Статья "Использование мнемотехники в работе с речевыми детьми".
статья (старшая группа) по теме

Пузикова Наталия Владимировна

Чтобы развить творческую инициативу у детей, надо обучить их изображению отдельных объектов природы, поддерживать постоянный интерес, пробудить желание к самостоятельной работе, дать минимум знаний об изобразительном искусстве. В этом воспитателю всегда могут помочь родители, которым давались конкретные рекомендации: сходить с ребенком в музей, театр, посетить выставку, почитать детскую классику или просто погулять в парке, наблюдая удивительную красоту природы в любое время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ststya_1.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№23 компенсирующего вида Невского района  

Санкт-Петребурга

Использование мнемотехники в работе с речевыми детьми

Выполнила воспитатель

          ВКК: Пузикова Н.В.

г.Санкт-Петербург

2013

Введение.

Современный мир не стабилен, изменчив. Сейчас нужны люди, способные принимать не стандартные решения, умеющие творчески мыслить, стремящиеся найти оригинальные и наиболее эффективные способы решения проблем, обладающие стремлением к самосовершенствованию.

Поэтому развитие творческого мышления является актуальной проблемой современной психологии и педагогики.

Предпосылки развития творчества как отношения к жизни возникают уже в дошкольном детстве.

Именно в творческой деятельности у ребенка формируется чувство внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущение полноты жизни, таким образом реализуется положение современной концепции дошкольного воспитания  самостоятельности дошкольного детства.

Я работаю в логопедическом детском саду. К нам поступают дети из разных детских садов с тяжелыми нарушениями речи. Эти дети имеют свои особенности.

Во-первых, у всех нарушена моторика как общая, так  и мелкая, особенно страдают руки.

Во-вторых, плохая зрительная и пространственная ориентировка, нарушено цветоощущение.

В третьих ,у детей нарушены некоторые психические качества, память, внимание, воображение, а так же некоторые мыслительные операции.

Кроме того, очень бедны эмоции детей, дети страдают также быстрой утомляемостью и возбудимостью.

Чтобы развить творческую инициативу у детей, надо обучить их изображению отдельных объектов природы, поддерживать постоянный интерес, пробудить желание к самостоятельной работе, дать минимум знаний об изобразительном искусстве. В этом воспитателю всегда могут помочь родители, которым давались конкретные рекомендации: сходить с ребенком в музей, театр, посетить выставку, почитать детскую классику или просто погулять в парке, наблюдая удивительную красоту природы в любое время года.

Человек получает за свою жизнь огромное количество информации. Однако большую половину узнанного - забывает. Одни люди мирятся с этим, считая, что хорошая память – либо есть , либо ее нет, а другие ищут какой-то способ для улучшения памяти.

Работая с детьми дошкольного возраста с 1983года, я заметила, что у большинства наших детей плохо развиты память, внимание, воображение. То есть – основные психические процессы.

А так как без развития основных психических процессов нельзя говорить об интеллектуальном развитии (умственное плюс творчество).

Я стала заниматься с детьми развитием психических процессов при помощи дидактических игр и упражнений. Использовала в своей работе игры: таких авторов как Никитин, Михайлова, Венгер, Монтессори. Так как результаты были положительные, я решила продолжить эту работу.

В 1996году закончила курс «Теоретического обучения рацио-мнемо-эйдотехники».

Приемы и методика данные на курсах мнемотехники позволили мне добиться хороших результатов в своей работе.

У детей стали быстрее развиваться все психические процессы.

Что же такое мнемотехника?

Мнемос – с греческого языка переводится как память. Богиня памяти Мнемосина.

Эйдос – в переводе с греческого языка – яркий образ.

Память – как процесс запечатления , сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.

Память -  это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение ,письмо) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало.

Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале всю жизнь; это собственное имя, образы родителей, родной язык.

Все это долговременная память.

Но существует и кратковременная память.

Например: нужно не забыть сказать сыну ,чтобы он надел чистую рубашку, не забыть выключить чайник…

Но вот день прошел, и многие подробности связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты.

Такая память и называется кратковременной.

Но кратковременная память может превратиться в долговременную. Бывают ситуации, когда, едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать лицо, которое очень давно было показано нам на фотографии.

Мы получаем информацию благодаря разным органам пяти чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу.

Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую – это память эмоциональная.

Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить:

А) память на слова (словесная или вербальная)

Б) память на образы (образная)

В)память на движения (двигательная)

Г)память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная)

Д)моторная или память привычка

Е)логическая, смысловая

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать  информацию, другими словами, природную пластичность нервно-мозговой ткани («мнемо»).

В дальнейшем, основу памяти будем называть природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте.

Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет)и в дальнейшем может и не развиться.

В ряде случаев при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка – эта способность ослабевает.

Однако Природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал , может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания способов обработки информации.

Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, зазубривает его или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т.е. без средств.

В тех случаях, когда человек старается запомнить что-то, он может использовать рациональные приемы обработки информации, т.е. овладения приемами Рациотехники (логическое мышление).

Мнемотехники (искусственные приемы для запоминания).

Эйдотехники (образное мышление).

Огромный поток информации и невозможности справиться с ее обработкой самостоятельно – это печальная реальность , в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения.

И чтобы всего этого избежать, люди придумали для детей занятия на основе интеллектуального тренинга.

В ходе занятий у детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:

1)применение приемов рацио,мнемо –эйдотехники

2)системность, увязывание любой информации, умение устанавливать связи, образовывать зацепы

3)выделение главного, уменя анализировать, выделение опорных точек

4)осознание логики построения материала, поиск закономерностей

Технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления.

Развитие творческого нетрадиционного владения мира.

Человек может помнить целые поэмы, параграфы, молитвы… Это происходит потому, что данную информацию человек осмысливает, погружается в нее, пропускает через свой опыт, душу и сердце.

Примеров безграничной опосредованной памяти мировая история накопила множество. Напрмер : великий полководец Александр Македонский, знавший тысячи своих солдат по памяти.

Легендарный президент США Т.Рузвельт, помнивший не только своих помощников, но и членов их семей, хранивший в памяти их имена, проблемы, интересы…

Известный советский психолог А.Р.Лурия в течении 30лет наблюдал за журналистом С.В.Шерешевским, который запоминал все, никогда ничего не записывая. Он запоминал слова, придавая им форму, цвет, запах, а его зрительные образы сопровождались вкусовыми, звуковыми ощущениями.

Однажды С.В. Шерешевский, прослушав тон частотой 2000колебаний в секунду, заявил: «Похоже на розово-красный фейерверк, вкус –отвратителен, что-то вроде пересоленных щей...Им можно поранить руку». Для того, чтобы все это запомнить: создавал зрительные образы, картинки и ассоциации, связанные с материалом, который требовалось сохранить.

Секрет феномена памяти С.В. Шерешевского можно объяснить следующим образом. Во-первых, его непосредственная память, та, которая была дана от природы, оказалась очень сильной. Во-вторых, этот человек сумел развить свою природную память, достроить ее целой системой способов запоминания.

Различные способы запоминания начали придумывать уже наши далекие предки. Еще до н.э.

Цицерон произносил длинные речи без бумажки.

Секрет был прост: каждая часть доклада соотносилась оратором с какой-либо комнатой его дома. А свой дом все знают и хорошо помнят. Выступая, оратор как бы переходил из одной комнату в другую. Этот прием называется мнемотехническим.

Развитие памяти у дошкольников

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

В этот период память по скорости развития определяет другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает , видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа.

Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию , делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость ,с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно. Дошкольный период – это эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.

Но к сожалению, не у всех детей развита хорошая память.

И поэтому мы взрослые должны ребенку помочь запоминать, его надо научить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

И поэтому используя с детьми на занятиях по мнемотехнике различные приемы запоминания такие как: сюжетный метод, слова на трансформацию, метод Цицерона, помогли детям развить не только память ,но и речь. Обогатили словарный запас детей, развили воображение.

В дальнейшей работе я увлеклась темой «Петербурговедения».Так как считаю, что мы живем в великом, прекрасном городе, Северной Венеции, музее под открытым небом. Сюда приезжают люди из других городов России и мира полюбоваться городом. И совсем в недалеком прошлом люди гордились званием Петербуржца. Нас отличала особая культура, манера поведения, общения. Это был свой культурный мир, отличающийся от других.

Сейчас мы стали это утрачивать. Уже нет этой культуры, этой манеры поведения у людей.

