КОНСПЕКТ НОД по ЗКР с элементами обучения грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Лунтик хочет подружиться со спортом» Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Батанина Анастасия Михайловна

Закрепление правильного произношения звуков, совершенствовать навык определения места звука в слове, навык фонематичекого анализа и синтеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_gramota_.docx178.54 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ комбинированного вида №130 города Липецка

КОНСПЕКТ НОД

по ЗКР с элементами обучения грамоте
в логопедической подготовительной к школе группе

«Лунтик хочет

подружиться со спортом» 

 

Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.

(в рамках проекта «Навстречу Олимпиаде»)

D:\Фото Сад\Проект СПОРТ\Фото0988.jpg

        Подготовила:

Учитель-логопед

Батанина А.М.

Липецк, 2014

Цель: дифференцировать звуки [л- лʹ] в словах.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить правильное произношение звуков [л], [лʹ];
  • Закрепить навыки дифференциации звуков в словах;
  • Повторить графический образ буквы Л;
  • Совершенствовать навык определения мета звука в слове;
  • Совершенствовать навык звукового анализа слов;
  • Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
  • Совершенствовать навык составления предложений с предлогом по схеме;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематические процессы;
  • Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • Развивать пространственную ориентацию;
  • Развивать воображение;
  • Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • Развивать память;
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль;
  • Прививать привычку вести здоровый образ жизни;
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, социализация.

Оборудование: карточки с буквами, изображение следов с картинками, квадраты синего и зеленого цвета, предметные картинки слов со звуками [л- лʹ], «звуковые домики», звуковые схемы слов, корзина, лупа, лыжи, изображение медали с текстом на обратной стороне, карандаши (синие, зеленые), индивидуальные карточки с картинкой и надписью, схема предложения, кроссворд.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Дети входят в группу и видят на полу следы.

Л: - Ребята, посмотрите, кто-то у нас побывал, наследил. А следы интересные с картинками. Давайте попробуем угадать, кто здесь был?

А для этого составим слово по первым звукам названия каждой картинки. Определите первый звук в слове и поместите соответствующую букву на доску.

Дети из предложенных букв (на столе) выбирают соответствующие буквы и помещают на доску. (лук, утюг, носки, тигр, игла, карандаш)

Л: Какое слово получилось?

Д: ЛУНТИК.

Л: А кто это Лунтик?

Д: Это герой мультфильма. Он спустился с Луны.

Появляется игрушка Лунтик.

Л: Ребята, посмотрите, Лунтик что-то с собой принёс. Это что?

Д: Лыжи.

Л:  Для чего они нужны?

Давайте сегодня Лунтику расскажем о спорте, чтобы он тоже был сильным и здоровым.

  1. Основная часть.

Л: Послушайте внимательно слова: Ллллунтик, Ллллуна, ллллыжи.

Какой первый звук слышится в этих словах?

Д: Звук [л].

Л: А теперь послушайте слова: землллля, ллллететь. Какой одинаковый согласный звук слышите?

Д: Звук [лʹ].

Л: Давайте вспомним, чем похожи звуки [л- лʹ].

Д: Согласные, звонкие.

Л: Чем отличаются?

Д: Мягкий и твердый.

Л: Каким цветом обозначим звук [л]. А звук [лʹ]? (Поместить справа и слева синий и красный квадратик).

Л: Ребята, а как на письме обозначить звуки [л- лʹ]?

Д: Буквой Л. (В центре на доске буква Л)

Л: Давайте покажем эту букву пальчиками, напишем ее в воздухе.

Логопед и дети показывают пальчиковый образ буквы Л.

Л: Ребята, давайте расскажем Лунтику, какие виды спорта мы знаем.

Д\и «Не ошибись»

Я  буду  называть  виды  спорта.  Если  в названии услышите звуки [л]  или  [лʹ] – вы  должны  присесть,  если  нет этих звуков в названии – вы  должны  подпрыгнуть.

        Фигурное  катание,  биатлон, бокс,  прыжки  в  длину,  прыжки  в  высоту,  хоккей,  велогонки,  плавание,  слалом, борьба, футбол, сноубординг, кёрлинг.

 

Л: Молодцы! А теперь давайте разделим на слоги слова, названия видов спорта, в которых слышатся звуки [л- лʹ]. Как узнать сколько в слове слогов?

Дети делят слова на слоги.  

Фут-бол, кёр-линг, сла-лом, би-ат-лон, пла-ва-ни-е, ве-ло-гон-ки, ат-ле-ти-ка, бас-кет-бол, ске-ле-тон.

Л: А теперь поможем Лунтику разделить спортивное снаряжение в домики – синий и зеленый.

Д\и «Домики»

В зеленый домик – инвентарь, в названии которого слышится мягкий звук, а в синий – с твердым звуком. Не забывайте определять место звуков в слове.

