорящими детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушениями эмоционально- волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование музыкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает....

Консультация для педагогов «Использование пальчикового театра в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Пальчиковый театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики...

Консультация для педагогов "Использование ритмодекламации в повседневной работе с детьми"

Консультация для воспитателей старших групп детского сада с полезными советами....

Консультация для педагогов "Использование квест - технологии в работе с детьми дошкольного возраста"

Квест - игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности, стре...

Консультация для педагогов «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Одним из важнейших направле­ний коррекционно-развивающей ра­боты является формирова­ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару­шениями интеллектуального разви...

Консультация для педагогов «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Как привлечь детей к театрализованной деятельности и помочь преодолеть неуверенность в себе....

Консультация для педагогов «Использование кубиков Зайцева в работе с детьми старшего возраста»

В наборе Н.А. Зайцева всего 52 кубика. Сам факт того, что это игрушка приближает его к ребенку. А если он ещё и звенит, гремит и поёт делает игру увлекательной и полезной.Для нача...