А как хорошо все это вернуть и гордо носить звание Петербуржца. И вот этой целью я задалась. Поэтому, начиная с 1997года, я стала проводить с детьми занятия по «Нравственному воспитанию детей на основе знакомства с историей и культурой родного город», используя приемы и методы мнемотехники.

Эти занятия позволили детям быстро усваивать информацию, запоминать ее. Занятия проходят в необычной игровой форме и поэтому очень нравятся детям.

Помимо основной задачи «Знакомство с родным городом», на занятии решаются следующие задачи.

Общие задачи занятия.

  1. Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания)
  2. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать.
  3. развитие логики
  4. развитие образного мышления
  5. Умение связно мыслить , составлять рассказы, перекодировать информацию.
  6. Решение общеобразовательных задач.
  7. Содержание информации по всем направлениям учебной программы.
  8. Развитие смекалки.
  9. Тренировка внимания
  10. Навык правильно воспроизвести  графически.

Если ребенка научить использовать все эти общие задачи, то количество опосредовано запомненной информации может резко возрасти.

Все занятия строятся по следующей системе.

1. Настройка – настроить детей на занятие в психологическом плане, эмоциональном , используются приемы экстросенсорики.

2.Упражнение на развитие слуховой памяти (слова)

3.Упражнение на развитие зрительной памяти – слова на трансформацию на сюжет, слова парами.

4. Упражнения на развитие зрительной памяти – использование иллюстрированного материала (открытка +слово).

5.Упражнение из темы внимания ассоциативный тренинг, развития речи и т.д.

6.Физкультурная минутка.

7.Упражнение на внимание, ассоциативный тренинг, воображение, восприятие.

8.Конструирование,лабиринт, тактильные дощечки.

9.Мнемотехника – закрепляющая весь материал.

Методы и приемы к занятиям

Метод трансформации  - это когда мы слова вылепляем одно из другого (на основе пластилинового мультфильма).

Например: заяц, остров, мост, ворота, лопата, солдат, собор, шпиль, крепость, часы, ангел.

Метод сюжетного запоминания – это когда слова связываются в короткий, смешной, необычный рассказ, сказку. Причем связываются слова 1 со2, 2 с 3 и так далее не перескакивая.

Пример:

Листик, ёжик, лужа, вентилятор, гриб, лес, облако, заяц, журнал.

Метод Цицерона – это когда слова прикрепляются к определенному месту в пространстве.

Пример: в правом углу комнаты слово мел, в левом углу цветок, в центре спряталось слово кот и так далее.

Вот эти приемы позволяют детям в достаточно короткий срок научится запоминать много слов (до 25 слов).

Мнемотаблица

Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию: история, природоведение, музыка, иностранный язык, математика, родной язык и т.д.

Виды мнемотаблиц:

1.Развивающие (тренинг основных технических процессов)

2.Обучающие.

Развивающие мнемотаблицы. Задачи.

1.Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления.

2.Перекодирование информации.

3.Образование логических связок.

4. Правильное графическое воспроизведение.

Пример: работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.                                               

Ο

***

З

←  →

       

1 этап. Детям показывается таблица и разбирается то, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы ,т.е. информация группируется (рациотехника).

2 этап. Перекодирование информации (мнемо,эйдотехники) то есть ее преобразование из абстрактных символов в образы.

Например:      

Ο – это зимнее солнце без лучей, мало греет и светит

*** - идет снег

   - это дети  

           

   - темное окно, короткий световой день

З –зима

    - ёлка, новогодний праздник

-снеговик, дети любят лепить из снега

←  →  -ветер дует в разные стороны

∆- горка –дети любят кататься зимой с горки

3 этап. После перекодирования идет составление сюжета,  т.е. отработка одного из методов запоминания.

Например:

Составление сказки, истории.

4этап. Определение логических связок.

Мнемотаблицу педагог составляет таким образом,чтобы можно было устанавливать как можно больше логических связок. При разборе мнемотаблиц, детям задаются следующие вопросы: как запомнить, как все расположено. И далее приводятся логические связки.

Например:

Солнце – один круг, снеговики из трех кругов и т.д.

5 этап. Каждая мнемотаблица имеет свой ключ к воспроизведению информации.

В данной таблице – это буква «3» (зима).

Детям задается вопрос: «Почему в этой табличке «поселилась» буква З»?

Далее рассматриваются качественные характеристики:

Разбор мнемотаблиц идет в течении 1-2минут.

Затем дается время для запоминания 10-15 секунд (фактор воспоминания).Мнемотаблица убирается и дети зарисовывают ее по памяти.

Таким образом, отрабатываются все развивающие мнемотаблицы.

Виды мнемотаблиц

Принципы работы с обучающими таблицами несколько иной, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию, как правило, еще незнакомую детям.

Поэтому, в этом случае, основную задачу берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в определенном направлении.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам -разнообразные.

Коллажи

Коллаж – это учебное пособие ,выполняющее следующие задания.

1.Закрепление различных методов запоминания.

2. Развитие фотографической памяти.

3. Расширение словарного запаса, образного восприятия; умения говорить, рассказывать.

4. Обучающая задача, включающая различную информацию.

Коллаж – это хаотичное расположение набора картинок, иллюстраций, букв, геометрических фигур, цифр.

Кажущийся беспорядок наложенных на формат картинок и составляет суть коллажа.

Детям объясняется, что коллаж похож на «салат» или «винегрет», когда берется много различных продуктов и их смешивают (т.е. соединяют между собой), таким образом получается новое блюдо. Поэтому первая и главная задача коллажа соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом идет отработка сюжетного метода запоминания.

Коллажи бывают:

  1. Развивающие – дети сами могут составлять сюжет, рассказ.
  2. Тематические или обучающие, т.е. содержащие полезную, нужную информацию по определенной теме («история лампочки», «Путешествие в Александринскй театр», «Блокада Ленинграда», «Город и деревня» и т.д.).

Еще на занятиях используем упражнеание игру из школы разведчиков – чудесный мешочек.

Дети должны запомнить, сколько и каких игрушек было на столе, что где стояло, какого цвета и т.д.

Поскольку детям присущ эйдетизм, то они быстро овладевают методами развития образной памяти. Тем более, что все методы обучения – это увлекательная игра.

Дети хорошо запоминают слова, друг с другом не связанные. Если на первом занятии это 5-7 слов, то к концу года до 15-20 слов.

Развитие тактильных ощущений – необходимое условие для воспитания образного мышления. Поэтому в индивидуальной работе я предлагаю детям игру «Кто это?», «Что это?».

Она представляет собой набор дощечек с приклеенными разными по фактуре материалами: мягким мехом с длинным ворсом

,колючей наждачной бумагой, гладким целлулоидом и др. Детям предлагаю пощупать и рассказать, что они чувствуют (что ощущают), что ощутили, на что это похоже, показываю соответствующую иллюстрацию и закрепляю в речи слова-определения: пушистый зайка, колючий ежик и т.д.

На занятиях дети научились свободно выражать свои мысли, следили за речью, приобретали запас новых слов. Тренировалось внимание, творческое воображение.

Проводимые занятия, с использованием мнемотехники, они и игровые и обучающие, и развивающие, и способствуют очень быстрому развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления и т.д.

Используемая литература:

  1. Д.Лапп «Улучшаем память  - в любом возрасте». Издательство «Мир», Москва 1993г.
  2. И.Ю.Матюгин , И.К.Рыбникова «Запоминание цифр№. Эйдос,Москва 1993г.
  3. И.Ю.Матюгин, И.А. Бонк «Как развивать внимание и память вашего ребенка», Эйдос , Москва 1995г.
  4. Общее руководство. Изд.И.Ю.Матюгин,126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти», Эйдос,Москва 1993г.
  5. Е.Д.Сафронова, Обучение на основе интеллектуального тренинга.-Вып.1.-СПб.:Интеркаспий,1996г.
  6. Л.В.Черемошкина, «Развитие памяти детей» популярное пособие для родителей и педагогов, «Академия развития»,Ярославль 1996г.
  7. И.Ю. Маюгин, Е.Л.Жемаева, Е.И.Чакаберия, И.К.Рыбникова «Магия памяти», Москва , Сталкер 1998г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника в работе логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услы...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

"Использование мнемотехники в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"

Использование мнемотехники в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста...

Мнемотехника в работе логопеда с детьми

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...

«Использование метода мнемотехники при работе с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения»

Консультация для воспитателей«Использование метода мнемотехники при работе с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения»Формирование и развитие связной речи традиционно относится к чи...