Конспект открытого занятия по образовательной области "Речевое развитие" обучение грамоте детей в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект НОД был использован от автора Нищева Н.В. "Обучение грамоте детей дошкольного рвозраста" парциональная программа в ДОУ для детей подготовительной к школе группы за 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект на тему "Звук [ф] и буква ф" | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Теремок» с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района
Конспект открытого занятия
по образовательной области «Речевое развитие»
«Обучение грамоте детей дошкольного возравста»
в подготовительной к школе группе по теме:
«Звук [ф] и буква ф»
Составитель:
Байыр-оол А.Ю.
Учитель-логопед
с. Сарыг-Сеп 2022 г
Модель НОД
Образовательная область: Речевое развитие
НОД: Обучение грамоте детей
Возраст группы: Подготовительная группа
Тема: «Звук [ф] и буква ф»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Ознакомление со звуками [Ф], [Фь] и буквой Ф.
Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Ф.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Воспитательные задачи: формирование навыка сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Раздаточный материал: цветные кружки, магнитные буквы, предметные картинки, тетради по числу детей, контейнер с карандашами, звуковая линейка, карточки-шифровки, волшебный мешок.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.
Планируемый результат: развивать у детей связную речь, уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, уметь выполнять работу по заданному алгоритму.
Содержание организованной образовательной деятельности:
- Организационный момент
- Кто показывает фокусы? – (фокусник).
К нам в гости пришли фокусники Фома и Филя. У них случилась
неприятность. Они потеряли шнурок от волшебного мешочка. С их помощью,
они показывают свои фокусы. И не могут их найти. Давайте ребята поможем
Фоме и Филе их найти. А чтобы их найти нужно, выполнить задания.
Развитие мимики:
- Фома и Филя удивились, когда узнали, что ключик потерялся. (показать
удивление)
- Затем они огорчились. (показать огорчение)
- Потом они обрадовались, когда узнали, что им мы поможем его найти. (показать радость)
II. Игра «Подними кружок». Развитие фонематического восприятия.
Педагог предлагает детям встать около стульчиков и раздает им кружки.
- Послушай стихотворение, какой звук встречается чаще всего.
Фиолетовый фломастер
Всё неправильно раскрасил
Флаг, жираф, фонтан – всё это
Фиолетового цвета.
(звук Ф)
- Давайте произнесем звук [ф] все вместе.
- Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] – гласный, или согласный?
Дети: согласный.
- Звук [Ф], согласный, так как воздух встречает преграду (верхние
зубы и нижняя губа).
- При произнесении звука [Ф], например Фома верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «недрожит». Твёрдый звук [Ф].
(обозначаем фишкой синего цвета)
– А в слове Филя, какой звук [фь]? (согласный, глухой, при произнесении звука [Фь] губы «растянуты» в улыбке, верхние зубы касаются нижней губы, горлышко «не дрожит»; мягкий звук Фь;
(обозначаем фишкой зелёного цвета)
- А теперь возьмите по одному синему кружку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].
Для упражнения требуется следующий материал: ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, н; фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо; флаг, батон, кофта, сова, фарфоровый, могучий.
- Молодцы! Вы были очень внимательными и не допустили ошибок.
Педагог убирает кружки.
III. Упражнение «Кто скорее? ». Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
-А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если их произнести быстро вместе. Кто скорее сообразит, тот получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.
Например: Ф, а. Что получится?
1 й ребенок: Фа.
- Правильно, молодец! Получай фишку. Дальше Ф, о. Что получится?
2-й ребенок: Фо.
- Молодец! Получи фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата.
IV. Физминутка.
- А сейчас Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
V. Определение места звуков [ф, ф'] в слове.
- А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые
им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце
слова. Например, Филе очень нравится слово «флажок». Звук [Ф] в этом слове
находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы
определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце
слова.
Ряд слов: филин, шкаф, жираф, фото, Марфа, фигура, фея, фонарь.
(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек)
VI. Работа по букварю.
- Посмотрите на картинку в верхней части страницы.
Фиолетовый фломастер
Всё неправильно раскрасил
Флаг, жираф, фонтан – всё это
Фиолетового цвета
- Назовите в каких словах есть звук [Ф]. А теперь посмотрите возле буквы Ф есть синий и зелёный кружок, что они обозначают.
- Давайте составим букву из элементов: палочки и двух кружочков.
Чтение слогов и слов.
- Давайте рассмотрим картинки и надписи под ними.
ПУФ – это мебель, на нём можно сидеть.
У Кати муфта. Муфта — это одежда. В муфту прячут от холода руки.
Тут Пиф.
Там Ниф-Ниф, Наф –Наф, Нуф-Нуф.
Кто такой Пиф?
Дети: это собака.
Кто такие Ниф, Наф, Нуф?
Дети: это поросята.
VII. Работа в тетради.
- Что вы видите в верхней части страницы. Раскрасьте буквы. Какой карандаш вам понадобится? Почему? А теперь раскрасьте флаг и футболку.
Пальчиковая гимнастика «Облака».
В синем небе облака, Попеременно ритмично хлопают в
Белоснежные бока. ладоши и стучат кулачками.
Это - зайка, Загибают большие пальцы на обеих руках.
Это – кот, Загибают указательные пальцы на обеих руках.
А вот это – бегемот, Загибают средние пальцы на обеих руках.
Над рекой – высотный дом, Загибают безымянные пальцы на обеих руках.
А за домом - снежный ком, Загибают мизинец пальцы на обеих руках
Можно целый день сидеть, Попеременно ритмично хлопают в ладоши и
В небо синее глядеть, стучат кулачками.
Где летают облака,
Белоснежные бока.
- Давайте напишем букву Ф в воздухе. Теперь посмотрите, как я пишу эту букву на доске. Напишите эту букву в тетради.
IX. Игра «Шифровка»
- Я приготовила карточку. Какой буквы не хватает. (финики, фото, фомка)
X. Окончание занятия. Оценка работы детей.
- Какие звуки мы учились различать? Расскажите про звук [Ф].
- Вспомните слова со звуком [Ф]. Расскажите про звук Фь. Вспомните слова со звуком [Фь]. Фома и Филя хотят Вас отблагодарить за помощь и говорят: «Досвидание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого показа непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной к школе группе "Берёзовая роща"
Через стихи, музыку, картины передавать образ белоствольной красавицы - берёзы....
Конспект открытого занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Лепка. Подготовительная к школе группа. Тема: « Как мы занимаемся физкультурой»
Программное содержание: Закрепить умение детей лепить фигуру человека в движении из целого куска пластилина скульптурным способом. Соблюдать относительную величину частей фигуры, продумать и передать ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Цель. Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1. Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи...
Конспект физкультурного занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей в подготовительной к школе группе «Дорогою добра»
Данное занятие предложено для духовно-нравственного воспитания старшего дошкольника инструкторам ФК и воспитателям с целью развития доброты, сплоченности и взаимовыручки в детском коллективе, для проф...
Конспект открытого занятия с элементами нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной к школе группы «Весна»
Цель: формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать мелкую...
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие по островам Математики» для подготовительной к школе группы.
На занятии дети подготовительной группы отправятся в увлекательное «морское путешествие», где на разных «островах» в игровой форме смогут закрепить и обобщить полученные в тече...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Цель. Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1. Сформировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на до...