        Дети по очереди выполняют задание (каждому по одной карточке).

Например: В слове лыжи звук [л]  слышу в начале  слова, помещу в синий домик.

        Лыжи, палки, клюшка, шлем, медаль.

Л: Молодцы, вы правильно выполнили это задание.

А теперь давайте отдохнем, покажем Лунтику, как надо разминаться, чтобы стать настоящим спортсменом.

Динамическая пауза «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
(Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.
(Ходьба на месте.)
От души мы потянулись,
(Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.

Л: Ребята, посмотрите, что оставил вам Лунтик. (Схемы слов).

Д\и «Подбери слово к схеме»

Л: Посмотрите, Лунтик забыл свою корзинку. Попробуем угадать, что там лежит

ЛУПА или ЛИПА.

Обратите внимание на схему.

Д: Лупа

Л: Почему вы так думаете? Объясните.

Д: В слове ЛУПА первый звук Л – он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

Логопед достает из корзинки лупу.

Л: Действительно, Лунтик положил в корзину лупу. А как вы думаете, для чего нужна лупа?

Д: Через лупу можно рассматривать мелкие предметы.

Л: А для чего она понадобилась Лунтику? Что он мог бы увидеть с помощью лупы – звуки или буквы?

Д: Буквы, потому что звуки мы произносим и слышим.

Л: Ребята, а корзине лежит еще что-то. Отгадайте, что это?

Этот знак не продают,

А торжественно вручают.

За спортивные успехи

Им достойных награждают.        

Д: Медаль.

Л: Давайте посмотрим.

Дети достают из корзины медаль.

Л: Расскажите Лунтику, кто и когда в спорте получает медаль? Как  называют человека, который получил медаль? (Медалист)

Упражнение «Живое слово»

Л: Ой, только посмотрите, Лунтик что-то написал на обратной стороне медали.

        Логопед помещает картинку на доску.

А я поняла, Лунтик писал, писал и устал и слова «наехали» друг на друга.

СТУЛИСТОЛИСАКУЛАМПА (слова написаны слитно на обратной стороне картинки).

Л: Ребята, попробуем найти, прочитать слова, которые написал Лунтик. Будем читать и находить соответствующие картинки.

Дети читают слова и находят соответствующие картинки.

Л: Ребята, внимательно посмотрите, Лунтик подписал все картинки. Проверьте, правильно ли он их подписал.

Д: Нет, тут есть лишние буквы.

Л: Давайте сядем за столы. И выполним это задание, которое не получилось у Лунтика.

А сначала разомнем пальчики.

Пальцы крепко прижимаем  (дотронуться пальчиками до большого, на обеих руках)

И ладошки растираем.    (потирать ладони)

Сильно, сильно, сильно жмем,   (руки в «замок», пальчики сжимать)

Разогреться им даем.   (потирать ладони)

Л: Зачеркните лишние буквы, которых не должно быть в названии картинок.

Дети выполняют задание.

Л: А теперь подчеркните букву Л синим цветом, если она обозначает твердый звук или зеленым, если буква Л обозначает мягкий звук.

Л: Поменяйтесь листочками, проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

«Составь упражнение по схеме»

Л: Какие молодцы, почти все задания с Лунтиком выполнили, помогли ему. А в корзине еще что-то лежит. (Логопед достает схему предложения).

Что это нарисовал Лунтик?

Д: Схему предложения.

Л: Уточним количество слов в предложении.

Д: В предложении 4 слова.

Л: Какие слова мы обозначаем треугольником?

Д: Короткие слова – предлоги.

Л: Вспомните, какие вы знаете предлоги.

Д: В, НА, НАД,ПОД, ЗА, ИЗ, С

Л: Давайте подарим Лунтику предложения со словами, в которых слышим звуки

[л- лʹ]. А картинки у вас в руках. Составьте предложение по схеме, используя каждый свое слово.

Дети составляют предложение и складывают картинки в корзину.

Кроссворд «Олимпиада».

Л: В России в городе Сочи сейчас проходит зимние олимпийские игры. 

   Лунтик узнал,  что вы любите разгадывать кроссворды и предлагает вам кроссворд «ОЛИМПИАДА» 

Вопросы.

  1. Спортсмен, который соревнуется на лыжах.
  2. Высшее звание, которым награждаются спортсмены на олимпийских играх за лучшее выполнение программы.
  3. Награда, которую получают три лучших спортсмена в любом виде спорта.
  4. Из какого металла сделана медаль, которую вручают олимпийскому чемпиону.
  5. С помощью чего зажигается олимпийский огонь во время открытия Олимпийских игр?

Л: Молодцы! Посмотрите, в корзинке Лунтик оставил для вас медали. Хотя они шоколадные, мы надеемся, что вы вырастите настоящими спортсменами, и завоюете настоящие олимпийские медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".

На занятии дети  помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм.

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм....