КОНСПЕКТ НОД по ЗКР с элементами обучения грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Лунтик хочет подружиться со спортом» Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Закрепление правильного произношения звуков, совершенствовать навык определения места звука в слове, навык фонематичекого анализа и синтеза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_gramota_.docx | 178.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ комбинированного вида №130 города Липецка
КОНСПЕКТ НОД
по ЗКР с элементами обучения грамоте
в логопедической подготовительной к школе группе
«Лунтик хочет
подружиться со спортом»
Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.
(в рамках проекта «Навстречу Олимпиаде»)
Подготовила:
Учитель-логопед
Батанина А.М.
Липецк, 2014
Цель: дифференцировать звуки [л- лʹ] в словах.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить правильное произношение звуков [л], [лʹ];
- Закрепить навыки дифференциации звуков в словах;
- Повторить графический образ буквы Л;
- Совершенствовать навык определения мета звука в слове;
- Совершенствовать навык звукового анализа слов;
- Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- Совершенствовать навык составления предложений с предлогом по схеме;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематические процессы;
- Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;
- Развивать зрительное и слуховое восприятие;
- Развивать пространственную ориентацию;
- Развивать воображение;
- Развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- Развивать память;
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль;
- Прививать привычку вести здоровый образ жизни;
- Воспитывать чувство коллективизма.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, социализация.
Оборудование: карточки с буквами, изображение следов с картинками, квадраты синего и зеленого цвета, предметные картинки слов со звуками [л- лʹ], «звуковые домики», звуковые схемы слов, корзина, лупа, лыжи, изображение медали с текстом на обратной стороне, карандаши (синие, зеленые), индивидуальные карточки с картинкой и надписью, схема предложения, кроссворд.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Дети входят в группу и видят на полу следы.
Л: - Ребята, посмотрите, кто-то у нас побывал, наследил. А следы интересные с картинками. Давайте попробуем угадать, кто здесь был?
А для этого составим слово по первым звукам названия каждой картинки. Определите первый звук в слове и поместите соответствующую букву на доску.
Дети из предложенных букв (на столе) выбирают соответствующие буквы и помещают на доску. (лук, утюг, носки, тигр, игла, карандаш)
Л: Какое слово получилось?
Д: ЛУНТИК.
Л: А кто это Лунтик?
Д: Это герой мультфильма. Он спустился с Луны.
Появляется игрушка Лунтик.
Л: Ребята, посмотрите, Лунтик что-то с собой принёс. Это что?
Д: Лыжи.
Л: Для чего они нужны?
Давайте сегодня Лунтику расскажем о спорте, чтобы он тоже был сильным и здоровым.
- Основная часть.
Л: Послушайте внимательно слова: Ллллунтик, Ллллуна, ллллыжи.
Какой первый звук слышится в этих словах?
Д: Звук [л].
Л: А теперь послушайте слова: землллля, ллллететь. Какой одинаковый согласный звук слышите?
Д: Звук [лʹ].
Л: Давайте вспомним, чем похожи звуки [л- лʹ].
Д: Согласные, звонкие.
Л: Чем отличаются?
Д: Мягкий и твердый.
Л: Каким цветом обозначим звук [л]. А звук [лʹ]? (Поместить справа и слева синий и красный квадратик).
Л: Ребята, а как на письме обозначить звуки [л- лʹ]?
Д: Буквой Л. (В центре на доске буква Л)
Л: Давайте покажем эту букву пальчиками, напишем ее в воздухе.
Логопед и дети показывают пальчиковый образ буквы Л.
Л: Ребята, давайте расскажем Лунтику, какие виды спорта мы знаем.
Д\и «Не ошибись»
Я буду называть виды спорта. Если в названии услышите звуки [л] или [лʹ] – вы должны присесть, если нет этих звуков в названии – вы должны подпрыгнуть.
Фигурное катание, биатлон, бокс, прыжки в длину, прыжки в высоту, хоккей, велогонки, плавание, слалом, борьба, футбол, сноубординг, кёрлинг.
Л: Молодцы! А теперь давайте разделим на слоги слова, названия видов спорта, в которых слышатся звуки [л- лʹ]. Как узнать сколько в слове слогов?
Дети делят слова на слоги.
Фут-бол, кёр-линг, сла-лом, би-ат-лон, пла-ва-ни-е, ве-ло-гон-ки, ат-ле-ти-ка, бас-кет-бол, ске-ле-тон.
Л: А теперь поможем Лунтику разделить спортивное снаряжение в домики – синий и зеленый.
Д\и «Домики»
В зеленый домик – инвентарь, в названии которого слышится мягкий звук, а в синий – с твердым звуком. Не забывайте определять место звуков в слове.
Дети по очереди выполняют задание (каждому по одной карточке).
Например: В слове лыжи звук [л] слышу в начале слова, помещу в синий домик.
Лыжи, палки, клюшка, шлем, медаль.
Л: Молодцы, вы правильно выполнили это задание.
А теперь давайте отдохнем, покажем Лунтику, как надо разминаться, чтобы стать настоящим спортсменом.
Динамическая пауза «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
Л: Ребята, посмотрите, что оставил вам Лунтик. (Схемы слов).
Д\и «Подбери слово к схеме»
Л: Посмотрите, Лунтик забыл свою корзинку. Попробуем угадать, что там лежит
ЛУПА или ЛИПА.
Обратите внимание на схему.
Д: Лупа
Л: Почему вы так думаете? Объясните.
Д: В слове ЛУПА первый звук Л – он согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.
Логопед достает из корзинки лупу.
Л: Действительно, Лунтик положил в корзину лупу. А как вы думаете, для чего нужна лупа?
Д: Через лупу можно рассматривать мелкие предметы.
Л: А для чего она понадобилась Лунтику? Что он мог бы увидеть с помощью лупы – звуки или буквы?
Д: Буквы, потому что звуки мы произносим и слышим.
Л: Ребята, а корзине лежит еще что-то. Отгадайте, что это?
Этот знак не продают,
А торжественно вручают.
За спортивные успехи
Им достойных награждают.
Д: Медаль.
Л: Давайте посмотрим.
Дети достают из корзины медаль.
Л: Расскажите Лунтику, кто и когда в спорте получает медаль? Как называют человека, который получил медаль? (Медалист)
Упражнение «Живое слово»
Л: Ой, только посмотрите, Лунтик что-то написал на обратной стороне медали.
Логопед помещает картинку на доску.
А я поняла, Лунтик писал, писал и устал и слова «наехали» друг на друга.
СТУЛИСТОЛИСАКУЛАМПА (слова написаны слитно на обратной стороне картинки).
Л: Ребята, попробуем найти, прочитать слова, которые написал Лунтик. Будем читать и находить соответствующие картинки.
Дети читают слова и находят соответствующие картинки.
Л: Ребята, внимательно посмотрите, Лунтик подписал все картинки. Проверьте, правильно ли он их подписал.
Д: Нет, тут есть лишние буквы.
Л: Давайте сядем за столы. И выполним это задание, которое не получилось у Лунтика.
А сначала разомнем пальчики.
Пальцы крепко прижимаем (дотронуться пальчиками до большого, на обеих руках)
И ладошки растираем. (потирать ладони)
Сильно, сильно, сильно жмем, (руки в «замок», пальчики сжимать)
Разогреться им даем. (потирать ладони)
Л: Зачеркните лишние буквы, которых не должно быть в названии картинок.
Дети выполняют задание.
Л: А теперь подчеркните букву Л синим цветом, если она обозначает твердый звук или зеленым, если буква Л обозначает мягкий звук.
Л: Поменяйтесь листочками, проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.
«Составь упражнение по схеме»
Л: Какие молодцы, почти все задания с Лунтиком выполнили, помогли ему. А в корзине еще что-то лежит. (Логопед достает схему предложения).
Что это нарисовал Лунтик?
Д: Схему предложения.
Л: Уточним количество слов в предложении.
Д: В предложении 4 слова.
Л: Какие слова мы обозначаем треугольником?
Д: Короткие слова – предлоги.
Л: Вспомните, какие вы знаете предлоги.
Д: В, НА, НАД,ПОД, ЗА, ИЗ, С
Л: Давайте подарим Лунтику предложения со словами, в которых слышим звуки
[л- лʹ]. А картинки у вас в руках. Составьте предложение по схеме, используя каждый свое слово.
Дети составляют предложение и складывают картинки в корзину.
Кроссворд «Олимпиада».
Л: В России в городе Сочи сейчас проходит зимние олимпийские игры.
Лунтик узнал, что вы любите разгадывать кроссворды и предлагает вам кроссворд «ОЛИМПИАДА»
Вопросы.
- Спортсмен, который соревнуется на лыжах.
- Высшее звание, которым награждаются спортсмены на олимпийских играх за лучшее выполнение программы.
- Награда, которую получают три лучших спортсмена в любом виде спорта.
- Из какого металла сделана медаль, которую вручают олимпийскому чемпиону.
- С помощью чего зажигается олимпийский огонь во время открытия Олимпийских игр?
Л: Молодцы! Посмотрите, в корзинке Лунтик оставил для вас медали. Хотя они шоколадные, мы надеемся, что вы вырастите настоящими спортсменами, и завоюете настоящие олимпийские медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».
Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."
Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".
На занятии дети помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...
Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе на тему: «К нам пришла зима. Звук и буква «Э»»
Повторить признаки зимы. Познакомиться с буквой "Э"...
Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм.
Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм....